Интернет-журнал «Лицей»

В Музыкальном театре покажут премьеру оперы по мотивам повести Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля»

Оперу «Карельский пленник» написал по заказу театра петербургский композитор Илья Кузнецов. Премьера состоится 17 и 18 ноября.

На сцене сплетаются воедино эпохальные события: противостояние Наполеона и Александра, пожар Москвы, бегство французской армии. На историческом фоне развивается в спектакле история любви и коварства, непростых взаимоотношений сосланного в Петрозаводск пленного французского офицера, его оставленной в Париже невесты, полюбившей его русской девушки и добивающегося ее руки начальника полиции.

Оперу «Карельский пленник» по мотивам повести Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля» написал для Музыкального театра Карелии петербургский композитор Илья Кузнецов; автор либретто – Ольга Погодина-Кузмина, режиссер-постановщик – Александр Петров, дирижер-постановщик – Анатолий Рыбалко, художник-постановщик – Вячеслав Окунев. Премьера спектакля состоится 17 и 18 ноября.

Повесть Паустовского легла в основу либретто оперы. Известный петербургский драматург и киносценарист Ольга Погодина-Кузмина работала в тесном сотрудничестве со специалистами-историками, краеведами и этнографами.

«Несмотря на то, что сюжет Паустовского претерпел изменения, появились новые персонажи, – рассказывает она, – для нас было важно передать на сцене самобытную атмосферу повести «Судьба Шарля Лонсевиля». Вместе с композитором Ильей Кузнецовым мы не раз бывали в музеях Петрозаводска, изучали устройство и организацию заводов, быт рабочих, чиновников, дворян и окрестного населения. Так укрупнилась тема Отечественной войны 1812 года, важная веха в истории Александровских заводов».

Ставит спектакль петербуржец Александр Петров, автор множества оперных постановок на российских и европейских сценах (в Петрозаводске многим памятен его спектакль «Скрипач на крыше»). «Нет ничего сложнее, чем написать новую оперу, которая была бы жизнеспособной и востребованной публикой. Это невероятно трудно и сложно, – признается режиссер. – Имя композитора возникло сразу: с Ильей Кузнецовым мы уже сотрудничали, его опера «Шинель» несколько лет с очень большим успехом идет в театре «Зазеркалье». Это серьезный композитор, владеющий формой, вокальным языком, умеющий создавать образы, которые заставляют сердце биться по-другому».

Одним из мест действия становится Александровский завод начала XIX века, на сцене появятся жители Петрозаводска той эпохи, в том числе такие реальные персонажи, как горный начальник Армстронг, городничий Каменский, генерал Ламсдорф. Найдет отражение в опере и исторический факт посещения завода Александром I, во время которого при испытаниях нового оружия в непосредственной близости от императора разорвалась пушка. Историческим консультантом постановки стал директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг.

Есть в постановке место и народным сценам с участием ряженых и колдуньи, а в партитуру оперы вплелось звучание кантеле. Значительную роль в спектакле играют хоровые сцены (хормейстер – Александр Зорин, балетмейстер – Ирина Новик).

Визуальный мир спектакля, лаконичный и образный, создает народный художник России Вячеслав Окунев, над световой партитурой работает Ирина Вторникова.

Эскизы декораций. Дом
Эскизы декораций. Лес, колдун
Эскизы декораций. Пушки

Постановка этого масштабного спектакля на карельской сцене стала возможной благодаря выигранному театром федеральному гранту. Идея создания национальной оперы получила весомую финансовую поддержку, что позволило привлечь к работе над проектом выдающихся в своей области профессионалов и претворить в жизнь сложные технические и сценографические решения.

Главные партии в спектакле исполняют Павел Назаров, Чингиз Кадыров (Лонсевиль), Наталья Ландовская, Дврья Батова (Наталья), Вячеслав Хавренок, Игорь Макаров (Каменский), Эльвина Муллина, Анна Луканова (Мари).

Источник: Музыкальный театр РК

Exit mobile version