В Музыкальном театре Карелии 17 и 18 ноября прошла премьера оперы «Карельский пленник» — спектакля на национальном материале. Опера создана по мотивам повести Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля», действие разворачивается в Петрозаводске после окончания Отечественной войны 1812 года.
Публика приняла премьеру очень тепло, зал аплодировал стоя. Мы попросили первых зрителей поделиться своими впечатлениями.
Ирина Семакова, этномузыковед: «Илья Кузнецов приобретает опыт большого композитора-лидера»
— Впечатления в целом хорошие, особенно от второго действия. В первом несколько рыхлая драматургия и, как мне показалось, многовато музыкальной сатиры и аллюзий, в том числе аллюзий и драматургических: Г. Синисало «Сампо», драматургические образные решения «нечисти», которые предложил в свое время Сеппо Кантерво — Сергей Пронин. Но Илья Кузнецов молодец, приобретает опыт большого композитора-лидера. Он великолепный мелодист и знаток разных пластов мировой, в том числе русской музыки: хоровой, инструментальной, вокальной, церковной. Я наслаждалась его лирическими ариями и ансамблями — это замечательно. Очень впечатляет его решение по акустике зала: трубачи в ложах, хор на галерке.
Один человек, не музыкант, высказал очень разумное мнение — о неяркости главной линии драматургии: это спектакль о личной драме Наташи, Лонсельвиля и других персонажей или это народная драма? По обилию хоров должна быть народная драма, а по объему индивидуального вокала и жанровой основе — лирика. Но в этом не столько проблема композитора, сколько желание драматурга следовать историческим событиям и отразить быт российской глубинки — промышленного местечка Петрозаводск и его беспробудного пьянства, но не нравственного разгула, как это изобразил постановщик. И потом, петрозаводчане и в те далекие времена никогда не были дураками. Это было всегда высокообразованное и просвещенное общество, особенно дамы. И еще одно: кроме сюжетной канвы, автору либретто мало на что можно было опереться — ей пришлось разрабатывать драматургию почти с нуля на основе исторических документов.
Думаю, пройдет немного времени и у композитора и драматурга появится желание усовершенствовать оперу и сделать ее более цельным, драматургически монолитным произведением. Очень важно отметить, что в нашем Музыкальном театре сейчас очень крепкие профессиональные певцы-солисты, хор и балет. Поздравляю Министерство культуры Карелии и дирекцию Музыкального театра с появлением нового репертуарного, масштабного музыкального спектакля с серьезной заявкой на вхождение оперы в число классических российских произведений крупной сценической формы. Поздравляю и петрозаводчан с таким масштабным явлением, как опера «Карельский пленник». Этот спектакль должны посетить все граждане нашей республики и соседних и дальних регионов.
Инна Гоккоева, педагог: «Не ожидала, что так защемит сердце»
— К премьере я немного подготовилась, перечитала повесть Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля». И всё же не ожидала, что так защемит сердце, когда услышала первые звуки — шум воды, звуки кантеле, когда увидела перевёрнутое отражение в озерной ряби нашей Успенской церкви в Кондопоге. В антракте поделилась сомнением: правильно ли я её узнала? Но когда в финале, уже вне всяких сомнений, наша сгоревшая Успенская вновь появилась на экране, навернулись слёзы. И за людей, и за страну, и за историю пленника…
Такое событие, как опера по мотивам конкретной истории, наверное, можно считать уникальным театральным явлением. Захватило и не отпускало внимание ни на мгновение, настолько содержательна, наполнена богатством народной культуры, достоверностью повествовательных сюжетов, прекрасно оформлена декорациями, виртуальными образами, костюмами вся постановка. А завтра позвоню в Москву моей знакомой, специалисту по творчеству Константина Паустовского. Поделюсь впечатлениями. Великолепная премьера! Горжусь нашим театром!
Дмитрий Александров, юрист: «В спектакле очень интересный сюжет»
— Ещё несколько лет назад мне казалось, что опера — это скучно. Но посмотрев однажды в нашем театре «Волшебную флейту», я полюбил оперу. «Карельский пленник» чувства мои только укрепил. В спектакле очень интересный сюжет с известными историческими героями. К сожалению, с повестью Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля» не знаком. Но теперь обязательно прочту. Актеры, музыка, графика на протяжении всего спектакля расслабиться не дают. Трагедия, но трагедия очень добрая! Браво, Музыкальный театр!
Наталья Суэтова, преподаватель Петрозаводской детской художественной школы: «Не всё было понятно…»
— Однозначно, конечно, не скажешь, но вообще понравилось. И музыка, и постановка, особенно сценография. Всё достаточно органично и на хорошем уровне. Хотелось бурно аплодировать, когда открывалась сцена в лесу, где нечисть всякая водится. Очень красиво, с подсветкой. И отрицательный герой тоже вписывается в картину. Браво художнику!
Массовые сцены с танцами, хором очень хороши, украшение спектакля. Но вызвало отторжение появление героев на балу с бутылкой в руках. Что это? Мне кажется, этикет, даже в такой глубинке, как Карелия, не сильно отличался от общих правил поведения.
Не все певцы чётко доносили текст до зала, поэтому не всё было понятно зрителю. В общем и целом впечатление хорошее, время не было потеряно напрасно. Спасибо авторам и труппе. У спектакля есть будущее и хотелось бы, чтобы его посмотрело как можно больше зрителей.
Евгения Демидова, директор Центра дополнительного образования «Ориентир»: «Сюжет взволновал до слёз»
— Общее впечатление у меня позитивное. Очень понравились массовые сцены, костюмы и оформление спектакля. Была уверена, что сюжет про Успенскую церковь был использован в связи с летней трагедией, но, оказывается, это было в сценарии изначально. Меня этот сюжет очень сильно взволновал, до слёз, я ведь кондопожанка… Тема производства в опере нам с кузиной не легла на душу, но сам факт существования карельской оперы очень даже греет душу.
Виктория Никитина, директор Галереи промышленной истории: «Погружение в роль Игоря Макарова меня больше всего впечатлило»
— Я шла на премьеру с трепетом, волнением, страхом, что может не понравиться. Опера сложный для восприятия жанр. И если классические произведения у всех на слуху, то новое, особенно в опере, воспринимать сложно.
Однако, именно эта опера создавалась практически на моих глазах. Сначала в Галерею промышленной истории на экскурсию пришла Ольга Погодина-Кузмина, создатель либретто. Мы долго говорили об Александровском заводе периода Гаскойна, о тоне книги Паустовского. О том, что книга классика весьма конъюнктурный продукт. Спустя несколько месяцев на экскурсию пришли все, кто занят в опере. Экскурсия была очень веселой. Гости задавали вопросы, погружались в эпоху. Делались открытия и с той, и с другой стороны. Так я поняла, что Гаскойна в опере не будет, а Лонсевиль умирает вовсе не так обыденно, как в книге. Дольше всех задержался Игорь Макаров, исполнитель партии Каменского. Кстати, его погружение в роль весьма злодейского характера, сценическая яркость исполняемого им персонажа меня больше всего впечатлили.
Сейчас, когда премьера состоялась и всё получилось, я могу сказать, что горжусь своим маленьким вкладом. Восхищаюсь Еленой Ларионовой, директором театра, которая не боится сложностей, нового, которая предоставила своему коллективу такой уникальный шанс создать новый качественный продукт. Современного звучания, художественного оформления, с элементами тонкой иронии, удерживающий внимание зрителя все время действия.
Некоторые арии произвели на меня такое впечатление, что я считаю их достойными самостоятельного, концертного исполнения, вне контекста постановки. Поздравляю Музыкальный театр с новой взятой ими высотой. С красивой премьерой! И всем советую сходить на «Карельского пленника».
Мы еще вернемся к этой премьере. Следите за нашими публикациями!