«Принимать в свои ряды мы собираемся всех желающих». В Карелии появилось новое литературное объединение.
Лет десять назад, когда я делал для газеты «Петрозаводский университет» серию интервью с близкими мне по духу петрозаводскими поэтами, кто-то из них поинтересовался: «Ты случайно не хочешь создать какое-нибудь литературное объединение?». В ответ я лишь руками замахал: «Да ну, какой из меня организатор и вождь? Мне и в роли одинокого волка неплохо!»
А 28 мая сего года в помещении пункта выдачи книг, ещё совсем недавно называвшегося Карельской республиканской библиотекой для слепых, состоялось первое собрание нового литературного объединения, которое я придумал, собрал и возглавил. Дожили!..
Вообще-то идея создания подобного сообщества не давала мне покоя уже давно – едва ли не с тех пор, как я записался в эту самую библиотеку. Посещая библиотечные мероприятия, особенно связанные с литературой, трудно было не обратить внимание на то, что среди здешних читателей очень много поэтов и просто людей, любящих, знающих и пропагандирующих хорошую поэзию всеми возможными способами. Они приходят на одни и те же поэтические вечера, и даже иногда сами участвуют в них, общаются между собой, обсуждают одни и те же новости, делятся друг с другом своим творчеством, в общем – образуют единую среду, в которой зарождается и живёт настоящая культура. Только происходит это достаточно стихийно и на профессиональном уровне пишущих почти никак не сказывается.
А ведь если сложить все имеющиеся творческие силы в один кулак, должно получиться что-то грандиозное! В феврале, на моём творческом вечере, в котором приняли активное участие не только бывшие соратники по университетскому объединению, не только музыканты и собратья по перу, то есть люди, с которыми мы начинали свой путь в 80-90-х годах, но и наши читатели, стало предельно ясно: дальше медлить нельзя. Либо я поведу за собой людей, поверивших мне и говорящих такое количество тёплых, искренних слов, либо всех нас в будущем не ждёт ничего особо интересного.
Поделился своими мыслями с сотрудницей библиотеки Валентиной Александровной Медведевой и встретил не просто понимание, а горячую заинтересованность. Без Валентины Александровны, которую я считаю полноценным членом сообщества, вообще бы ничего не получилось. Ведь только она знает о пристрастиях, увлечениях и наклонностях самых активных читателей, только у неё хватило терпения обзвонить всех известных ей самодеятельных поэтов и пригласить на собрание, что для летней поры вообще непросто. Кто-то в результате оказался в отъезде, кого-то по чистой случайности занесло в город – и лишь потому удалось быстро найти. В конечном счёте собралось шесть человек, что превзошло мои ожидания. У университетского литобъединения, в состав которого я входил в начале 90-х, бывали времена и посложнее. Как-то раз на собрание пришёл лишь я один и разговаривал с руководителем Александром Веденеевым о поэзии в течение двух часов, чему сам был немало удивлён. Самое главное – появились те, на чью помощь можно смело рассчитывать при осуществлении столь непростого проекта.
Они все очень разные. По возрасту, по взглядам, по опыту. Пожалуй, Веденееву с нами в своё время было куда проще. Из всех участников объединения старше всех был лишь поэт Валерий Березовский, легко вписывавшийся со своим крутым авангардом в молодёжную среду. Здесь почти все значительно старше и опытнее меня, а значит, и учить их особенно нечему. Надо просто помочь им найти выход на более широкую аудиторию. Или показать какие-то достойные примеры для подражания в случае, если профессионализма всё же не хватает.
Кто же такие мы?
Юрий Алексеевич Тихомиров сам стихов не пробовал писать никогда. Зато он их… читает. Сначала про себя, затем, тщательно заучив, вслух, на диктофон. К звуковому тексту подбирает музыкальный аккомпанемент и звуковые эффекты, накладывает их с помощью специальной программы – и получается ничуть не хуже, чем у профессиональных чтецов аудиокниг, а в каких-то случаях, может быть, даже лучше. Его память хранит длинные поэмы и короткие рифмованные миниатюры, произведения классиков позапрошлого века и современных авторов, имена которых мало кому известны. Выученного и записанного материала уже давно хватило бы на несколько тематических программ – а сколько всего озвучить никак не удаётся из-за катастрофической нехватки свободного времени!.. В прошлом году Юрий подбил меня на написание цикла стихотворений о народных музыкальных инструментах – ложках, балалайке, гуслях, гармони и кантеле, сразу же превратившийся в мини-радиоспектакль одного актёра. Для меня это был весьма интересный опыт работы со стилизациями под разных известных советских поэтов, эксплуатировавших фольклорные мотивы, для него – солидное пополнение и без того широкого репертуара. И разве в наши времена тотального постмодернизма, когда коллажи из чужих переосмысленных заново мотивов вызывают куда больше эмоций, чем абсолютно оригинальное произведение, такое творчество не является отдельным, самобытным жанром поэзии?
Даша Староверова – самая юная участница литобъединения, совсем недавно отметившая своё 19-летие. Удивительная искренность и глубина её стихов при всех шероховатостях и просчётах, связанных с элементарной нехваткой опыта, не оставляют сомнений: впереди девушку ждёт большое будущее. В настоящем же есть публикации в сетях под различными загадочными псевдонимами, и отличные, совсем не по годам серьёзные, журналистские работы в виртуальной студенческой газете «Новая страница» и мечта поступить на филфак ПетрГУ этим летом. А ещё это человек с очень сложным и хрупким внутренним миром, умеющий чувствовать чужую боль как свою, остро переживающий любую фальшь, любое лицемерие, свидетелем которого приходится быть время от времени. Собственно говоря, такими и должны быть настоящие поэты – даже если они пришельцы из далёкого будущего.
Про Василия Гришкина я до сих пор знал лишь то, что он сам о себе рассказал в одном из стихотворений, размещённых на Стихах.ру:
Я живу в Карелии,
где очень много рек,
озёр тут изобилие
и счастлив человек.
Примерно о том же были и другие его стихотворения, написанные примерно на том же техническом уровне. Во время собрания Василий и его спутница Татьяна Мершукова, тоже не чуждая поэтическому творчеству, держались крайне скромно – прислушивались, присматривались, осваивались. Насколько веское слово им предстоит сказать, какую роль сыграть во всей этой истории, наверное, мы узнаем позже. Однако шанс проявить себя у обоих должен появиться довольно скоро.
Работа литобъединения будет строиться на нескольких уровнях. Первый, и, видимо, самый актуальный на данный момент – просвещение, литературная учёба. Что греха таить – пишем мы все ещё весьма неровно, своего потенциала не представляем и в должной мере не используем. Учитывая особенности состава объединения, наиболее подходящей формой повышения профессионального уровня самодеятельных сочинителей мне представляется серия мастер-классов с участием известных в республике литераторов, которую мы попробуем начать проводить уже этой осенью. Для того чтобы мероприятия получились интересными и для рядовых читателей библиотеки, их можно будет совместить с поэтическими вечерами.
Допустим, приглашаем мы выступить Вячеслава Агапитова, Александра Валентика или Светлану Захарченко – в общем, с кем удастся договорится. И в течение первого часа гость читает свои произведения, рассказывает о своей жизни и творческой карьере, отвечает на вопросы из зала, а потом достает заранее переданные мною рукописи участников объединения и высказывает свое мнение, указывая на ошибки, подчёркивая удачные места, в доступной форме передавая секреты своего мастерства. Причём говорит прямо, жёстко, объективно – как это бывало в старые добрые времена в других местах, в других сообществах.
Конструктивная критика – лучшая прививка от ложных амбиций и лучший стимул для роста, если есть куда расти. Как-то я спросил у известного спортсмена и поэта Станислава Прошутинского, что, по его мнению, общего у поэзии и спорта. И тот ответил коротко и точно: «Ринг!». И ведь вправду, если ты претендуешь на звание художника слова, то изволь научиться и удар держать, и метко бить в нужную точку, и подниматься на ноги после нокаута! Когда же всех нас хорошенько отметелят мастера и каждый для себя решит, чего он стоит на самом деле, можно будет перейти потихоньку на самообучение, начав обсуждать друг друга в более узком кругу и превращаясь во въедливых, глубоких критиков – без чего тоже невозможно профессиональное творчество.
Другой уровень – это продолжение, продвижение, реклама своего творчества. Например, через выступления. В библиотеках, школах, вузах, везде, где можно найти благодарного слушателя. Можно будет подготовить к изданию и собственный коллективный сборник, и в зависимости от уровня включенного в него материала, либо выпустить его самиздатом, либо предложить серьезному издательству. Аудиоверсию, адресованную незрячим читателям, думаю, сделать тоже будет несложно при наличии в наших рядах такого виртуоза звукозаписи, как Юрий Тихомиров. Со временем мы перенесем свою деятельность и в виртуальное пространство – если уж не в виде собственного сайта, так в виде сообщества «ВКонтакте».
Принимать в свои ряды мы собираемся всех желающих. Сектантство ещё никому не принесло удачи, тем более если дело касается такой тонкой сферы, как культура и искусство. По этой же самой причине вполне реально сотрудничество с любыми группировками, с которыми найдётся общий язык, – да было бы только, о чём поговорить! Как Митьки никого не хотели победить, так мы никому не объявляем войны, но и постоять за себя, наверное, в случае чего сумеем.
Эти и другие вопросы и планы обсуждались на собрании. Разговор получился живой, деловой и занял около полутора часов. Пока ещё литобъединение не придумало себе никакого звучного названия, но надеется, что после летних каникул, к началу нового сезона, что-нибудь да придумается. Само собой – как строчка еще не рождённого нового стихотворения. Тогда-то и начнется настоящая работа! Заодно на протяжении лета будут готовиться подборки для сборника, проходить переговоры с возможными звёздными гостями разных мероприятий и вынашиваться новые идеи насчёт того, куда нам двигаться дальше. Так, что пожелайте успехов всем нынешним и потенциальным участникам проекта, а Дарье Староверовой отдельно – лёгких вступительных экзаменов. Свой человек в университете нам ох как ещё пригодится!..