Так написал один зритель после открытия в ГВЗ выставки театральных художников Эмиля Капелюша и Стефании Граурогкайте.
Выставка театральных художников — всегда праздник, особенно если посчастливилось побывать на спектаклях, ими оформленных.
Музыкальному театру Карелии крупно повезло, что художественным руководителем труппы балета работает известный в мире хореографии Кирилл Симонов, лауреат премии «Золотая маска». Благодаря его таланту и энергии появились в театре запоминающиеся спектакли, высоко оцененные театральным сообществом страны, и не мудрено. В соавторах у Симонова по сценографии и костюмам звезды театрального искусства России – Эмиль Капелюш и Стефания Граурогкайте. Два этих имени петрозаводчане знают не понаслышке, многие видели оформленные ими спектакли «Пульчинелла», «Весна священная», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сон в летнюю ночь», «Анна Каренина».
На спектаклях Симонова обычно аншлаг, а потому на вернисаже негде яблоку было упасть. Мне не удалось быть среди гостей на открытии, зато мой вернисаж получился эксклюзивным: я пришла в выходной для выставочного зала день. Это было настоящее удовольствие – ходить по светлому залу в одиночестве среди изысканной графики черных макетов на фоне белых стен, среди кукол и великолепных костюмов. От каждого спектакля остаются впечатления, яркие воспоминания, которые попадают в архив памяти.
Выставка позволяет вернуться к атмосфере праздника, созданного спектаклем, но совсем в иной ситуации. Здесь детально можно рассмотреть макет сцены, изучить его со всех сторон, увидеть многослойность сценической площадки, разглядеть буквально каждый канделябр, каждую колонну. Кстати, макеты выполнены виртуозно. Они выглядят, как маленькие изящные артефакты или объекты современного искусства.
Эмиль Капелюш — мэтр сценографии, обладатель «Золотой маски» и «Золотого софита», оформивший более 250 спектаклей в разных городах и странах. Его сценическое пространство чаще всего далеко от реальности, необычно, таинственно, исполнено знаков и символов и не отвлекает от танца. Любопытно было бы увидеть, как осуществляется задуманное на сцене. Рассказывают, что Капелюш любит работать по ночам, когда сцена пуста. Рассматриваешь акварельные эскизы Эмиля Капелюша к тому или иному спектаклю и хочется прочесть все его рекомендации, написанные мелким красивым почерком: «Сапожки со шпорами, манжеты, вуаль…»
Костюмы — это вотчина Стефании Граурогкайте, которая активно работает в театрах Санкт-Петербурга. Удлиненные серо-белые платья-халаты, созданные для балета «Пульчинелла», висящие в экспозиции на стенах, напоминают отдыхающих от спектакля кукол-марионеток. Они будто застыли на мгновение. Помню их в движении — как бело-серые птицы. В вихре танца зритель воспринимает прежде всего форму костюма, его цвет или цветовые пятна, которые воздействуют на его чувства. Здесь же, на выставке, хочется больше внимания уделить деталям костюмов. Поражаешься, как подобраны ткани для них — от грубого холста до панбархата, парчи и вуали, как они сочетаются, как сшиты старинные береты и воротники, как использованы аксессуары, вышивка или шитье. Иногда возникает непреодолимое желание потрогать и подержать в руках куклы Стефании, странные и немного грустные.
Интересно разглядывать рабочие эскизы, наброски, которые, воплотившись в спектакле, стали яркими и запоминающимися. Полностью согласна с отзывом зрителя в книге записей: «Выставка наполнила меня чистейшим эстетическим удовольствием».
Выставка Городском выставочном зале Петрозаводска открыта до 11 октября
Фото автора