Главное, Образование, Школа и вуз

Возвращение Одиссеев

Вручение рисуков, вернувшихся из Арктики, юным авторам. Учительница Ирина Михайловна и выпускник школы, полярник Владимир Дмитриевич АлексеевЕсли туда, где ты родился, взрослел, учился, хочется возвращаться, значит, это и есть то место, где ты был по-настоящему свободен, счастлив и мечтал о том, что потом сбылось.

 

…В школьном дворе еще благоухали алые, белые и желтые розы октября, а в небольшом актовом зале, отведенном для начальных классов, царил Северный полюс. И глаза черноморских ребятишек светились северным сиянием. Еще бы! В гости к ним  снова пришел «тот самый полярник».  Старший механик атомного ледокола «50 лет Победы» Владимир Дмитриевич Алексеев навещает в родной Балаклаве (один из районных центров Севастополя – авт.)  школу, которую окончил 46 лет назад. На прошлогодней встрече он  уже рассказывал детям о самой студеной макушке Земли. Но на этот раз ребят ждал еще и сюрприз.

Началось с того, что год назад пожилой учитель рисования и черчения Анатолий Семенович Терентьев, верой и правдой отслуживший  30-й  средней школе  Балаклавы больше полувека, попросил завуча начальных классов Ирину Михайловну Богданову позвонить «Володе Алексееву», чтобы он привез для школы сувенир с Полюса.

Ирина Михайловна передала  просьбу, не медля.  И тогда же её осенила идея. Почему бы не предложить земляку-полярнику взять на Полюс ребячьи рисунки о Севере?

— Идея мне понравилась. К тому же я видел,  с какими глазами ребята слушали то, что я успел им рассказать об  Арктике.

Рисунков набралась целая кипа. Владимир Алексеев аккуратно упаковал их и привез на ледокол. Вместе с «Посланием потомкам», которое третьеклассники старательно и вдохновенно сочиняли со своей учительницей.

Незатейливо, может быть, получилось, но искренне:

«Дорогие потомки!

На пороге ХХI век, год 2014. Пишут вам ученики школы N 30 славного города-героя Севастополя, раскинувшегося на берегу Черного моря.

Мы рады, что наше письмо дошло до вас. Мы никогда не увидим вашего лица, не услышим вашего голоса, но очень надеемся, что письмо читают люди, которые любят Землю, как любим её мы.

Хочется верить, что вы видите нашу планету  такой же красивой, какой видим ее мы. Берегите эту красоту!

К сожалению, в наше время то в одной, то в другой точке Земли вспыхивают войны, в которых погибают мирные люди.

Берегите мир! Мы мечтаем, чтобы наша прекрасная планета жила ещё долго.

Желаем вам благополучия и долголетия.

Надеемся, что ваши достижения в науке, культуре, медицине, политике и других областях человеческого знания сделали вас счастливыми».

 

Мастера реакторного отсека атомного ледокола изготовили специальную капсулу для послания школьников. Капсула была успешно и по всем правилам затоплена, когда 6 июля 2014 года в 06 часов 29 минут 17 секунд по московскому времени ледокол достиг Северного полюса.

 

***

А на новой встрече  в октябре Владимир Алексеев показал  ребятам снятый им видеофильм, где они увидели, как с борта ледокола полярники опускают капсулу с посланием и эмблемой их школы  в океанскую полынью, на дно Северного Ледовитого океана, на более чем четырехкилометровую глубину. На этой же глубине, там же в 2007 году известный российский полярник Артур Чилингаров установил флаг нашей Родины. Оказалось, ученикам начальных классов известно не только о той знаменитой полярной экспедиции с Чилингаровым, но о самом Северном полюсе они знают немало. Они целый год готовились к этой встрече, верили, что она состоится. Полярник был приятно удивлен, что ни один из его вопросов о Полюсе и его обитателях не застал школьников врасплох.

Ребята радостно реагировали на сюжеты, которые  гость запечатлел на видео и показывал киноэкране. И на развалившуюся на льдине моржиху с детенышами, и на белого медведя, торопливо  перебиравшего лапами по заснеженному льду в известном только ему направлении …

Под всеобщее одобрение четвероклассник Артем Опанасюк  сходу назвал редкое морское животное – нарвал. А его одноклассница Вера тут же дополнила, что у нарвала есть ещё и прозвище – морской единорог.

Полярник  сомневался, что кто-то из детей наслышан о самом крошечном острове в Ледовитом океане. А ребята почти хором: «Он называется «Я-я-я»! Угадали и про этот островок, всего на один метр возвышающийся над уровнем моря.  Оказывается, островок так назван, потому, что, обнаружив его,   путешественники заспорили: «Я, нет, я, нет, это я его первым увидел!».

 

***

Все разом притихли, когда гость с Севера бережно достал из пакета кипу рисунков.

– Не только мне, но и экипажу ледокола, и туристам  понравилось ваше творчество, – неторопливо начал Владимир Дмитриевич, раскладывая рисунки на столе. – А один иностранный турист захотел купить все ваши работы  за высокую цену. Но я ответил, что должен, обещал  вернуть рисунки  их владельцам.

Каждому из смущенных внезапной славой  авторов полярник вручил его работу, отмеченную штампами и печатями Северного полюса. Каждому нашел добрые слова. Например, Настя Луговская нарисовала не просто нерпу, а веселую нерпу. Владимир Дмитриевич заметил, что Настя угадала: нерпа на самом деле веселая.

От души похвалил полярник и «кита-касатку», которого похоже изобразил ИлюшаЧеренков.

Отблагодарив гостя дружными аплодисментами и букетами пышных хризантем, дети отправились обедать в школьную столовую, бережно прижимая к груди рисунки, побывавшие там, где живут веселые нерпы, киты-касатки, моржи, нарвалы, белые медведи.

Владимиру Алексееву, как он говорит, посчастливилось родиться и вырасти в Балаклаве, окруженной  тысячелетними горами, обласканной теплым морем. Много лет живет на Севере и все же мечтает вернуться в Севастополь. Обойдя морями почти весь мир, не встретил места, лучше  дома, где родился, взрослел, учился.  Рассказывал, что балаклавские пацаны – бесстрашные пловцы почти с пеленок; не уметь хорошо плавать среди них считается неприличным. И он «поплыл» чуть не раньше, чем «пошагал».

Школу окончил ещё при СССР, в 1968 году. То было время хрущевской оттепели, когда ядерная физика и атомная энергетика стояли в стране на высоте. Несколько мальчишек их 10 «Б», в том  числе и Владимир, поступили в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Хотелось приобрести  специальность, которая могла бы пригодиться и на гражданке.

В семье Алексеевых никто не был связан с флотом.  Владимир восполнил этот пробел.

В 1973 году Владимир Алексеев получил назначение на атомную подводную лодку Северного флота. Начинал службу командиром группы дистанционного управления атомным реактором. Продолжил  командиром дивизиона движения. Северодвинск, Оленья Губа, Гаджиево…  Двенадцать раз ходил в автономки (боевые службы), 78 суток каждая. Северные города так непохожи на милую сердцу солнечную Балаклаву. А толщи ледяной воды над корпусом подлодки? Все выдержал с честью.  Закончил службу в 1990 году командиром электромеханической боевой части ракетного подводного крейсера стратегического назначения. И сразу – на флоте опыт всегда в цене – устроился на атомный ледокол «Советский Союз».

Правда, пришлось переучиваться: атомные установки подлодки и ледокола отличаются. Потом  на Балтийском заводе в Петербурге вместе с  экипажем Владимир Алексеев участвовал в достройке и испытаниях нового ледокола «50 лет Победы». Это и теперь самый большой в мире и современный арктический ледокол.  До сего дня на нем – старшим механиком. Должность, нетрудно догадаться, ответственная.

Каждое лето ледокол совершает несколько рейсов на Северный полюс. С туристами на борту.

Ледовитый океан – не Черное море.  Но, видимо,  бесстрашным балаклавским пацанам достались все же  гены давних коренных жителей этих мест, древних греков, которые не боялись нырять зимой в бухте за серебряным крестом. Владимир Алексеев все 22 раза, что бывал на Северном полюсе, делал заплывы в полынье океана, при температуре воды около нуля градусов. Правда, заметил: «Не один я  такой смелый: некоторые члены экипажа и туристы тоже совершают это безумство».

Давно обосновался на Севере: он с женой в Мурманске, сын с семьей – в Гатчине под Петербургом.  Отпуск у полярника длинный.  Как минимум два месяца в году супруги  проводят в Балаклаве.  Шутит: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить её надо в Крыму».

Наверное, так думает и  другой знаменитый выпускник 30-й школы.

 

***

Космонавт, Герой России Антон Шкаплеров моложе Владимира Алексеева на двадцать лет. Разница в возрасте не мешает им одинаково нежно любить отчий дом.  В Балаклаву, где живут родители, Антон приезжает из Звездного городка каждый год, как и его старший однокашник.  Ирина Михайловна Богданова – первая  учительница  космонавта, каждый раз с надеждой ждет, что: Антон не забудет зайти в школу.  Он же один из самых любимых её бывших учеников и первых помощников!

Если Володя Алексеев с детства выбрал  море, мастерски, без устали плавая,  то Антон выбрал небо. Старшеклассником парил над городком на планере и самолете.  А 14 ноября 2011 года школа № 30 кричала «Ура!!!», когда прозвучало сообщение о пуске космического корабля «Союз ТМА-22». Командовал  экипажем Антон Шкаплеров.

За полгода на Международной космической станции Антон много раз звонил первой учительнице, переписывался с ней по электронной почте через «Роскосмос». А в апреле, накануне Дня космонавтики, произошло невероятное: сеанс радиосвязи космонавта с 1 «А» классом Ирины Михайловны Богдановой.

Вернувшись на Землю, Антон Шкаплеров нашел время встретиться  с учительницей и её классом. С того дня 1 «А», стали называть «космическим», и сам космонавт повязал первоклашкам галстуки небесного цвета. Сегодня это уже 4 «А» класс, и дружба с космонавтом не прервалась. Мало того, «космический» класс ждет нового сеанса связи со своим знаменитым земляком:  24 ноября вся Россия и весь мир узнали, что Антон Шкаплеров второй раз полетел в космос, теперь  в составе другого международного экипажа.  И снова  полгода космонавт проведет на МКС (Международной космической станции). А полярник Владимир Алексеев на атомном ледоколе готовится к новой экспедиции на Северный полюс.

 

***

В городке говорят, что начальным классам 30-й школы, которыми руководит Ирина Михайловна Богданова, на редкость повезло. Какие геройские однокашники у них в друзьях: космонавт и полярник! Но, если по справедливости, то повезло ребятам, прежде всего, с учительницей: она – автор и режиссер этих дружб. Чутье педагога подсказывает ей, как важно детям видеть своих земляков такими, как Шкаплеров, Алексеев и другие, кто в жизни состоялся, осуществил мечты своим умом, трудом и упорством. Для неё работа в начальных классах – любимая, главное дело в жизни. Такое же главное, как у космонавта Шкаплерова и полярника Алексеева их дело. Потому они на одной волне: и учительница, и полярник, и космонавт, и ученики, узнавшие о космосе и Северном полюсе из первых уст. Потому, возвращаясь из дальних странствий в родной, «маленький, да удаленький»  городок с античной историей и богатой биографией в две с половиной тысячи лет, никто из них не обходит стороной свою школу. Там учительница ждет и встречает своих Одиссеев такой знакомой счастливой улыбкой.

Севастополь — Петрозаводск

balaklava1

Ученик 4 "А" класса Илья Черенков с рисунком "Кит-касатка"
Ученик 4 «А» класса Илья Черенков с рисунком «Кит-касатка»
Вручение рисунков, вернувшихся из Арктики, юным авторам
Вручение рисунков, вернувшихся из Арктики, юным авторам
Полярник Владимир Дмитриевич Алексеев в школе
Полярник Владимир Дмитриевич Алексеев в школе
Владимир Алексеев с флагами ВМФ и Балаклавы на Северном полюсе
Владимир Алексеев с флагами ВМФ и Балаклавы на Северном полюсе

Фото автора и из личного архива Владимира Алексеева

  • Ольга Реут

    Валентина, спасибо за вашу тёплую и такую позитивную статью!
    Конечно,удивительно и здорово, что в одной школе выросли люди, известные на всю страну
    да ещё выбравшие такие редкие профессии! Но , наверное, это не самое главное .
    Главное то, что, читая ваш рассказ, действительно, просто физически ощущаешь
    истинное сердечное тепло, неравнодушие, дружбу,
    действенную любовь, которыми согреты отношения учителей и их
    учеников! Это, в самом деле, настоящее счастье!

    Поэтому и «возвращаются» Одиссеи!

  • Наталья Воронова

    Как приятно и радостно читать позитивные очерки о наших современниках детях и взрослых. И как замечательно, что есть человек, который с любовью о них пишет. Спасибо тебе Валентина. Продолжай! Ведь вокруг столько интересных, любящих свое дело людей. Какое прекрасное лицо у Ильи Черенкова, верю, что он найдет свою дорогу в жизни и будет заниматься любимым делом.

  • Т.Шестова

    Читала и думала: а ведь это в лучшем смысле слова советское воспитание, когда учителя думали не только об оценках и школьной форме, а о том, что заложить в детские души. Помню, наш 5 класс класс переписывался с защитником Брестской крепости, с которым познакомилась как-то в поезде наша вожатая. Он писал нам письма, мы отвечали. Не буду сочинять — не помню, о чем была переписка, но хорошо помню, как мы были счастливы, когда нам приносили его письма. Я помню его фамилию — Клопов. Вот сейчас набрала в поисковике «защитник брестской крепости клопов» и узнала, что он был уроженцем города Юрьевец, оставил воспоминания. Вот такие воспоминания о детстве, о прекрасных людях навеял на меня этот замечательный материал.

  • Валентина Акуленко

    Большое спасибо, Валя! Героям заметок приятно будет прочесть такой отклик. Удачи тебе, успеха, благодарных учеников!

  • Валентина Хорош

    Всегда радуюсь, когда читаю о живом общении детей и взрослых. И знания, которыми обмениваются старшие и младшие во время интересных (незабываемых!) встреч, тоже живые. Учебник не может дать таких знаний. Человечность, душевность, забота, доброта, вдохновение, интерес к жизни — всё это передаётся в непосредственном общении человека с человеком. Читаю, и душа моя наполняется чувством благодарности не только к рассказчику, Валентине Владимировне Акуленко, но ко всем участникам событий: полярнику Владимиру Дмитриевичу Алексееву, космонавту Антону Шкаплерову, учителю рисования и черчения Анатолию Семеновичу Терентьеву, попросившего завуча начальных классов Ирину Михайловну Богданову позвонить «Володе Алексееву»… Рада за детей, умело вовлечённых Ириной Михайловной в интересную жизнь взрослых. И не просто взрослых — бывших учеников. В наших школах не хватает учителей-мужчин. А у балаклавских ребят в учителях и космонавт, и полярник. Не случайно, наверное, на фотографиях именно мальчики с рисунками — им нужны примеры мужских поступков, нужны рассказы о профессиях, требующих мужества. Хочется пожелать, чтобы Валентина Владимировна Акуленко продолжала поездки в Балаклаву, чтобы мы читали её интересные рассказы…