В Национальном музее Карелии открылась новая выставка «Золотая Залавруга. Красноречивые копии петроглифов Светланы Георгиевской».
В ее рамках в апреле пройдут три открытые публичные лекции «Древние письмена — петроглифы».
По определению специалистов, петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это высеченные изображения на каменной основе (от греч. petros — камень и glyphe — резьба). Их находят на всех континентах, при этом открытия продолжаются. К концу ХХ века было около 140 тысяч групп, в которых насчитывается около 35 миллионов изображений. Такая первобытная каменная библиотека, самым старым изданиям в которой насчитывается 40 тысяч лет. Представляете, какое собрание сочинений оставили нам предки! Или картинную галерею?
Петроглифы Карелии, выбитые на гранитных скалах Онежского озера и в дельте реки Выг, входят в золотой фонд петроглифов планеты, чем наша республика справедливо гордится. Беломорские петроглифы вместе с Кижами и Валаамом – ее символ и объект притяжения многочисленных туристов. Хотя наши петроглифы сравнительно молодые, их относят к V – IV тыс. до н.э.
Кстати, в той же Залавруге наскальные рисунки создавались не единовременно, в течение, скажем, века, а потом их забывали, они покрывались мхом и слоем земли, песка в ожидании своего открытия. Нет, работа велась на протяжении веков и даже тысячелетий, современные специалисты умеют различать почерк разных авторов, разных тысячелетий, веков. И это еще одна загадка петроглифов.
Древние авторы изображали животных, растения, предметы быта, оружие, окружающий мир, а также небесные светила. Но среди петроглифов находят еще и еще сотни других знаков, до сих не имеющих объяснения. «Листами каменной книги» назвал свою повесть карельский писатель и историк Александр Линевский. Она пережила несколько изданий, и можно не сомневаться, что ей предстоит еще очень долгая жизнь. Пока не угаснет интерес к этим загадочным, до сих пор до конца не познанным в полной мере древним посланиям.
Национальный музей Карелии гордится тем, что в его залах хранятся три каменных фрагмента с петроглифами (в Эрмитаже только один), а изображение с одного из них – людей, плывущих в лодке — стало логотипом музея.
Практические ежегодно, раз или два в год, в музее открывается выставка, посвященная петроглифам. И не только карельским. Нынешняя экспозиция, вернисаж которой состоялся 6 апреля, называется «Золотая Залавруга. Красноречивые копии петроглифов Светланы Георгиевской».
Светлана Георгиевская – известный карельский художник-символист, создающий в мастерской сказочные сюжеты карельских мифов. Летом она постоянный участник археологических экспедиций КарНЦ РАН. Свою полевую работу начала еще в 1999 году как ассистент-художник фотографа Игоря Георгиевского, ведущего фотолетопись древних изображений. Его великолепное панно украшает один из залов Национального музея, посвященного искусству наскальных изображений Карелии.
Однако приобщение к этой теме, по признанию самой художницы, произошло у нее еще в детстве. Каждый раз, бывая в Карельском краеведческом музее (как назывался он в советские времена), Светлана стремилась хотя бы прикоснуться к «камню с картинками». И потому приглашение в 1999 году принять участие в экспедиции на Бесов Нос, где расположена одна из групп петроглифов, восприняла как «само собой разумеющееся чудо».
Первым опытом копирования поделилась с ней руководитель экспедиции Надежда Лобанова. Это был традиционный способ протирки бумаги графитом и «надеждиным башмаком». Но с годами, приобретая опыт, художница стала искать свои методы копирования наскальных рисунков. С 2016 года она успешно разрабатывает собственный вариант методики оттисков на черную китайскую рисовую бумагу. Ее она и представила на нынешней выставке.
— Рисовая бумага, будучи совсем тонкой, позволяет выявлять не только точный контур изображения, но и характер самой выбивки, — считает Светлана Георгиевская. — Как современный рисовальщик кладет свой штрих по форме – дугообразной линией, рисуя шар, или короткой, текучей и нюансной передает воду, или мясистым жирным штрихом изображает землю, так и художник каменного века наносил удары по скале камнем не механически, а, как и положено профессионалу, с чувством. Это значит четко по контуру изображения и на разную глубину. Рисовая бумага еще лучше, чем микалентная, позволяет это увидеть и почувствовать.
Светлана Георгиевская считает, что общение с этими загадочными изображениями непостижимым образом влияет на жизнь, судьбу человека. Ведь так случилось и с ней самой. А еще знакомство с петроглифами дает каждому из нас возможность побывать в роли исследователи, попытаться найти свои расшифровки древних знаков. И что самое удивительное, речь идет об искусстве первобытных людей.
Сравнить же искусство древних художников, живших в тысячи километров друг от друга, петрозаводчане смогут в сентябре, когда в Национальном музее откроется выставка «Петроглифы Хакасии». Для тех же, кому всегда мало, в апреле на выставке будет работать лекторий.
9 апреля в 12.00 — Светлана Георгиевская «Петроглифы и дети». Игорь Георгиевский «Способы фотографирования петроглифов».
16 апреля в 12.00 — Надежда Лобанова «Место петроглифов Карелии в наскальном искусстве Северной Европы».
23 апреля в 12.00 — Александр Жульников «О петроглифах эпохи бронзы на Старой Залавруге».
Фото Ирины Ларионовой