Новости, Хроника

Национальный музей знакомит с шедеврами древнего искусства

Петроглифы на Канозере специалисты считают одним из самых выдающихся памятников подобного рода на Русском Севере.

Беломорское, онежские, африканские, теперь канозерские петроглифы… Национальный музей Карелии вот уже несколько лет реализует очень интересный  проект: знакомит жителей Карелии с шедеврами древнего искусства – наскальными рисунками Европы и Африки.

Канозерские петроглифы
Канозерские петроглифы

По выставке, которая открылась в одном из выставочных залов Национального музея, нельзя просто пробежаться: ведь нам предлагают прочитать такую необычную и древнюю книгу. Каменную книгу.

Нынешнюю привезли к нам с затерянного в тайге озера Канозеро (бассейн реки Умба, Кольский полуостров). Комплекс на Канозеро является последним крупным открытием памятников древнего изобразительного искусства в Северной Европе. «Святилище» найдено сотрудниками краеведческого музея п. Ревда в 1997 году.

Причем, нашли его совершенно случайно. Сплавляющиеся летом по реке Умбе туристы «увековечивали» свои имена и название родных городов на островных скалах. Сотурдник Ревденского краеведческого музея Юрий Иванов решил найти самую раннюю, но нашел… древние наскальные рисунки. Так или нет было на самом деле современная история умалчивает, но немногим менее 20 лет назад Россия обрела еще один памятник мирового значения. За прошедшие годы петербургские археологи открыли более 1200 изображений, которые датируются периодом 4 – 2 тыс. до н.э.

На страницах своей каменной книги древние люди рассказывают не только о своих повседневных занятиях – морской и лесной охоте, быте, обрядах, но и мифологии. Изображения морских лодок, «колдунов» с ритуальными жезлами в руках, процесса деторождения, таинственных «крестов» и «солнечных кругов», людей и животных, мифологических персонажей – все эти сюжеты типичны для искусства племён охотников и рыболовов Заполярья шесть тысяч лет назад. Но они рассказывают нам не только о своей жизни, но и дают представление о том, каким они видели окружающий мир. Археологи считают, что канозерский комплекс на Кольском полуострове был идейным звеном между знаменитыми центрами древнего искусства в Альте в Северной Норвегии и на реке Выг около Беломорска.

Но если петроглифы, расположенные на территории Карелии, выдолблены на граните, то канозерские на более мягком сланце и мыльном камне. А это значит, что древние художники могли создавать более детальные рисунки. Правда, из-за этого они хуже сохраняются и больше подвержены вандализму: на изображениях рисунков, которые представлены на выставке, часто встречается надпись: испорчены современными вандалами. И это при том, что канозерские петроглифы считаются самими труднодоступными.

Нужно отдать должное мурманчанам: несмотря на то, что канозерские петроглифы открыты гораздо позднее наших, там уже создан музей петроглифов, они взяты под охрану. Петроглифы на Канозере специалисты считают одним из самых выдающихся памятников подобного рода на Русском Севере. Возможность съездить на Кольский полуостров и своими глазами увидеть знаменитые петроглифы есть далеко не у всех. Выставка, которая будет работать до 28 марта, дает нам возможность получить представление о наскальных рисунков, пришедших к нам из такой глубины веков, что трудно представить.

Канозерские петроглифы
Гости вернисажа в Национальном музее Карелии
Канозерские петроглифы
Первые посетители выставки
Канозерские петроглифы
Бес, хватающий женщину
Канозерские петроглифы
Охота на лося с лодки
Канозерские петроглифы
Канозерские петроглифы. Так могли выглядеть петроглифы в древности во время совершения обряда
В заповеднике «Канозерские петроглифы»
В заповеднике «Канозерские петроглифы»

 

Фото автора и пресс-службы  Национального музея РК