Интернет-журнал «Лицей»

Города познаются в сравнении

Петрозаводск будущего

Проект «Города у воды» завершен. Станет ли он началом нового, поворотного, этапа в развитии Петрозаводска и Сортавалы?

На заключительном семинаре в администрации Петрозаводска были подведены итоги двухлетнего проекта.

Проект «Города у воды» финансировался в рамках программы приграничного сотрудничества «Европейский инструмент соседства и партнерства «Карелия». Цель проекта — содействие развитию бизнеса путем пространственного развития городской среды по двум направлениям: архитектурные и маркетинговые решения для пилотных территорий и разработка и внедрение новых инструментов взаимодействия российских и финских предпринимателей. Цель проекта также стала  разработка интегрированных решений по территориальному развитию в городах Йоэнсуу, Ките, Петрозаводск и Сортавала, совмещающих поддержку бизнеса и пространственное планирование. 

Об итогах проекта рассказала заместитель начальника управления общественных связей и международного сотрудничества администрации Петрозаводска Наталья Лаврушина

«Лицей» рассказывал о ходе работы над проектом в Петрозаводске, в рамках которого были разработаны концепции развития старого квартала, набережной Онежского озера. Петрозаводск обладает богатством, переоценить которое невозможно, – Онежским озером. Выступивший на конференции мэр Тюбингена Борис Палмер даже посетовал, что нет в их городе ни моря, ни озера и создать их они не могут, так что приходится довольствоваться тем что есть. А вот у нас одно из крупнейших озер Европы, а мы не знаем, как им распорядиться. Только в границах города прибрежная территория составляет 20 километров, а если включить сюда и окрестности Петрозаводска, то в два раза больше. И эта немалая территория практически не работает на город, как и само Онего.

В ходе разработки маркетингового плана этой территории провели анкетирование, в котором участвовали петрозаводчане, гости города – туристы, предприниматели, представители турфирм. И вот какая картина получилась: большинство опрошенных жителей столицы Карелии посещают ту же набережную только летом и в основном городские пляжи. Да и с озера вид на Петрозаводск не особо привлекателен.

Какой же хотят видеть набережную петрозаводчане? «Маркетинговый план развития прибрежных территорий Петрозаводска» приводит наиболее популярные ответы на вопрос о перспективах ее развития и обустройства: сооружение детских игровых площадок; установка скамеек, развитие пешеходной и велосипедной зон, строительство спортивных площадок и лыжных трасс (зимой); организация рыбного рынка (в начале ХХ века он был в этой части города); ограничение объектов капитального строительства; создание центра аквакультуры с выставочным комплексом, местом проведения семинаров и стоянкой для прогулочных яхт и катеров; создание фирменного стиля набережной; строительство летнего театра; ликвидация летних павильонов и пивных баров и т.д.

 

Так может выглядеть застройка в районе набережной Варкауса

Забегая вперед, скажу, что в ходе проекта была разработана концепция развития прибрежной территории, о ней вновь напомнил архитектор Евгений Таев, один из участников рабочей группы, занимавшихся концепцией. Она предполагает, во первых, удаление с этой территории старых складских помещений, неиспользуемых производственных мощностей и зонирование. Предлагается создание нескольких зон: рекреационных, спортивных, культурных и жилых. Практически то же, что предлагают и петрозаводчане.

Лично меня как жителя города не устроило отсутствие  индивидуальности, скажем так, в облике нашей набережной. Правда,  Евгений Таев не раз в своем выступлении подчеркивал, что это только концепция, вполне возможно, что с появлением  конкретных архитектурных проектов набережная будет выглядеть иначе.

В развитии этой территории заинтересован и бизнес, а это инвестиции. Более половины опрошенных предпринимателей ответили, что прибрежная территория города представляет для них интерес. Воплотить его в реальные дела мешают сложность получения участка  для  бизнеса и отсутствие четкого планирования. Поэтому более половины предпринимателей  не готовы  сегодня вкладывать средства в развитие прибрежной территории. Одним словом, есть интерес, но нет стимула.

Порадовали ответы на вопрос о перспективах старого квартала города. Большинство опрошенных во всех четырех группах ответили одинаково: это должен быть музейно-выставочный центр, на территории которого будут сохраняться памятники истории и культуры. А вот сторонников того, что этот уголок старого Петрозаводска должен стать местом отдыха с кафе и ресторанами, оказалось больше среди… горожан. Неужели не хватает у нас торгово-развлекательных центров?

Однако  проект «Города у воды»  не сводится только к развитию прибрежных территорий.  Он предполагает решение более широких задач — совмещение нового и старого в облике города, развитие перспективных видов деятельности в экономике, культуре, социальной сфере.

 

На вопросы участников конференции отвечает мэр Тюбингена Борис Палмер

О том, что это означает в реальности, поделился опытом уже упоминавшийся мэр Тюбингена Борис Палмер. Городские власти начали с разработки стратегии, в основу которой положили ответы на главный вопрос: чем может привлечь людей маленький немецкий городок?  В который до этого туристы заглядывали на несколько часов, чтобы побродить по старым кварталам с сохранившимися после войны домами и по старой крепости.  И нашли дополнительные резервы. Оказывается,  представляют интерес Тюбингенский университет, старейший в Европе и обладающий научной школой, современный медицинский центр, состоящий из нескольких больниц и клиник, в которых заняты более шести тысяч человек, ряд предприятий, выпускающих брендовую продукцию, среди которых хорошо известная в мире фирма Hugo Boss. Пригодились старые выставочные комплексы в окрестностях города – им дали новую жизнь регулярные ярмарки, на которых, в частности, продвигаются товары местных производителей. Приток в город людей, в том числе и туристов, стимулировал театральную жизнь, открытие новых музеев, в том числе и мемориальных, посвященных знаменитым землякам. Понадобились новые гостиницы, в том числе и элитные, – сегодня  лечиться в Тюбинген приезжают даже арабские шейхи. Да и постоянное население города за последние  годы выросло на 10 процентов.

Сохраняя памятники истории и культуры, поддерживая атмосферу романтичного немецкого города Средневековья, Тюбинген тем не менее не законсервирован. Началась переделка кварталов послевоенной застройки, когда решалась только одна проблема – дать жителям недорогое и доступное жилье. На их месте стали появляться городские районы с домами современной архитектуры повышенной комфортности, с хорошо развитой транспортной системой и необходимой городской инфраструктурой в шаговой доступности. Городская администрация объявила конкурс среди архитекторов на лучший проект застройки  набережной реки Неккар, в долине которой расположен Тюбинген. Набережная одно из самых популярных мест отдыха у горожан, мэрия считает, что она  должна быть не только привлекательна, но и доступна всем.

Конечно, все это произошло не за один год, потребовались и время, и усилия, но было главное – заинтересованность городской власти и жителей изменить свой город.

Выступая во второй день на пленарном заседании с докладом «Стратегия развития Петрозаводска», первый заместитель главы администрации Петрозаводского городского округа Евгений Журавлев заверил, что многие идеи и предложения, наработанные в ходе работы над проектом «Города у воды», вошли в  новую концепцию развития Петрозаводска до 2025 года. В этом смысле проекту «Города  у воды» повезло как никакому другому. Наработок  действительно много, ведь в проекте участвовали ученые и архитекторы, музейщики  и бизнесмены.

Так получилось, что в первый день пленарных заседаний прозвучали сообщения о маркетинге Петрозаводска и Тюбингена, что невольно стало поводом для сравнения этих двух городов. Не в пользу Петрозаводска. Во второй день конференции также рядом оказались два других города – Сортавала и Йоэнсуу. Когда председательствующий на конференции президент КарНЦ РАН Александр Титов попросил присутствующих поднять руки, кто хотя бы раз в жизни побывал в Йоэнсуу, в зале вырос лес рук.

Этот финский город давно уже для нас не заграница. Йоэнсуу и Сортавалу  разделяют всего 142 километра и… граница. А потому, как любили писать в советское время,  появились очень разных «два мира и два города». В лесной столице Европы, как гордо именует себя Йоэнсуу, наиболее значительный рост торгового оборота наряду с переработкой древесины зафиксирован в производстве станков и оборудования. Параллельно развивается горнодобывающая промышленность. Я уже не говорю о торговле, обороты которой растут за счет российских покупателей. Развитие экономики тянет за собой решение социальных городских проблем.

О том, каким будет Йоэнсуу в XXI веке рассказала архитектор Катарина Суракка в докладе «Город у воды – взгляд на симметричный город».  Территория старого сгоревшего промышленного предприятия стала площадкой для создания нового микрорайона с современной архитектурой и инфраструктурой.

Но самое интересное, что наша Сортавала обладает  не меньшими потенциальными возможностями для своего развития. Как их использовать с наибольшей эффективностью рассказал ученый секретарь Института экономики КарНЦ Евгений Жернель, огласив рекомендации ученых по маркетингу Сортавалы. Они представлены и в специальном издании «Сортавала: рекомендации в области маркетинга и градостроительства». К сильным сторонам города можно отнести выгодное приграничное положение и транзитную доступность, географическое положение (впрочем, прибрежная территория Ладожского озера так же плохо используется, как и в Петрозаводске), культурно-исторический потенциал. Сортавалу называют малой архитектурной энциклопедией, практически весь центр города представляет собой историческую ценность. Когда-то в этом районе успешно развивался ландшафтный туризм.

Что в реальности имеет сейчас Сортавала? Угрозу утраты культурно-исторических объектов и уникального образа всего города, снижение инвестиционной привлекательности, неудовлетворительное состояние городской инфраструктуры. В связи с отсутствием большого количества потребителей многие сферы местной экономики являются низко рентабельными и не привлекательными для крупного бизнеса. Большинство туристов попадают на Валаам круизными теплоходами, которые не заходят в Сортавалу из-за ее низкой туристской привлекательности.

Методы лечения для таких городов известны: создание привлекательной городской среды, в том числе приведение в порядок памятников истории и культуры, развитие транспортной системы, ориентация экономики на внешний рынок – наличие известных объектов или товарных брендов,  структурная перестройка экономики. Все просто и лежит на поверхности. Вот только… Как говорят в России сегодня, гладко было на бумаге да забыли про овраги.

На конференции прозвучало предложение, которое, как выясняются, поддерживают и многие сортавальцы, – добиваться включения города в перечень объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Можно попытаться. Но сомнительно, что чиновники из Брюсселя приедут наводить порядок в нашей провинции. Есть и в России своя программа возрождения малых городов. Сортавала вместе с Сегежей подготовили в прошлом году заявки на включение их территорий в эту программу, первый заход оказался неудачным. Хотя надежды на будущее остались.

Проект «Города у воды» завершен. Станет ли он началом нового, поворотного, этапа в развитии участвовавших в нем Петрозаводска и Сортавалы? Или, как заметил А. Титов, карельские города так и останутся «Городом солнца» —  так называлась философская утопия Томазо Кампанеллы? Зависит только от нас. И ни от кого больше.

Фото автора

Exit mobile version