Интернет-журнал «Лицей»

О герое фильма «Брат», непредсказуемом президенте Иванове и чувстве вечной вины

Кадр из фильма "Брат"

По просьбе «Лицея» студенты Университета Тампере, изучающие русский язык, ответили на наш вопрос «Какая книга из прочитанных в последнее время или фильм произвели на тебя наибольшее впечатление?»

В Международный день студентов публикуем некоторые ответы, дающие представление о том, что волнует финских студиозусов. Писали они по-русски.

У героя в «Брате» нет другого пути 

Вам иногда кажется после какого-то серьезного фильма, что вы все еще остаетесь в его атмосфере? Фильм произвел на вас такое большое впечатление, что вы долго думаете о судьбах, поступках героев и несколько дней не можете ничего другое читать и смотреть, потому что хотите знать все об этом фильме? Так я все время думала о фильме «Брат» (1997) Алексея Балабанова после того, как его посмотрела.

В фильме главный герой Данила Багров возвращается с войны в родной город. Но так как он не может там остаться, он отправляется в Санкт-Петербург к своему брату Виктору, который, как выясняется, стал наемным убийцей. Судьба Данилы – совершать наемные убийства по просьбе брата. Насилие показывается в фильме реалистично, без жалости к зрителям.

На самом деле меня впечатлило в фильме не жестокое насилие, а описание обстановки: город Санкт-Петербург и места в нем, например, лютеранское кладбище, рынок, квартиры, вечеринки. На мой взгляд, описания пространства отлично отражают внутреннее состояние Данилы. Туманный, темный, суровый город подчеркивает его заблуждение в жизни, и на ночном кладбище становится видна смерть части его души: после массового убийства он не только тащит туда трупы, но и еще проводит ночь у своих друзей и Немца. Но и еще в фильме постоянно серая, дождливая погода — поздняя осень, когда почти вся природа уже умерла и готовится к зиме. К чему готовится главный герой?

В комнате Данилы, среди поношенной, грустной мебели и рядом с противным соседом-алкоголиком он практически не проводит времени, а только готовится к следующему действию. А домашней теплоты и любви не найти нигде. Поэтому я могу понять решение Данилы слушать приказы брата: Даниле негде жить и нечего делать в большом городе, а брат дает ему деньги на проживание. У героя нет другого пути, и после долгих лет в армии убийства — всё, что он умеет делать.

Спасающая сила в жизни Данилы — рок-музыка, которую он слушает все свободные от ужасов минуты. После прощания с Немцем и Кэт Данила ловит машину и едет автостопом по светлой, заснеженной дороге в Москву. Герой спрашивает у шофера может ли он включить музыку, потому что «давно ничего не слышал», и по радио начинает играть Наутилус Помпилиус «Люди на холме». Хотя фильм заканчивается оптимистично, вся история не закончена, и конечно, я не могу не посмотреть вторую часть фильма.

Элли

 

«Россией правит непредсказуемый президент Иванов…»

Недавно я слушал лекцию Маркку Кивинена, директора Александровского института при Хельсинкском университете. Этот институт занимается проблемами изучения России и Восточной Европы. В ходе интригующей лекции Кивинен раскрыл, что, кроме своих научных работ, он недавно написал роман. Я сразу заинтересовался романом и через несколько недель взял его в библиотеке.

Роман Кивинена называется Lähetin loppupeli (издательство Teos, 2016). Название переводится как «Последний ход слоном». Сюжет романа развивается в обозримом будущем, в котором Финляндия вступила в НАТО, а Россией правит непредсказуемый президент Иванов. В центре событий оказывается опытный финский дипломат, посол Финляндии в Москве Лаури Суоминен, который разрывается между своей личной жизнью, отцовством и официальной жизнью посла в обстановке растущей напряженности на международной арене.

Начало боев между Грузией и ядерной державой Россией обостряет международную ситуацию еще больше. Однако, многие финские деятели утверждают, что кризис совсем не касается скандинавских стран, ведь Россия воевала с далекой от нас Грузией и в 2008-м году. Более того, теперь Финляндия является государством-членом НАТО. Россия нападет на территорию стран НАТО, мы в безопасности.

Когда Суоминену и его коллегам дают знать, что российские войска перешли границу Эстонии, все изменяется. Все ждут с нетерпением следующего шага НАТО. В Финляндии одни доверяют гарантиям безопасности НАТО, а другие, включая посла Суоминена, считают, что Финляндия должна в первую очередь обеспечить свой суверенитет и безопасность любыми мирными способами, такими, например, как самостоятельные прямые переговоры с российскими властями.

«Последний ход слоном» впечатлил меня своей актуальностью. То, что происходит в романе, – не надуманная фантазия, а вполне возможный сценарий эскалации международной напряженности. Мне думается, что одно из главных посланий автора к финским читателям заключается в том, что далеко не все проблемы оборонной политики и национальной безопасности можно решить членством в НАТО. Это очень своевременное послание нашему народу.

Йоэл

 

 

 

Сделать мир менее хаотичным

Книга «Достаточно общая теория управления» издана в 2004 году (вторая редакция). Написана она не одним писателем, а авторским коллективом и без авторских прав, чтобы информация была доступна для широкого круга людей.

В книге рассматриваются среди прочих вопросы философии, религии, политики, истории и мировоззрения. Подход к темам новый, можно сказать, даже революционный, и он даёт читателю совсем иное миропонимание.

Могу признаться (и считаю, что это не грех), я люблю читать, и в основном научные книги, но именно книга «Достаточно общая теория управления» помогла мне соединить и найти слова для разных явлений в обществе и в мире в целом. То есть облечь в лексическую форму то, что я интуитивно понимал, но не мог найти слов для моих интуитивных выводов, помогла также обрести более широкий взгляд на многие вопросы, понять их с точки зрения управления.

В современном мире можно утонуть в море фактов, но слишком мало систематического подхода к ним. А ведь именно он мог бы дать людям понимание связи между разными фактами и способность отличать важные факты от тех, которые не имеют большой значимости. Это особенно важно в нынешнюю информационную эпоху.

Советую книгу особенно тем людям, которые хотят разобраться в том, как устроен мир. «Достаточно общая теория управления» не навязывает читателю свою позицию, в ней анализ, с помощью которого читатель сможет понимать общественные вопросы. Считаю, что именно систематический и разумный подход является важным для того, чтобы понять наш хаотический мир. И может быть, сделать его менее хаотичным.

Уверяю, что эта книга не самая легкая для чтения, но считаю, что мало таких книг на свете, которые и легкие, и интересные. Безразличным эта книга читателя точно не оставит.

Vitali

«Меланхолия» – поразительная драма с элементами фантастики

Должна признаться, я никогда не была так называемым киногурманом. У меня нет ни любимого актёра, ни режиссёра. Да, мне нравится ходить в кинотеатр или смотреть фильмы дома на диване в хорошей компании, но я не знаю, кто получил премию «Оскар» или кто самый известный артист, например, в сегодняшней киноиндустрии Северной Европы. Поэтому я доверяю моим друзьям, среди которых много кинофанатов, и их рекомендациям, когда хочу найти хорошие фильмы.

Благодаря моим друзьям, я посмотрела десятки фильмов, которые произвели на меня хорошее впечатление. Но один из них особенно поразил. Он называется «Меланхолия» (англ. Melancholia). Это драматический фильм датского кинорежиссёра и сценариста Ларса фон Триера. «Меланхолия» вышла в свет в 2011 году,и впервые была показана в России на 33-м Московском международном кинофестивале 1 июля 2011 года. В главных ролях Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур (в фильме сестры Жюстин и Клэр) и Кифер Сазерленд (муж Клэр.

Базовый элемент в сюжете фильма — таинственная планета «Меланхолия», которая приближается к Земле. Фильм состоит из двух частей. Первая часть посвящена свадьбе Жюстин, которая беспокойно ведет себя на торжестве и много раз исчезает. Это, конечно, вызывает непонимание гостей. Главной героиней второй части фильма является Клэр, старшая сестра Жюстин. Во второй части Жюстин находится в состоянии клинической депрессии и живет в семьи сестры. Клэр ухаживает за ней и одновременно тайно страшится сообщений о приближении планеты Меланхолия. Шаг за шагом, одновременно с приближением Меланхолии, Жюстин и Клэр меняются ролями: боящаяся конец света Клэр в свою очередь нуждается в заботе. В конце фильма Жюстин, Клэр и сын Клэр готовятся принять неизбежное – Меланхолию.

Жанр фильма – драма, но в нем много фантастических элементов. Я вообще люблю драматические фильмы, но считаю, что в случае «Меланхолии» именно благодаря элементам фантастики фильм так сильно понравился мне. Атмосфера в фильме напряженная, но одновременно волшебная и какая-то печальная. Тема фильма – возможность экокатастрофы, конца всего – актуальна, и фон Триер рассматривает её своеобразно. Кроме того, что в фильме острая экокритика, «Меланхолия» напоминает нам о мимолетности жизни на Земле.

Саана

 

 

Чувство вечной вины

Когда у меня спросили, какой фильм произвел на меня особенно сильное впечатление, мне пришлось долго вспоминать, когда я вообще последний раз какой-то фильм смотрела. У меня давно не было для этого времени. Потом вдруг вспомнила один вечер.

Моему старшему сыну был тогда примерно год. Он уже спал, и я собиралась пойти спать после долгого и утомительного дня с маленьким энергичным мальчиком, но решила еще на минуту сесть на диване и включить телевизор. Я стала смотреть какой-то фильм. Думала, посмотрю несколько минут и пойду спать, но от фильма я не смогла оторваться и досмотрела его до конца.

Фильм назывался «Что-то не так с Кевином» (We Need To Talk About Kevin, 2011). Он рассказывает о Еве. После рождения сына она посвятила всю свою жизнь воспитанию сына. Их отношения с самого сначала были проблематичными, и мама чувствует, что с сыном что-то не так. В пятнадцать лет сын совершает страшное преступление – убивает десятки школьников в своей школе, своего отца и свою сестру.

Сюжет фильма построен так, что в начале зрителю непонятно, что с Евой произошло. По тому, как люди относятся к ней, можно предполагать, что она сделала что-то страшное. К ней относятся как к преступнице. Потихоньку показывают, что на самом деле произошло в жизни Евы: как все было хорошо в начале ее брака и когда дети были маленькими, и как ее жизнь со временем превратилась в кошмар.

Ева уже с детства сына поняла, что с ним что-то не так. Однако рассказам мамы никто не верил, так как сын всеми очень талантливо манипулировал. Его психологические игры такие страшные и злые, что зрителю плохо от них. Я уже не помню все события фильма, но до сих пор помню то ужасное ощущение, которое у меня было, когда я смотрела этот фильм.

Хотя фильм американский, он сделан не по-американски: нет напыщенных эмоций, а все очень скудно, но атмосфера страха очень удачно воссоздана. Я прямо за сердце схватилась, когда думала об осуждении матери, о том, что она делала не так. Может, она слишком любила сына? Почему он это сделал? И самое главное, почему он это сделал так, что вся вина свалилась на маму? Он же оставил ее одну принимать все обвинения и ярость людей. В глазах людей мама как воспитатель мальчика виновата в убийстве десятка детей.

Тема массовых убийств в школах, к сожалению, актуальна везде в мире. Нет, наверное, ни одной страны, которую это не касалось бы. По-моему,  фильм очень хорошо описывает возможные чувства близких убийцы: они шокированы происходящим и не могут понять, как их близкий мог такое сделать. Они мучаются сознанием ответственности и собственной вины. Создателям фильма удалось рассказать историю, которая не забудется. Фильм показывает такие темные стороны человека, о которых я бы лучше вообще не знала.

Кайса

Благодарим за помощь в подготовке материала Ирину Савкину, доктора философии Университета Тампере.

Exit mobile version