Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное

Уйдя, удивить

Д. Учуваткин. Хозяйка Похъелы Лоухи (в центре)

В фойе Национального театра 26 ноября открылась выставка, посвященная памяти художника Дмитрия Учуваткина. Его не стало ровно год назад.

«Летел и таял…»  Дмитрий любил эту песню группы «АукцЫон». На вернисаже думалось: «Летел и таял как сегодняшний снег…».  Но нет, художник ушел, а его произведения и память о нем живы в наших сердцах.

Дмитрий любил это светлое и уютное фойе с хорошим освещением. Недаром он облюбовал его в свое время  и много лет подряд был организатором и куратором целого ряда интересных выставок «Левое фойе».

Афишу к выставке создал Виталий Наконечный
Афишу к выставке создал Виталий Наконечный

В день его памяти в зале собралось неожиданно много людей: художники, коллеги, друзья, дети и родственники, а также почитатели творчества Дмитрия Учуваткина. Многие из них были буквально обескуражены: часть картин была им совершенно не знакома. Так что уже уйдя, Дмитрий и тут смог удивить.

На вернисаже выставки Дмитрия Учуваткина

Слева направо: сын художника Филипп, дочь Ксения, Эйла Тимонен, председатель Союза художников РК Владимир Баландин
Слева направо: сын художника Филипп, дочь Ксения, Эйла Тимонен, председатель Союза художников РК Владимир Баландин

На вернисаже Дмитрия Учуваткина

Д. Учуваткин. Автопортрет
Автопортрет

Дмитрий всегда был оригинален, и не только внешне. На него нельзя было не обратить внимание: высокий, худощавый, длинные черные с проседью волосы, борода и усы, живые темные глаза. В Дмитрии не было беспокойства и спешки, наоборот,  он всегда казался беззаботным и расслабленным. Никогда не видела его куда-то бегущим, торопящимся. Возможно, в последнее время, когда наше знакомство переросло в дружбу, ему уже не давала спешить болезнь.

– Его талант проявлялся во многом: он создавал необычные интерьеры, музейные экспозиции, его афиши всегда были своеобразные и запоминающиеся, – вспоминал на вернисаже  коллега по Мухинскому училищу Георгий Иванов. – Дмитрий был отличным декоратором, любил живопись, успешно пробовал себя в коллажах, а в последние годы любил рисовать акварелью.

В  экспозицию  вошли работы из частных коллекций, то есть в основном это работы, подаренные художником друзьям. Есть коллекционеры, не желающие расставаться с произведениями даже на время. Но в данном случае, все уступили желанию и просьбе вдовы Эйлы Тимонен. Это была ее идея сделать выставку именно в день ухода Дмитрия из жизни, чтобы можно было собраться и вспомнить художника. Выставка и в самом деле получилась интересной.

Неожиданно она вызвала много эмоций и неподдельное удивление.  Дмитрия все знали, вместе участвовали в выставках, общались, но, как оказалось, имели о его творчестве отнюдь не полное представление.

В одной экспозиции оказались вместе разные произведения. Свои калевальские сюжеты он писал, вникая в леннротовский текст, который переводила ему жена. Эйла сокрушалась, что Дмитрий так и не успел посетить калевальские места, куда ему так хотелось съездить.

Астильба
Астильба

В экспозиции  представлены  чудесные натюрморты, декоративные и выполненные в технике коллажа. Обращает на себя внимание живописный букет белой астильбы в раме из серебристой фольги – очень свежий, сочный, по-летнему сияющий летний натюрморт. В его работах вообще часто встречаются растения, иногда это диковинные и фантастические цветы. Дмитрий всегда по особенному относился к природе, любил бродить по лесу, был неравнодушен к цветам и озеру. Всегда замечал и мог по достоинству оценить даже небольшой букет из скромных полевых цветов.

Есть в экспозиции и иного плана образы – мистические, таинственные, сказочные, непонятные. Его палитра в таких случаях полностью менялась, становясь более сочной, темной, контрастной, придавая произведению еще большую загадочность.  Учуваткин был фигурой романтической: в его душе жил поэт, иногда его стихи прорывались наружу.

 

Мечтание при луне
Мечтание при луне
Морж Русалка
Морж Русалка
За окном
За окном

Вспоминая Дмитрия, коллеги удивлялись, как непросто складывалась его художническая судьба. В Союз художников России он вступил только перед смертью. В творчестве всегда шел своим путем, не обращая внимания на других.

Тройной портрет
Тройной портрет

– Работал он очень необычно, – рассказывает вдова, театральный художник Эйла Тимонен. – Все художники обычно начинают работу с каких-то набросков, этюдов. Дима рисовал в голове. Работал ли в огороде, шел ли по лесу за грибами, сидел ли с удочкой. А потом приступал к полотну так, как будто все наброски уже сделаны.

Вернисаж и вечер, посвященный одному их самых загадочных карельских художников  Дмитрию Учуваткину, получились на редкость теплыми и проникновенными. Художники надеются, что выставки с названием «Левое фойе» в память о его организаторе Дмитрии Учуваткине с согласия театра продолжатся.

Эйла Тимонен
Эйла Тимонен
Зал был полон
Зал был полон

На вернисаже Дмитрия Учуваткина

 

Фото Ирины Ларионовой