Культура

Камень из прошлого

Светлана Георгиевская на вернисаже
Светлана Георгиевская на вернисаже

В Национальном музее Карелии открылась новая выставка «Золотая Залавруга. Красноречивые копии петроглифов Светланы Георгиевской».

В ее рамках в апреле пройдут три открытые публичные лекции «Древние письмена — петроглифы».

 

По определению специалистов, петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это высеченные изображения на каменной основе (от греч. petros — камень и glyphe — резьба). Их находят на всех континентах, при этом открытия продолжаются. К концу ХХ века было около 140  тысяч групп, в которых насчитывается около 35 миллионов изображений. Такая первобытная каменная библиотека, самым старым изданиям в которой насчитывается  40 тысяч лет. Представляете, какое собрание сочинений оставили нам предки!  Или картинную галерею?

Петроглифы Карелии, выбитые на гранитных скалах Онежского озера и в дельте реки  Выг, входят в золотой фонд петроглифов планеты, чем наша республика справедливо гордится. Беломорские петроглифы вместе с Кижами и Валаамом – ее символ и объект притяжения многочисленных туристов. Хотя наши петроглифы сравнительно молодые, их относят к V – IV тыс. до н.э.

Кстати, в той же Залавруге  наскальные рисунки создавались не единовременно, в течение, скажем, века, а потом их забывали, они покрывались мхом и слоем земли, песка в ожидании своего открытия. Нет, работа велась на протяжении веков и даже тысячелетий, современные специалисты умеют различать почерк разных авторов, разных тысячелетий, веков. И это еще одна загадка петроглифов.

Древние авторы изображали животных, растения, предметы быта, оружие, окружающий мир, а также  небесные светила. Но среди петроглифов находят еще и еще сотни других знаков, до сих не имеющих объяснения. «Листами каменной книги» назвал свою повесть карельский писатель и историк Александр Линевский. Она пережила несколько изданий, и можно не сомневаться, что ей предстоит еще очень долгая жизнь. Пока не угаснет интерес к этим загадочным, до сих пор  до конца не познанным в полной мере древним посланиям.

Национальный музей Карелии гордится тем, что в его залах хранятся три  каменных фрагмента с петроглифами (в Эрмитаже только один), а изображение с одного из них – людей, плывущих в лодке — стало логотипом музея.

Один из петроглифов стал частью логотипа Национального музея
Один из петроглифов стал частью логотипа музея

Практические ежегодно, раз или два в год, в музее открывается выставка, посвященная петроглифам. И не только карельским. Нынешняя экспозиция, вернисаж которой состоялся 6 апреля, называется «Золотая Залавруга. Красноречивые копии петроглифов Светланы Георгиевской».

Директор Национального музея М. Гольденберг представляет С. Георгиевску. Слева – куратор выставки археолог М. Шахнович
Директор Национального музея Михаил Гольденберг представляет Светлану Георгиевскую. Слева – куратор выставки археолог Марк Шахнович
На вернисаже
На вернисаже

Светлана Георгиевская  – известный карельский художник-символист, создающий в мастерской сказочные сюжеты карельских мифов. Летом она постоянный участник археологических экспедиций КарНЦ РАН. Свою полевую работу начала еще в 1999 году как ассистент-художник фотографа Игоря Георгиевского, ведущего фотолетопись древних изображений. Его великолепное панно украшает один из залов Национального музея, посвященного  искусству наскальных изображений Карелии.

Петроглифы Беломорья. Фото Национального музея РК
Петроглифы Беломорья. Фото Национального музея РК

Однако приобщение к этой теме, по признанию самой художницы, произошло у нее еще в детстве. Каждый раз, бывая в Карельском краеведческом музее (как назывался он в советские времена), Светлана стремилась хотя бы прикоснуться к «камню с картинками». И потому приглашение в 1999 году принять участие  в экспедиции на Бесов Нос, где расположена одна из групп петроглифов,  восприняла  как «само собой разумеющееся чудо».

 

Исследователи карельских петроглифов доктор исторических наук Юрий Савватеев и кандидат исторических наук Надежда Лобанова
Исследователи карельских петроглифов — доктор исторических наук Юрий Савватеев и кандидат исторических наук Надежда Лобанова

Первым опытом копирования поделилась с ней руководитель экспедиции Надежда Лобанова. Это был традиционный способ протирки бумаги графитом и «надеждиным башмаком».  Но с годами, приобретая опыт, художница стала искать свои методы копирования наскальных рисунков. С 2016 года она успешно разрабатывает  собственный вариант методики оттисков на черную китайскую рисовую бумагу. Ее она и представила  на нынешней выставке.

— Рисовая бумага, будучи совсем тонкой, позволяет выявлять не только точный контур изображения, но и характер самой выбивки, — считает Светлана Георгиевская. — Как современный рисовальщик кладет свой штрих по форме – дугообразной линией, рисуя шар, или короткой, текучей и нюансной передает воду, или мясистым жирным штрихом изображает землю, так и художник каменного века наносил удары по скале камнем не механически, а, как и положено профессионалу, с чувством. Это значит четко по контуру изображения и на разную глубину. Рисовая бумага еще лучше, чем микалентная, позволяет это увидеть и почувствовать.

Светлана Георгиевская в экспедиции в Залавруге. Фото предоставлено пресс-службой Национального музея
Светлана Георгиевская в экспедиции в Залавруге. Фото Национального музея РК

Светлана Георгиевская считает, что общение с этими загадочными изображениями непостижимым  образом влияет на жизнь, судьбу человека. Ведь так случилось и с ней самой. А еще знакомство с петроглифами дает каждому из нас возможность побывать в роли исследователи, попытаться найти  свои расшифровки древних знаков. И что самое удивительное, речь идет об искусстве первобытных людей.

Новая экспозиция
Новая экспозиция

Фото Ирины Ларионовой

Фото Ирины Ларионовой

 

 

Сравнить же искусство древних художников, живших  в тысячи километров  друг от друга, петрозаводчане смогут в сентябре, когда в Национальном музее откроется выставка «Петроглифы Хакасии». Для тех же, кому всегда мало, в апреле на выставке будет работать лекторий.

9 апреля в 12.00 — Светлана Георгиевская «Петроглифы и дети». Игорь Георгиевский «Способы фотографирования петроглифов».

16 апреля в 12.00 — Надежда Лобанова «Место петроглифов Карелии в наскальном искусстве Северной Европы».

23 апреля в 12.00  — Александр Жульников «О петроглифах эпохи бронзы на Старой Залавруге».

 

Фото Ирины Ларионовой