Интернет-журнал «Лицей»

«Найдитесь!», или Потерпевшие крушение

1853-Magazin-akcionernogo-obshchestva-Poljanskij-i-synovja-na-ulice-Moskovskoj-v-Kozlove

Мои Никифоровы. Тамбовская ветвь

Дикое поле, Бородино, вступление русских в Париж, талантливый писатель, жестокая крепостница, великий композитор и музыкант, первые российские железные дороги… Опять всё мне родное, всё меня касается, потому и мне до всего есть дело. Бережно соединяю разрозненные факты в наше общее прошлое, изменяю настоящее, улучшаю будущее.

 

 

В 1653 году мой 6 раз прадедушка Афанасий Гаврилович Никифоров по «Государеву Царёву и Великого князя Алексея Михайловича всей Руссии» указу был дарован землями «в борецком стану в селе Сараеве на реке на Верде». С тех пор на Рязанщине рождались и проводили свои младенческие и старческие годы его потомки. Мне даже кажется, что кто-то из моих Никифоровых обязательно там и сейчас живёт.

 

По наследству земля и немногие крепостные перешли к правнукам Афанасия Никифорова – Василию, Алексею и Ивану. Имение было разделено между ними и их матерью Авдотьей в 1782 году. Со временем братья окончательно вылетели из родового гнезда: Василий и Иван продали свои доли Алексею, а ветви Дерева разошлись в разные стороны. Семейство моего предка Ивана Мартыновича на несколько десятилетий обосновалось в Керенском уезде Пензенской губернии, в селе Ртищево. А Василий Мартынович поселился на тамбовских просторах Козловского уезда.

 

Я знаю об этом уже семь лет, с тех пор как  побывала в Пензенском архиве и ознакомилась с дворянским делом своего прапрадеда кавалергарда Зиновия. Сведений о  представителях рязанской ветви в нём немного, а о тамбовской совсем ничего. Скупо на эту тему пополнялся все эти годы интернет. И всё-таки, благодаря прежде всего краеведам этих мест, мои познания подрастали. Всегда очень хочется разрозненные данные систематизировать, запутанные нити расплести, оборванные связать. И собрать на этих страницах в дружный семейный круг всех чад и домочадцев, как и было когда-то.

 

Василий Мартынович в 1777 году окончил службу поручиком. А это сведения из статьи Википедии: «В документах ревизской сказки 1782 года упоминается деревня Дмитриевка, «что на Польном Воронеже, вблизи Бельского моста», принадлежавшая трем мелким помещикам: Петру Агафоновичу Суховерхову, Василию Мартыновичу и Марфе Агафоновне Никифоровым. У них было 109 человек крепостных крестьян». Одинаковые отчества наводят на мысль: Пётр и Марфа – брат и сестра?

Долгие годы Василий Никифоров являлся заседателем Козловского уездного суда. Точно известно, что было у них с женой два сына – Павел и Пётр, на три года брата моложе.

 

Служивший в Ладожском пехотном полку штабс-капитан Павел Васильевич Никифоров в 1835 году стал предводителем козловского дворянства.  Умер в возрасте 60 лет, оставив после себя сына Дмитрия и дочь Евпраксию.

Древо тамбовских Никифоровых

Судьба Дмитрия во многом похожа на судьбы дворян того времени. За четыре года дослужившись до поручика, Дмитрий Павлович вышел в отставку, жил в своём поместье, в преклонных годах стал гласным Козловского уездного собрания. Женился на Надежде Дмитриевне из известного морского семейства Головниных.

Род продолжили сыновья Николай и Александр. Первый – статский советник, почётный мировой судья. Второй окончил Технический институт в Петербурге, пять лет был предводителем уездного козловского дворянства, председателем множества комитетов и присутствий. И вот важное: «его капитал сыграл большую роль в строительстве железной дороги Козлов-Тамбов». А станция ещё в начале века получила название Никифоровки, которое носит до сих пор. И район в 1934 году стал Никифоровским. Хотя много однофамильцев было в тамбовских краях, но эти названия в честь моих предков.

Сведения о Николае и Александре обрываются 1905-1912 годами, ничего не знаю я и об их потомках.

 

Про женщин того времени и такие данные найти крайне трудно. Их удел был вести хозяйство, растить детей. Поэтому имя Евпраксии Павловны Никифоровой я ввела в поисковую строку больше по автоматической привычке всех в интернете проверять, а вдруг? И это «вдруг» принесло загадку, которую, надеюсь, мне удалось правильно разгадать, и дорожку к двум известным в мировой культуре людям.

 

Первым был писатель Сергей Николаевич Терпигорев. Его называют «талантливым бытописателем дворянства в эпоху крепостничества и правдивым летописцем важных перемен».

Из-за долгов родители писателя вынуждены были продать имение и в 1855 году купили в селе Полинино Липецкого уезда Тамбовской губернии маленький ветхий домик в четыре комнаты с маленьким садом.

Вот тут интернет и начал меня удивлять. В это же время в том же селе приобретает имение двоюродная сестра матери писателя Терпигорева, «девица из дворян Евпраксия Павловна Никифорова». Уже важно, что имя моей четвероюродной прабабушки вышло за пределы домашнего мирка того времени. Ещё интереснее, что талантливый писатель Терпигорев приходится ей двоюродным племянником. (А вдруг он кровный родственник и мне?) Но громом среди ясного неба прозвучала девичья фамилия матери писателя – Рахманинова!

Вот уж тут я забегала и запрыгала, и побежала схемы рисовать, разбираться в новом родстве!

 

Итак, если Евпраксия Павловна Никифорова и Варвара Ивановна Рахманинова друг другу двоюродные, то кто-то из их родителей между собой родные братья-сёстры.

Первая схема получилась такой.

 

 

Ясно, что женой моего троюродного прапрадеда Павла Васильевича Никифорова была сестра Ивана Николаевича Рахманинова или сестра Софьи Ивановны Гохфельд. К моему счастью, в сети есть родословные деревья обеих фамилий. А ещё одна удача, что и у Рахманинова, и у Гохфельд было только по единственной сестре! У Софьи — Юлия, в замужестве Трейден. А у Ивана Николаевича сестра Прасковья. Думаю, она и стала матерью Евпраксии и её брата Дмитрия Никифоровых.

 

Это, конечно, только предположение, выведенное из имеющихся на сегодня сведений,  требующее архивных подтверждений. Но всё-таки сегодняшний поиск для меня удачен, и есть ещё один знак правильности пути. Дело в том, что матерью Прасковьи Николаевны Рахманиновой была Евпраксия Ивановна Рахманинова, урождённая Сатина. А значит, маленькую Евпраксию назвали в честь родной бабушки.

 

Конечно, вы догадываетесь, какой ещё вопрос меня волновал: а состоят ли в родстве моя далёкая прабабушка Евпраксия  Никифорова и великий композитор Сергей Васильевич Рахманинов? Оказалось, да, они друг другу кровные родственники.

 

 

Прадед Евпраксии Фёдор Иевлевич Рахманинов и прапрадед композитора Герасим Иевлевич Рахманинов родные братья. Поэтому Сергей Васильевич моей четвероюродной прабабушке приходится четвероюродным племянником. «Это такое родство, что уже и не родство», – заключила моя подруга. Да, точно, то самое – седьмая вода на киселе.  Тем более у нас с композитором нет ни одной общей капли крови, ведь он родич моей прабабушки не по никифоровской линии её отца, а по рахманиновской её матери. Но всё-таки генеалогическая программа считает композитора моим родственником, и хоть одна его нота, да моя. Очень надеюсь, что когда-нибудь мой сын сыграет концерт из произведений своих предков. К Мейеру, Кобергу, Мендельсону-Бартольди и Черепниным стоит добавить и Сергея Рахманинова.

 

«Из шести сыновей Иева Рахманинова наибольшее влияние на судьбу рода оказали Федор и Герасим Иевливечи. Потомки Федора Иевлевича проявляли научные склонности. Внуки и правнуки Герасима Иевлевича Рахманинова тяготели не только к наукам, но и, по преимуществу, к изящным искусствам».

 

Кровного родства с великим композитором Рахманиновым у нас нет. Но фамильные линии пересекаются, и ниточку между нами протянуть можно

 

Вернёмся к писателю Терпигореву. Сказано, что в разных своих произведениях он вывел родную тётушку Евпраксию под именем тёти Клёди и тёти Евпраши. Мне удалось почитать «Потревоженные тени», в том числе главу «Тётенька Клавдия Васильевна». Автор называет её двоюродной сестрой матери, что и было в действительности. Это художественное произведение, но, боюсь, портрет тётушки, её характер и поступки во многом совпадают с реальной Евпраксией Павловной:

«Тетенька Клавдия Васильевна была девица. Она была небольшого, ниже среднего, роста, худенькая, гладко причесанная, с маленьким, не стареющимся лицом, на котором были смеющиеся глазки и вечная улыбка на губах. Как бы тетенька ни была огорчена чем-нибудь или раздражена кем-нибудь, она постоянно все равно улыбалась, а глазки у нее смеялись. Лицо же у нее и в шестьдесят лет было такое же, каким оно было и в шестнадцать лет, как утверждали знавшие ее и в то время; седых же волос у нее и совсем не было. У тетеньки Клавдии Васильевны было много женихов в молодости и даже потом, когда она была в средних годах. Один из них, какой-то офицер, имел даже поединок из-за тетеньки с своим соперником — местным помещиком, искавшим тоже ее руки; но тетенька всем им отказывала, предпочитая оставаться в девицах».

Характер тётушки Клёди был ужасен. Она была очень скупой и любопытной донельзя, да ещё безжалостной и жестокой. «Злющая и скупущая», называла она себя. Так и было…

Мать писателя была добрым душевным человеком и поддерживала отношения даже с такой несимпатичной кузиной. Ей Евпраксия и завещала своё имение.

На этом сегодня заканчивается для меня линия старшего сына Василия Мартыновича Никифорова, Павла Васильевича.

 

Второй сын Василия Мартыновича, Пётр, прославился в сражениях Отечественной войны 1812 года. Ему было 26 лет, уже три года  находился в армии, начав службу с подпрапорщика Ладожского полка.

С гордостью и чувством сопричастности читаю про его участие во множестве сражений – при Дашковке и Султановке, при Смоленске и Бородино, где «получил контузию в левую ногу», при Малоярославце и Вязьме. За эти несколько месяцев он получил два ордена Св. Анны 4-й степени и звание поручика. За отличие в сражении при Красном в ноябре 1812 года мой троюродный прапрадед Пётр Васильевич Никифоров был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». Впереди год 1813-й, а в нём вылазки из Модлина, сражение при Донау, Дрездене, Лейпциге, Магдебурге, Гамбурге, вступление в Париж и вторичный поход во Францию в 1815 году! Ещё один орден, на этот раз Св.Владимира 4-й ст. с бантом. После войны служил в Полтавском пехотном полку.

В 1822 году в возрасте 36 лет подполковник Пётр Никифоров из армии увольняется. Известно, что в 1830-1831 годах он был судьёй уездного козловского суда.

 

Не знаю, как звали его жену и когда храбрый воин окончил свой земной путь, зато известны имена его детей: Николай, Михаил, Василий и дочка Клавдия.

У троих крёстным отцом был генерал-майор Пётр Семёнович Муравьёв. В интернете о нём есть такие строчки: «Важный генерал времен Екатерины II, богатый и образованный человек, бывший в хороших отношениях с соседями: Рахманиновыми, Обловыми, Вельяминовыми, Лодыгиными, Терпигоревыми». Кажется, можно добавить – и с Никифоровыми.

В списке  восприемников бабушка младенцев Мария Агафоновна, княгиня Мария Александровна Волконская – средняя дочь известного нам Александра Христофоровича Бенкендорфа, и помещица Варвара Александровна Рахманинова, ещё один представитель этой известной фамилии.

Про детей Петра Васильевича сведений мало, нет данных и об их потомках. Михаил заседал в земском суде, Василий в уездном полицейском управлении и был помощником исправника.

 

 

Итак, у моего двоюродного прапрапрадеда Василия Мартыновича Никифорова было два сына и шесть внуков, из них четыре мальчика продолжили фамилию. А вот правнуков известно лишь двое. Уверена, тамбовская линия моих предков прирастала и продолжалась. Каждый рассказ как сигнальная ракета: «Откликнитесь!», как бутылка с запиской от потерпевших крушение: «Найдитесь!» Мы и есть потерпевшие крушение – во времени, только гены такая хитрая штука, что сохраняются несмотря ни на что, а значит, у нас есть большая надежда на встречу.

 

https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2016/08/Rahmaninov-Oystrah-Vokaliz.mp3?_=1

С. Рахманинов — Вокализ — исполняет Д. Ойстрах

Эти документы можно не выходя из дома бесплатно просматривать на сайте РГАДА — Архива древних актов
Заворонежская слобода поручика Василия Мартыновича Никифорова
Владения прапрадеда великого композитора Сергея Рахманинова
Прадед моей Евпраксии Павловны Никифоровой композитору Сергею Рахманинову приходится двоюродным прапрадедом
Фамилия Терпигоревых на Тамбовщине известная
Не сохранилось фотографий, писем, вещей, зато можно руками потрогать вот такое наследие предков!
Станция Никифоровка до реставрации.
Фото из презентации Марины Темниковой
Из презентации Марины Темниковой
Ждём привета из Козлова!

 

Большое спасибо подвижникам-краеведам: администраторам сайта «История, культура и традиции Рязанского края», администратору сайта о городе Козлове (Мичуринске) и его жителях Олегу Сазонову, администратору сайта «Поиск предков в Липецком крае» Сергею Юрову.

 

 

Exit mobile version