В Доме актера СТД Карелии открыта выставка Дмитрия Учуваткина.
Дмитрию принадлежит идея «Левое фойе», который уже несколько лет он устраивает в Национальном театре и сам довольно часто выставляет на этой площадке свои работы. И вот небольшая экспозиция в Доме актера, где ее по понятным причинам увидит небольшой круг людей, только те, кто бывают в Союзе театральных деятелей или кто проявит настойчивость, чтобы попасть туда.
На выставке представлены произведения разных лет, потому что выставка в некотором смысле юбилейная. Но поскольку автор не любит юбилейного шума, он предпочел для выставки это закрытое помещение.
Произведения, здесь представленные, будто вылеплены из разного теста. Первые словно сотканы из неба – светлые пейзажные этюды, созданные на природе, среди карельских ламбушек и озер. Учуваткин страстно любит природу, она его вдохновляет. Летом ходит на этюды, для чего готов преодолевать немалые расстояния. Другая часть – замысловатые, тяжеловесные в тоновом смысле картины с фантасмагорическим сюжетом. Среди таких образов, не совсем мне понятных и чудных, его Passim или «Черная мумма». Это полная противоположность воздушно-прозрачным акварелям и по тематике, и по колориту.
По признанию художника, пишет он их зимой. Вот загадка: почему у художника рождаются такие образы? Дмитрий признается, что иногда замысел возникает случайно, порой после прочитанной книги. Так получилось с сюжетом «Черной муммы», созданной после знакомства с поэмой Генриха Гейне «Атта Тролль». Как правило, это странные персонажи, волшебные птицы. Среди подобных полотен мне более понятен и симпатичен его дивный ветхозаветный пророк «Иона», написанный в 2010 году.
А более всего греют душу почти бессюжетные натюрморты Учуваткина, в которых часто каждая небольшая часть может считаться отдельной картиной. В его натюрморты хочется вглядываться, как вчитываешься в повесть или роман. В них есть что-то от модернистских исканий, не зря художник предпочитает, чтобы его полотна рассматривали как элементы интерьера. Более того, каждый раз он выстраивает внутреннее пространство картины колористически и сюжетно, исходя из поставленных интерьерных задач.
– Мне интересно моделировать и организовывать пространство внутри самой картины, – объясняет Дмитрий. – Например, я никогда не пишу конкретный натюрморт.
Среди работ художника на выставке обращает на себя внимание скромный, но очень проникновенный автопортрет 1977 года. На небольшого формата картине мы видим юношу 18 лет. По-моему, автору удалось запечатлеть в его лице все сомнения и печали юности. Любопытно было бы увидеть новый автопортрет автора спустя 37 лет.
Фото Ирины Ларионовой