Интернет-журнал «Лицей»

Бросить всё и уехать в Териберку

 

Сергей Терентьев. Териберка
Сергей Терентьев. Териберка

Ценители изобразительного искусства в конце года с нетерпением ждут новую выставку Союза художников Карелии. И вот на днях она открылась в Музее изобразительных искусств РК. Уверяю вас, надо спешить увидеть экспозицию.

 

Мои знакомые слегка опоздали на вернисаж и… не могли войти в здание, пока первая партия гостей не ринулась в залы. По подсчетам музейных работников, на открытие выставки пришли 400 человек, что поразило всех. Посетителям пришлось непросто: протискиваться сквозь скопление людей нелегкая задача, а в музее в особенности — мало что при этом увидишь.  Но зато есть ощущение причастности, да и червячка любопытства заморили. Теперь придут еще раз, чтобы вглядеться в творчество наших художников по-настоящему. Да и смысл есть: выставка получилась интересная! Об этом говорили все, кто мне позвонил.

В воскресный день с утра пораньше пришла в музей, чтобы посмотреть экспозицию в тишине, но была не первой.

Попробую, не заглядывая в отснятые фотографии, представить читателям те произведения, что остались в памяти после просмотра. Первое — это скульптура, ставшая практически редкостью в карельском искусстве.

За творчеством молодого автора Павла Калтыгина, ставшего членом карельского отделения Союза художников России, зрители следят внимательно уже несколько лет. Каждая скульптура – событие. Помнят всё, что он показывал в Петрозаводске. И на этот раз запоминается всё: и его «Арлекин», и скульптурный портрет «Александра». И, конечно, эскиз памятника  Ирине Федосовой.  

В центре зала «Арлекин» Павла Калтыгина
Павел Калтыгин. Эскиз памятника Ирине Федосовой

Несколько слов о нем.  Мне не приглянулся сам постамент, но фигура выдающейся плакальщицы поразила. Портрет получился настолько неожиданным! Мне бы и в голову не пришло, что Ирину Федосову можно представить молодой девушкой. В моем сознании это маленькая кривобокая старушка в платочке, какой запечатлел ее Горький в романе «Жизнь Клима Самгина». Но, ей Богу, образ мне пришелся по душе.

Монументальность скульптуры Калтыгина придала еще больший шарм трогательным небольшим композициям из шамота Елены Тимофеевой — «Мысли о Белом море», «Японский сосуд».

Елена Тимофеева. Мысли о Белом море

Нельзя не отметить деревянный двигающийся образ Лемминкяйнена в исполнении безвременно ушедшего замечательного карельского художника Анатолия Титова.

Анатолий Титов. Охотник Лемминкяйнен (из серии кинетических фигур)

В памяти остались четыре живописных  портрета: их так же немного, как и скульптур. Чудесное изображение известного карельского артиста Петра Микшиева кисти Павла Полякова: в нем есть всё, что может характеризовать человека: психологизм, состояние души, немного недоверчивый взгляд, нейтральный, ненавязчивый, но говорящий за себя фон.

Павел Поляков. Портрет Петра Микшиева

Запомнился портрет дамы с обнаженными плечами и в шляпе кисти Юрия Высоковских – наверное, потому, что написана она в ярких весенних по настроению цветовых сочетаниях. И очень теплый по тональности и настроению портрет любовников Бадри Топурия. Художнику отлично удалось передать состояние влюбленности.

Юрий Высоковских. Дама
Бадри Топурия. Любовники

Далее – три живописные полотна художника Сергея Терентьева. Особенно его солнечная и яркая Териберка! В этой работе есть особенная притягательность: хочется без конца всматриваться в эти синие дали и море, а, может, даже бросить всё и поехать в эту самую Териберку за туманами…

Кто пройдет мимо и не заметит мощные гиганты-деревья Ильи Растатурина, как будто из страны гулливеров? Такое впечатление, что он кудесник, что делает свой волшебный замес прямо на полотне —  и вот результат: его деревья стоят стеной как живые.

Илья Растатурин

Единственная, почти монохромная работа Ольги Юнтунен — заснеженные ветки и одинокий маленький снегирь — тронула до глубины души. Она как японское хокку — немногословное и в то же время очень содержательное, а главное с настроением. Есть еще одна подобная — «Сосны-призраки» Эйлы Тимонен.  Мне показалось, что эта работа выстраданная, что ли… Это картина-память, картина воспоминание об ушедшем друге, о дорогом сердцу месте.

Ольга Юнтунен. Снегирь. Ноябрь
Эйла Тимонен. Сосны-призраки

Произведения Александра Трифонова обладают космическим магнетизмом: их видишь сразу, они  притягивают. Разглядывая их, будто погружаешься в другую реальность, в особенную трифоновскую вселенную.

Александр Трифонов. И настала ночь

До сих пор перед глазами яркий холст «Их взгляды встретились» Аркадия Морозова, гуру нашей творческой молодежи.

Аркадий Морозов. Их взгляды встретились…

Неожиданно было увидеть в экспозиции после горшков и чайных сервизов, показанных на прежних выставках,  шахматы «Игры драконов» керамиста Романа Леонтьева. Шедевры резьбы мастера с большой буквы Владимира Баландина не нуждаются в представлении, а вот его акварели на этот раз тронули меня за живое – они задышали, завибрировали. Раньше я этого не видела и не чувствовала.

Владимир Зорин представил единственную работу в технике бересты «Солдат» – без сомнения, уникальную. Ее хочется рассматривать с лупой: там интересно всё, начиная от сюжета и кончая исполнением. 

Владимир Зорин. Солдат (фрагмент)

Женские костюмы Сергея Медведева хотелось приблизить в объектив и  рассмотреть каждый стежок. Сделано так, что не придерешься: и по цвету, и по форме, и по качеству исполнения.

Сергей Медведев. Фрагмент женского костюма

В памяти запечатлелись ассамбляжи Максима Кошелева, ироничные, яркие, оригинальные, да и за счет использования объемных предметов их трудно не заметить.  А вообще зал графики – как всегда, в коридоре – выглядит немного зажатым, хотя здесь немало просто чудесных произведений. Это и  свежие работы Анны Грязновой, у которой уже  есть свое лицо. И брутальная  графика более сложного по тематике Артема Стародубцева. И жизненные сюжеты в графике  Бориса Акбулатова.

Максим Кошелев. Ловля сига на музыку Грига
Артем Стародубцев. Лесной царь
Анна Грязнова. Теплый декабрь. Из серии «Уходящая провинция»

Впрочем, каждый может сыграть в эту увлекательную игру: сходить на выставку, а потом прийти домой и вспомнить, что же осталось в памяти. У каждого получится своя персональная экспозиция.

Фото автора и Владимира Ларионова

 

Exit mobile version