Интернет-журнал «Лицей»

Трагедия на Онего. Гибель баржи № 485

Вход в шлюз ББК. Буксир «Кингисепп» с баржей. 1948 год. Фото С.М. Роскина
Вход в шлюз ББК. Буксир «Кингисепп» с баржей. 1948 год. Фото С.М. Роскина

«Враг хладнокровно пристреливался по барже, хотя ясно видел, так как это было утром, выскочивших на палубу мирных людей, в том числе женщин с детьми».

Публикация Национального архива Карелии посвящена 75-летию трагической страницы в истории Петрозаводска. Архивисты обращаются к жителям республики с просьбой принять участие в восстановлении имен  жертв трагедии и передать на хранение в архив документы и фотографии из семейных архивов, повествующие о судьбах наших земляков.

 

Великая Отечественная война оставила в истории нашей Родины немало трагических страниц. Одной из них является эвакуация населения из районов, подвергшихся нападению противника.

В Петрозаводске эвакуация началась в июле 1941 года. На пароходах и баржах мирное население переправлялось через Онежское озеро в Повенец и Пудож.

Вражеская авиация не раз атаковала безоружные гражданские суда. Под огнем противника затонула баржа № 463 с оборудованием Соломенской ГЭС. Трагедией обернулась и эвакуация жителей города на барже № 485.

В Национальном архиве Республики Карелия хранятся документы, по которым можно воссоздать подробности трагического последнего дня эвакуации города: докладные записки в Совет Народных Комиссаров КФССР секретаря Карело-Финской республиканской комиссии по эвакуации Т.Ф. Вакулькина, председателя Петрозаводского городского совета Ф.В. Балагурова, воспоминания очевидцев. Особую ценность представляют воспоминания капитана М.Д. Кукушкина «Под вражеским огнем. Пароход «Кингисепп» в годы войны» (1943 г.)

Михаил Дмитриевич Кукушкин. 1969 год. Фото В. Семенова

Михаил Дмитриевич Кукушкин родился в 1913 году в семье крестьянина д. Черново Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Окончил Кронштадтскую школу, речной техникум в Вологде. С середины 1920-х годов он капитан судов с портами приписки Петрозаводск и Повенец. С 1940-го по 1975 год был капитаном судов Беломорско-Онежского пароходства. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За трудовые заслуги».

В начале Великой Отечественной войны Михаил Дмитриевич командовал буксиром «Кингисепп».

Эти небольшие суда типа «Ижорец» часто находились в центре боевых действий. В Беломорско-Онежском пароходстве было около 30 буксиров данного типа, работавших на Беломорско-Балтийском канале, на Онежском озере и Белом море. С началом войны почти все они были мобилизованы и переоборудованы в тральщики и канонерские лодки. В составе Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий «Ижорцы» боролись с вражескими кораблями и артиллерией, спасали экипажи подорвавшихся на минах судов.

Героизм экипажей карельских «Ижорцев» был отмечен приказом командующего Балтийским флотом В.Ф. Трибуца от 22 мая 1947 года. В память о заслугах перед Родиной на четырех судах Беломорско-Онежского пароходства были установлены мемориальные доски в честь участия в боевых действиях. До нашего времени сохранилось лишь одно судно — «Ижорец-30», переданное в 1953 году в Северное морское пароходство.

В июне 1941 года буксир «Кингисепп»был направлен на выполнение спецзаданий по проводке военных объектов из Онежского озера в порт Беломорск. Важные государственные задания выполнялись точно в срок, несмотря на налеты авиации противника.

24 сентября 1941 года «Кингисепп» получил приказ идти из Повенца в Петрозаводск за баржой-берлиной № 485, на которой планировалось эвакуировать гражданское население, а также оборудование типографии имени Анохина, Соломенской электростанции, инвентарь Дворца пионеров, предприятий связи, кино, товары торговых организаций Петрозаводска.

При усилившемся в 7-8 баллов ветре, отсутствии навигационной обстановки, снятой в связи с наступлением противника, без лоцмана, в Петрозаводскую губу было трудно зайти, однако опыт капитана М.Д. Кукушкина позволил избежать каких-либо неприятных происшествий. Бои шли на подступах к городу, поэтому при заходе держались западного берега.

На рассвете 25 сентября пароход пришвартовался к пристани. 27 сентября, в 14 часов 30 минут, взяв на буксир стоявшую у Лойострова баржу № 485, «Кингисепп» направился к Ивановским островам. Вахту нес второй помощник капитана Степаненко.

Внезапно раздались оружейные выстрелы. Над мачтой парохода со свистом пролетали снаряды береговой артиллерии противника. Умелые действия экипажа помогли избежать попадания снарядов в буксир, однако, менее маневренная, баржа не избежала прямых попаданий.

По воспоминаниям помощника секретаря Петрозаводского городского комитета КП(б) КФССР Сергея Ивановича Николаевского, находившегося в этот момент на барже, «в 4-5 км от берега баржа неожиданно была обстреляна финской артиллерией с берега. Прогремел первый выстрел, снаряд упал в воду недалеко от баржи. Народ на барже был встревожен, но испуга не было, т.к. никто не знал, что это за выстрелы. Враг хладнокровно пристреливался по барже, хотя ясно видел, (т.к. это было утром) выскочивших на палубу мирных людей, в т.ч. женщин с детьми».

Выстрелы попали в шкиперскую будку и цистерну со спиртом (на барже перевозилось 40 тонн спирта), начался пожар. Спасаясь, дети, женщины, старики оказались в воде.

На буксире раздалась тревога. По команде были спущены на воду шлюпки и  спасательные средства. «Кингисепп» обрубил буксир и пошел на помощь утопающим. Команда начала принимать людей с гибнущего судна, шлюпки подбирали находящихся в воде.

Спасению людей помогла советская авиация, совершившая налет на вражескую артиллерию. На некоторое время обстрелы прекратились. На помощь подоспел пароход «Сакко и Ванцетти», забрав четырех человек, оставшихся на руле и носу баржи. «Кингисепп» спас 56 человек и доставил на другой берег Онежского озера.

Точное количество погибших неизвестно, регистрационная книга и другие судовые документы, хранившиеся у шкипера баржи Компанейцева, затонули вместе с судном. Очевидцы приводят такие цифры: из 160-170 человек только треть была спасена, остальные были ранены осколками снарядов, утонули.

Сергей Васильевич Ланговой, заслуженный деятель искусств КФССР. 1938 год
Список бойцов МПВО Петрозаводска, погибших на барже № 485. 1941 год
Справка штаба МПВО Петрозаводска о гибели бойца А.А. Тимонина. 1942 год

Среди погибших — работники районных комитетов партии, учреждений образования и культуры города, члены их семей. В их числе — заслуженный деятель искусств Карело-Финской ССР, заместитель директора и художественный руководитель Петрозаводского дворца пионеров Сергей Васильевич Ланговой. На барже погибло также отделение бойцов местной противовоздушной обороны Петрозаводска под руководством сержанта Александра Павловича Павлова, сопровождавшее имущество МПВО.

До Победы оставалось еще долгих четыре года. Трагедия последнего дня эвакуации мирного населения Петрозаводска болью отозвалась в сердцах защитников Карелии. Не забыта она и сейчас — в память о погибших в годы Великой Отечественной войны на гладь Онежского озера опускаются венки скорби.

 

                                                        Александр Соколов, 

главный архивист отдела НСА

Национального архива Республики Карелия    

 

 

Публикация посвящена 75-летию трагической страницы в истории города Петрозаводска. Отдавая дань памяти погибшим в сентябрьские дни 1941 года на барже № 485, архивисты обращаются к жителям республики с просьбой принять участие в восстановлении имен  жертв трагедии и передать на хранение в архив документы и фотографии из семейных архивов, повествующие о судьбах наших земляков.

 

Контактная информация:

Национальный архив Республики Карелия

г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, 6а
тел. (8142) 78-52-16
эл. адрес: narchive@karelia.ru

Координаторы проекта «Человек и война»: Петухова Ирина Геннадьевна, заместитель директора Национального архива РК; Диброва Анастасия Владимировна, начальник отдела организационно-методической и аналитической работы; Верещагина Мария Дмитриевна, главный специалист.

Exit mobile version