Два года назад, 14 ноября, с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМА-22». Во время полёта командир экипажа не раз звонил своей первой учительнице.
Одиннадцатый год подряд, летом или осенью, снова здороваюсь и снова прощаюсь с тысячелетними стражами маленькой Балаклавы (район Севастополя) – древними горами, окружившими знаменитую в истории черноморскую бухту. Здесь впервые отправилась к морю по высокогорной тропе, преодолевая страх высоты. Эта узкая тропа тянется по кромке берегового обрыва, по ней хаживали давние наши предки. Долго и круто вьется вверх по обнаженному склону, а на высоте 250 метров проходит над морем по полке, вырубленной некогда в обрыве. Там вниз лучше не смотреть…
Балаклава. Бухта
По мере спуска вниз (на пути в Балаклаву) перед глазами вырастают величавые останки Генуэзской крепости, которым, как и городку, уже больше двух с половиной тысяч лет…
После полуторачасового восхождения и спуска, после пережитого волнения от головокружительной высоты, красоты и опасности чувствуешь себя так, как будто побывала в Космосе…
И вот два года назад связь этих древних гор с космосом из области ощущений перешла в реальность. Над ними пролетал космический корабль, который вёл Антон Шкаплеров. Школьником он бегал вприпрыжку к открытому морю по этой высокогорной тропе, старшеклассником парил над городком на планере и самолете. Мечтал увидеть свою Балаклаву и всю Землю из иллюминатора космического корабля. И увидел.
Теперь в скверике у школы, в которой Антон учился с первого класса и до выпускного бала, среди кустов роз тянется к небу молоденький кипарис. Рядом табличка с надписью: «Дерево посадил выпускник школы N 30 Шкаплеров Антон Николаевич. 2012 год». Как тут пройти мимо?
***
Хотя занятия уже закончились, и в школьных коридорах стало тихо и пусто, и я не очень надеялась застать кого-то из учителей, – в приемной директора мне приветливо предложили: «Вам лучше побеседовать с Ириной Михайловной Богдановой, она не ушла ещё. Это первая учительница Антона Николаевича и завуч начальных классов…». Какая удача!
Скоро стало понятно, что беседую с человеком, влюбленным в свою профессию, несмотря на 34-й год работы в школе. Ирине Михайловне на вид не больше тридцати пяти, хотя по календарю 52. Родилась и окончила школу в Балаклаве, когда этот городок был еще в СССР и засекречен как база советского подводного флота. Она прекрасно помнит тот долгожданный день, когда ей, девятнадцатилетней выпускнице педагогического училища, доверили первый в её жизни класс – 2 «Б». Она любила всех своих учеников, и они платили взаимностью.
– Антон Шкаплеров – подвижный мальчик с горящими глазами, выделялся и яркой внешностью, и редкой в его возрасте готовностью поддержать все мои порывы сделать жизнь класса интересней. Конечно, я это очень ценила и была благодарна моему маленькому помощнику и рыцарю, – вспоминает Ирина Михайловна. – Отличником Антон не был, но учился хорошо. Все мы знали, что он мечтает стать космонавтом, как Юрий Гагарин. Он и готовился к этому с упорством взрослого: отлично плавал, всегда любил спорт, а в пятнадцать лет записался в городской авиационный клуб ДОСААФ. Прыгал с парашютом. Управлять самолетом научился раньше, чем водить машину… Знаете, любимчиков в классе у меня не было и быть не могло: иначе, какой из меня педагог? Но любимые ученики, которыми горжусь, были и есть. Антон, наверное, самый-самый… Я и сына своего Антоном назвала.
***
О том, что её бывший ученик готовится к полету в космос, Ирина Михайловна узнала от севастопольца Владимира Васильевича Ковгана – начальника радиостанции на судне СБ-36, где всех будущих космонавтов обучали приводнению. Через него же она передала Антону коротенькое письмо с пожеланиями успеха. И на всякий случай написала номер своего телефона. Не слишком надеялась на ответ. Но Антон сразу же ей позвонил. Мало того, он спросил у Ирины Михайловны разрешения внести её в список своих друзей, чтобы держать связь из космоса. Дело в том, что такой список требовал официального утверждения НАСА.
Вся школа № 30 кричала «Ура!!!», когда прозвучало сообщение о том, что 14 ноября 2011 года в 8 часов 14 минут пуск космического корабля «Союз ТМА-22» с международным экипажем на борту состоялся. И командир этого корабля – Антон Шкаплеров. Ирина Михайловна даже не пыталась сдержать слёз.
– С того момента, – рассказывала учительница, – ученики и учителя школы держали кулаки за нашего земляка. Мы снова кричали «Ура!!!», а я плакала от счастья, когда через двое суток после начала полета корабль благополучно состыковался с Международной космической станцией. На ней космонавты и наш Антон провели полгода …
За эти полгода в космосе Антон много раз звонил Ирине Михайловне с космической станции, переписывался с ней по электронной почте через Роскосмос.
***
– В день рождения мужа, 17 марта, я вернулась с работы как никогда усталой и расстроенной. Вечером надо гостей принимать, а ничего почти не готово. Бегаю с пылесосом по квартире, а тут телефонный звонок… Неохотно беру трубку. А в трубке – голос Антона. Обрадовалась, но поплакалась в жилетку, что скоро гости придут, а я ношусь по квартире с пылесосом и не знаю, за что взяться. Антон засмеялся: «Я тоже плаваю по станции с пылесосом в руках …». Мою усталость, как рукой сняло. Только Антон всегда умел так вот, шуткой, поднять настроение…».
А в феврале Ирина Михайловна и ребятишки её 1 «А» класса поздравляли своего кумира с днем рождения. Сорокалетие Антон Шкаплеров встретил в космосе.
В апреле, накануне Дня космонавтики, произошло то, о чем балаклавские школьники и мечтать не смели. Подготовка к радиокосмической связи началась по инициативе космонавта. Антону Шкаплерову помог праправнук основоположника космонавтики К.Э. Циолковского Сергей Самбуров, связавшись с киевскими радиолюбителями, отлично владеющими новациями в области связи.
– Перед сеансом радиосвязи я всю ночь не спала, беспокоилась: а что если мои первоклашки растеряются, застесняются? Но все прошло на пятерку с плюсом! Дети ничуть не растерялись, бойко задавали вопросы. Антон подробно и с присущим ему добрым юмором рассказывал, какими были первые часы на МКС, когда с Земли пришла команда отстегнуться. Как он пошел, точнее, поплыл первым, «оттолкнулся и полетел, сшибая все, что на пути, сильно ударился головой о какую-то перегородку…». О том, как поначалу непросто было в невесомости умываться, переодеваться. О том, как скучает по ощущению, когда вода стекает по телу, потому что в космосе вода как гель…
Ребята спрашивали, как из космоса выглядит наша Земля, звезды? И услышали: это так прекрасно, что не передать словами. Особенно, когда смотришь на Землю из иллюминатора космического корабля. Оказывается, космонавты видят нашу планету не в виде «глобуса», как многие думают, а полусферой. А спустя месяц примерно, когда глаз наметан, уже легко различают, над каким континентом летят. Звезды же выглядят так же, как с Земли, только цвета немного другие. 16 раз за сутки космонавты встречают закат и восход.
Дети услышали, что Международная космическая станция размером примерно с футбольное поле и поделена на сегменты. Экипаж должен уметь поддерживать станцию в рабочем состоянии. Поэтому каждый занят своей работой. Иногда космонавты «теряются». И тогда приходится облетать всю станцию, чтобы найти друг друга. В таких случаях выручают средства специальной связи …
Ребята услышали, что даже в космосе Антон Николаевич продолжает заниматься спортом. На станции есть беговые велосипедные дорожки, силовые тренажеры. На занятия спортом экипажу выделяется два часа в сутки. Дело добровольное. Но все занимаются, потому что от этого зависит, насколько быстро восстановишься на Земле…
После этого сеанса радиосвязи за моим 1 «А» закрепили название «космический класс».
Теперь вся школа с нетерпением ждала приземления экипажа и появления космонавта в родной школе. Такой день настал.
***
Антон Шкаплеров пришел в свою школу в начале декабря 2012 года. Ирина Михайловна пригласила на эту встречу и севастопольского художника Владимира Васильевича Кириллова. Так совпало, что любимой темой художника был космос. Владимир Кириллов подарил «космическому классу» и школе целую выставку «Космос и Вселенная». Художника недавно не стало, а его фантастические картины украшают школьные стены.
Ирина Михайловна призналась, что день, когда командир космического корабля Антон Шкаплеров вошел в класс, где его ждали вспотевшие от волнения, празднично одетые дети (к тому моменту уже второклассники), стал для неё одним из самых счастливых. Он вошел с огромным букетом роз для своей учительницы и двумя огромными пакетами сувениров для ребят… В крепком, стройном, красивом, улыбающемся человеке в космической форме небесного цвета она легко узнавала того, маленького Антошу – порывистого, доброго мальчика с горящими глазами. Когда строились, чтобы сфотографироваться на память, мальчишки отчаянно толкались: каждому хотелось встать поближе к космонавту… Но главное: каждому хотелось стать таким же.
«Космический класс» заполучил своего героя на целый урок. Но и для общешкольной встречи звездный однокашник не поскупился на время. Вопрос одного из старшеклассников – много ли надо учиться, чтобы зачислили в отряд космонавтов? – вызвал одобрительное оживление у педагогов. А ответ дорогого гостя так и вовсе пролил бальзам на сердца учителей. Антон Шкаплеров охотно рассказал, как бесконечно много и чему учился. После школы поступил в высшее военное авиационное училище летчиков в Чернигове. Затем в 1992 году перевелся в Качинское высшее военное авиационное училище, окончил его с отличием по специальности «летчик-инженер». После этого был зачислен на первый курс Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Успешно защитил диплом по специальности «Проектирование и испытание летательных аппаратов». Все это – параллельно со службой в частях ВВС, где и летал, и обучал полетам, и не одну сотню раз прыгал с парашютом. В 2003 году был зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки к полетам имени Ю. А. Гагарина. После двух лет общекосмической подготовки получил квалификацию «космонавт-испытатель». Но до первого полета надо было поддерживать форму, то есть учиться, тренироваться еще шесть лет.
***
Саженец кипариса Ирина Михайловна приготовила к прошлогоднему приезду Антона в Балаклаву. А теперь её «космический класс» стал уже 3 «А». Деревце, посаженное космонавтом в школьном скверике, быстро прижилось.
– Почему Антон выбрал то, что выбрал, почему остался таким же простым и искренним, хотя так высоко взлетел во всех смыслах? Потому что рос в простой, работящей, любящей семье и всего добивался сам. Как и его отец, Николай Иванович – бывший мичман-подводник, как его мама, Тамара Викторовна, и младшая сестра Елена. Все они живут в Балаклаве просто. Без тени какого-либо зазнайства или превосходства от успехов сына, – делилась своими размышлениями Ирина Михайловна. – Антон с семьей давно обосновался в Звездном городке. Как и все космонавты. У них с женой Татьяной, тоже учительницей начальных классов, растут две дочери. Когда Антон навещает родителей, то обязательно звонит мне, приходит в школу с кипой подарков и цветами. Дома я пью чай из подаренной им чашки, побывавшей в космосе (смеется). А муж не расстается с бокалом от космонавта. И сын наш Антон экипирован космическими сувенирами. Мы теперь дружим семьями: Шкаплеровы и Богдановы. И это самая дорогая награда за мой скромный учительский труд. Известно, что Антон готовится к новому полёту. Возможно, скоро снова услышу из космоса его бодрый, веселый голос и … шутку.
Ирина Михайловна одной из первых узнала, что её мальчик с горящими глазами, космонавт-испытатель Антон Шкаплеров представлен к присвоению звания Героя Российской Федерации.
Космический класс
Надпись на книге
Дерево космонавта
Антон Шкаплеров с первой учительницей Ириной Михайловной Богдановой
Севастополь – Петрозаводск
Фото Валентины Акуленко