Интернет-журнал «Лицей»

Тысячелетние шедевры

В Национальном музее Карелии открылась выставка «Петроглифы Хакасии». Фото Владимира Ларионова

В Национальном музее Карелии открылась выставка «Петроглифы Хакасии»

Китайцы считают, что талантливые копии можно считать такими же произведениями искусства, как и оригиналы. Это тем более справедливо, если при создании оригиналов полотном для древних художников служили каменные фризы и плиты курганов.

Национальный музей Карелии продолжает  заявленную несколько лет назад  тему – петроглифы. В апреле этого года в музее открылась выставка «Золотая Залавруга. Красноречивые копии петроглифов Светланы Георгиевской», известного карельского  художника-символиста,  в летнее время постоянно участвующей в археологических экспедициях КарНЦ РАН, изучающих петроглифы. Тем, кто побывал на этой замечательной выставке, наверное, будет в первую очередь интересна новая экспозиция, открыввшаяся ровно четыре месяца спустя — «Петроглифы Хакасии».  

На этот раз представлены эстампажные копии окуневских каменных изваяний, созданных древними мастерами на протяжении более четырех тысяч лет, и копии петроглифов, выполненные художниками из Абакана на черной рисовой бумаге по древнекитайской методике, модернизированной С. Нарылковым. 

В Китае метод копирования изображений на рисовую бумагу для иллюстрации древних исторических артефактов из камня, керамики и бронзы был разработан более тысячи лет назад. Но китайский метод копирования оказался очень трудоемким. Требовалось нанесение не менее 60 слоев черных густых чернил на белую рисовую бумагу, что затрудняло использование этого метода в полевых условиях. С. Нарылков на его основе разработал ускоренный метод копирования с помощью современных белых акриловых красок на рисовой бумаге черного цвета. Это позволило существенно сократить трудоемкость и время изготовления копий и получать сразу прямые позитивные изображения петроглифов. Подобные  копии и представлены на выставке. Экспозиция производит впечатление подлинно художественной выставки.


Хакасия – древняя, загадочная, прекрасная

Хакасия (небольшая как и Карелия республика) расположены в юго-западной части Восточной Сибири, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Ее называют туристической Меккой, археологической Меккой, а еще – оазисом петроглифов. В печати можно встретить утверждение, что до сих не подсчитано точное количество уже открытых наскальных изображений. А еще Хакассию  называют сибирской Швейцарией, и когда тысячелетия назад  в этом регионе  появились первые племена, очарованные, видимо,  природой и климатом, они остались здесь навсегда. И следы их древней культуры археологи  находят до сих пор. Петроглифы – часть этой культуры.

Петроглифы Хакассии  помладше  «наших» тех, что находят в Залавруге  или на Онежском озере. Так, кандидат исторических наук, доцент  Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ Александр Жульников  считает, что это время раннего металла  —  боги, духи, диковинные существа… Они как бы продолжают  мир древнего искусства. Эти образы не известны в Карелии. Материал, на который наносились петроглифы в Хакассии, более мягкий, это определило  способы нанесения рисунков – выцарапывание, выскребывание, нанесение краски, что, увы,  отрицательно  отражалось на сохранности изображения. Наши гранито-гнейсы, на которых изображения выбивались,  обеспечивали очень высокую  их сохранность.

Передвижной выставочный проект «Петроглифы Хакасии» существует с 2012 года, впервые он был представлен в Музее истории Москвы. За пять лет выставка побывала во многих городах России и вот теперь она в Петрозаводске.

Петроглифы часто называют посланиями из прошлого, как правило, это фигуры людей, животных, обитающих в той местности, где жили авторы изображений, сцены охоты, рыбной ловли, сражений и поединков. На изображениях из Хакасии это еще и созданные фантазией авторов диковинные животные, маски (личины), а также символические знаки. Интересный факт: один из таких знаков —  круг, вписанный в квадрат, — своеобразная мандала, символ космоса, символ Вселенной — в качестве официального символа помещен как на государственный флаг, так и на государственный герб Хакасии.

Круг, вписанный в квадрат, — своеобразная мандала, символ космоса, Вселенной
В центре копия стелы с изображением солнцеликого божества

Только фантазия художника могла родить подобные существа

В древнем искусстве много таинственного, загадочного, непонятного нам. Неслучайно оно как магнит притягивает ученых с тех пор, как были обнаружены первые петроглифы. Как и когда создавались эти послания, уже известно нам, но кому они предназначались, а главное для чего их создавали? Открытия еще впереди.

Национальный музей предоставил еще одну возможность познакомиться с далекой, уже трудно уже представляемой сегодня историей. Мы по праву гордимся своими петроглифами, но не надо сравнивать какие лучше, какие хуже. Просто это разные главы одной очень большой Книги, которую нам читать не перечитать.

На вернисаже прозвучала информация, что, возможно, скоро жителям Хакасии представится возможность познакомиться с петроглифами Карелии – туда отправится выставка Светланы Георгиевской «Золотая Залавруга…». Выставка же «Петроглифы Хакасии» продлится до 30 октября, и в ее рамках пройдут встречи с учеными-археологами, будет работать лекторий. Куратор выставки – археолог Национального музея Марк  Шахнович.

Фото Владимира Ларионова

Exit mobile version