Интернет-журнал «Лицей»

Ушел из жизни Дмитрий Учуваткин

Дмитрий Учуваткин. Фото Ирины Ларионовой

Карельское изобразительное искусство снова в трауре. Вчера проводили в последний путь Бориса Кукшиева, а сегодня стало известно, что ночью не стало еще одного замечательного художника.

Дмитрий Учуваткин  — прекрасный художник со своей запоминающейся манерой. Его замысловатые и фантастические сюжеты удивляли. Откуда он черпал идеи и образы? У него никогда не было проблем с темой, он любил придумывать и моделировать мир своих картин, и на это ему с лихвой хватало яркой фантазии.

В прошлое лето он создал замечательный двойной портрет с женой, который  до сих пор  стоит у меня в глазах — это гимн семейному счастью.

Дмитрий любил создавать интерьерные вещи, у него это отлично получалось. Из любого плохонького выкинутого стула мог создать шедевр.

Его всегда интересовала тема «Калевалы». Вот и на последней Республиканской выставке он представил картину  «Так скончался Лемминкяйнен». Когда сейчас смотрю на нее, ее создание мне кажется мистическим. В последнее время Дмитрий большими периодами жил на даче, предпочитая ее городу. Так вот, на картине  образ Лемминкяйнена чем-то напоминает автора, а на дальнем плане он изобразил белого лебедя как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Оказывается, сочетая в себе две стихии — воздуха и воды, — лебедь является птицей жизни, и в то же время может олицетворять смерть.

В последние годы мы очень дружили, живя летом в Машезеро, и Дима раскрылся для меня с новой стороны: как очень внимательный и заботливый муж, искренний и задушевный друг. Уже не вернуть нам этих длинных прогулок по лесным машезерским тропинкам, которые он с детства знал наизусть. Грибы  шли к нему в руки как к никому другому. Не будет больше наших групповых вылазок на дальние маршруты, это называлось «сходить на натюрморты».

Дима очень любил природу, чувствовал ее.  Его акварельные пейзажи получались такими прозрачными, как наши карельские озера. Даже не верится, что не будет наших общих посиделок за самоварчиком, хотя Дима всегда предпочитал чаю кофе. Последние четыре года он был буквально неразлучен с женой-художником, которую иначе как Эйлушка и не называл. Даже в магазин и на родник они ходили всегда вместе. Эту экстравагантную пару знали в Машезеро многие.

Искренне сочувствую горю и приношу соболезнования всем родственникам Дмитрия, друзьям и близким, тем, кто любил его самого и его творчество.

Дмитрий Учуваткин. «Так скончался Лемминкяйнен»

Фото Ирины Ларионовой

 

 

Exit mobile version