Интернет-журнал «Лицей»

Что может опера?

Гала-концерт фестиваля "ОпераVita". Фото : Михаил Никитин
Гала-концерт фестиваля «ОпераVita». Фото : Михаил Никитин

Фестиваль «ОпераVita» в Музыкальном театре Карелии открылся гала-концертом звёзд оперы

Замечательной особенностью программы концерта стало ее наполнение не только ариями, что в принципе традиционно, но и ансамблями.

Родившись на рубеже XVI-XVII столетий, жанр оперы стал быстро развиваться, раскрывая свои таящиеся втуне возможности, и в XIX веке достиг блистательных высот, став одним из ведущих жанров в искусстве музыки. Меломаны купались в ее мелодических красотах,  роскоши возможностей человеческого голоса и оркестровых красок. Но в XX веке зазвучали мнения, утверждающие, что опера обросла многочисленными условностями и тем самым  изжила себя, а некоторые смельчаки пытались и пытаются радикально реформировать ее. 

Но так ли это на самом деле, если во всем мире не только продолжают действовать музыкальные театры, но появляются новые, и люди стремятся попасть в них?  В этом мы убеждаемся на примере нашего Музыкального театра. В нем всегда были хорошие голоса. Но как во всяком сложном организме, его успех зависит не только от наличия нескольких первоклассных солистов, но создается и многими другими компонентами, главными из которых являются финансирование – и руководство разного уровня.

В своей истории Музыкальный театр Карелии переживал порой очень непростые моменты. Но то, что мы имеем сейчас, позволяет робко надеяться на серьезные положительные намерения тех, кто определяет дальнейшую политику и жизнь коллектива. В частности, родившийся в театре  и проводящийся уже в третий раз фестиваль молодых звезд оперы “ОпераVita”. Как сказано в буклете фестиваля, его цель – «дать нашему “нестоличному” городу почувствовать себя столицей мировой оперы». Замах, прямо скажем, несколько преувеличенный, но почему наш город нестоличный? Таковым он был всегда для Карелии. Тем не менее идея заслуживает внимания, и гала-концерт, открывший нынешний этап фестиваля 26 ноября, убедил в этом. 

К участию в нем были приглашены четыре классических тембра – бас Алексей Кулагин, баритон Владислав Сулимский,  меццо-сопрано Виктория Каркачева и сопрано Мария Мотолыгина. Их выступления сопровождал оркестр нашего Музыкального театра под управлением дирижера Михаила Синькевича. 

Трое из солистов – посланцы Молодежной оперной программы Большого театра России, давно зарекомендовавшей себя как кузница первоклассных певцов, которые быстро завоевывают победные дивиденды на международных вокальных ристалищах в нашей стране и за рубежом. И все трое из приехавших – Мария Мотолыгина, Виктория Каркачева и Алексей Кулагин – тому подтверждение. Каждый из них обладает незаурядными вокальными данными, и при этом каждый голос богат индивидуальными тембровыми приметами, делающими его благодаря особым краскам неповторимым и запоминающимся.

 Сопрано Марии Мотолыгиной удивляет еще и звонкой силой даже в высоком регистре. Наверное, для Большого театра, требующего от певцов немалой физической закалки, она подходит идеально. 

Меццо-сопрано Виктории Каркачевой, обладающей очень красивым, мягким бархатным тембром в низком регистре и не знающим препятствий в верхнем, – явление очень привлекательное и  довольно редкое.

Говорить о вокальной технике у певиц нет нужды, они легко справляются со всеми трудностями. Гораздо сложнее в этом плане Алексею Кулагину. Обладая уникальным басом, особенно в поистине профундовых низах, он  иногда как будто застывает, вслушиваясь в свой голос. При первом знакомстве, к сожалению, трудно понять, — это исполнительский прием или пока поиски своих возможностей. Но в любом случае певец обладает богатыми возможностями, просто он еще молод.

Что касается Владислава Сулимского, то он, многоопытный солист Мариинского театра, выступающий и в Большом театре, и во многих самых знаменитых театрах мира, в буклете названный  «лучшим баритоном итальянской оперы», возвышается над очень талантливой молодежью потрясающим драматическим даром. При этом и голос, обладающий многогранной выразительностью, звучит ярко и убедительно во всех регистрах. Его жесты и сложнейшая мимика, а не просто «хлопотание лицом», что свойственно многим актерам, настолько точны в  передаче эмоционального состояния героя в каждой сценической ситуации, что слушатели, чутко воспринимающие музыку, все понимают даже без русского перевода, которого по каким-то причинам слушателей лишили, называя в бегущей строке только произведение, персонажей и исполнителей. 

Программа концерта оказалась весьма изысканной, причем из русской классики были представлены только три номера П.И. Чайковского – два из «Пиковой дамы» и один из «Иоланты». Все остальное – западно-европейская опера: «Так поступают все женщины» В.-А. Моцарта, «Вольный стрелок»  К.-М. Вебера, «Капулетти и Монтекки» В. Беллини, «Валли» А. Каталани, «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза и Дж. Верди – «Трубадур», «Макбет», «Симон Бокканегра» и «Дон Карлос». И ни одна из этих опер на сцене нашего театра не представлена.

Замечательной особенностью программы концерта стало ее наполнение не только ариями, что в принципе традиционно, но и ансамблями. На эту уникальную драматургическую категорию в опере одним из первых в истории жанра обратил особое внимание Моцарт. Именно ансамбль, объединяя от двух и более персонажей внутри сцены, дает возможность раскрыть конфликтную ситуацию в развитии действия. Думается, не случайно концерт открылся дуэтом сестер из оперы «Так поступают все женщины». И далее ансамбли от дуэта до квартета звучали в программе неоднократно,  убеждая непосвященных в том, насколько глубока их смысловая роль. О красоте ансамблевых композиторских решений можно говорить много, ибо ансамблевая музыка, да еще в вокальном звучании, всегда наслаждение. Но когда это создается певцами при великолепной актерской игре и с мастерским оркестровым сопровождением, что обеспечил оркестр театра во главе с маэстро Михаилом Синькевичем, то рождаются шедевры. Так оно в концерте и было. И, кстати, насколько можно было понять, певцы остались довольны профессиональным уровнем оркестра.

Конечно, такое исполнительское пиршество сопровождалось щедрой и долгой благодарностью публики.  Ответ на поставленный в заголовке вопрос однозначен: опера может все, на что способен театр. Остается только пожелать фестивалю «многая лета!», а театру дальнейших успехов.

Программа фестиваля продолжается. Любители оперы, не упустите момент!                                        

 

Exit mobile version