Полемические заметки о конкурсе «Книга года-2017»
Скоро мы будем рапортовать о количестве изданий за счет выпуска справочников для строителей, статистических сборников, буклетов, отчетов ведомств.
Перед майскими праздниками в Национальной библиотеке были подведены итоги конкурса «Книга года-2017».
Перед этим почти две недели в залах библиотеки по традиции была развернуты выставка изданий, участвующих в конкурсе. А право на это, напомню, имеют, по условиям конкурса, все издания, поступившие в Республиканскую книжную палату в качестве обязательного экземпляра. В нашем случае это книги, вышедшие в свет в 2017 году: таких поступило в минувшем году в Книжную палату 397 названий. И хотя это меньше, чем в 2016-м, тогда было более 500 наименований, все же объем солидный в наше непростое кризисное время.
Однако… Долгое время была популярна аксиома, что цифры – вещь упрямая. Сегодня все чаще утверждают, что цифры – вещь лукавая. Причем здесь книги? В число 397 наименований книг входят научные публикации, авторефераты, ноты, буклеты, календари и так далее, причем их большинство и именно они обеспечивают «массовость». При этом я не собираюсь подвергать обоснованность признания лучшим того или иного издания. Все победили заслуженно. И все-таки итоги конкурса подталкивают к определенным размышлениям. Напомню, что «Книга года» – конкурс прежде всего издательств.
«Книгой года-2017» стало издание ПетрГУ «Гербарий Петрозаводского государственного университета: история, коллекционный фонд, коллекторы, использование в научной и педагогической деятельности / [авт.: Е. Ф. Марковская и др.]. Оно же было признано победителем в номинациях «Лучшее учебное издание» и «Лучшее художественное оформление и полиграфическое исполнение издания». А победив в двух номинациях, получило право претендовать на главную победу.
Книга издана прекрасно. Что свидетельствует о том, что после гибели в 90-е годы издательства «Карелия», одного из лучших на Северо-Западе, издательская деятельность в Карелии возродилась, а главное — сегодня здесь трудятся настоящие профессионалы – специалисты допечатной подготовки, редакторы, художники. (К счастью, популярность электронных книг не уничтожила такую редкую и очень нужную профессию, как книжный график.) Не перевелись талантливые авторы — главное богатство любого издательства.
Но будет ли востребована «Книга года-2017»? Будет: студентами соответствующих специальностей, учеными, любителями природы, даже юннатами. Однако, согласитесь, что от издания, которое признано «Книгой года», ждешь, что она предназначена массовому читателю, что она сможет его заинтересовать, что она тем или иным образом отвечает нравственным, интеллектуальные запросам общества.
И это не обязательно должны быть произведения художественной литературы или публицистики. Напомню, что несколько лет назад «Книгой года» стала книга, выпущенная КарНЦ РАН — «Пименовы: династия предпринимателей, благотворителей, общественных деятелей». Авторы Николай Кораблев, известный ученый-историк, к сожалению уже ушедший из жизни, и Татьяна Мошина. В прошлом году вышло второе издание, чему лично я очень рада, так как первое не успела приобрести, а очень хочу иметь эту книгу в своей библиотеке. Авторы не просто обращаются к обширным архивным документам, многочисленным мемуарам, открывая новые страницы в истории Карелии. Они поднимаются тему, которую сегодня формулируют так: ответственность бизнеса перед обществом, перед страной. И на примере династии Пименовых убедительно показывают, что же это такое. Представители династии Пименовых, родом из вепсского села Шокша, не только составили крупный капитал, вели дела в Петербурге, они внесли значительный вклад в развитии экономики Олонецкой губернии, ее социальной жизни, своей малой родины. И они не были исключением.
Позволю себе небольшое отступление. На Федосовских чтениях в Заонежье выступающие часто посвящают свои доклады местным Пименовым, рассказывают, как ежегодно из Петербурга или Петрозаводска шли в Заонежье обозы с книгами, партами для школ, периодическими изданиями, везли даже музыкальные инструменты, а также строительные материалы. И все это от благотворителей, выходцев из этих мест, добившихся успеха в бизнесе и в другом общественном поприще. В советские времена главным «благотворителем» было государство, правда, всем предприятиям в обязательном порядке вменялось взять шефство над школами, учреждениями культуры, здравоохранения. В наше время распалась и эта система. Что осталось? Каждый видит сам.
Но возвратимся к конкурсу. Это прекрасно, что два ведущих научных центра Карелии имеют возможность, а конкретно деньги, для поддержки ученых, для публикации их научных трудов. Но хотелось, чтобы такие книги как «Пименовы», например, тоже поддерживались ими. А они востребованы.
Кстати, в номинации «Читательская симпатия» специальный диплом получила книга не писателей или журналистов, а… медиков: «ГуманИТАРная культура и юмор в критической медицине». А. П. Зильбер, А. Б. Жидков, Е. М. Кунин. — Петрозаводск : Скандинавия.
Это не рассказ специалистов о работе службы ИТАР. Это размышления ученых о гуманности нашего общества и о положении представителей самой гуманной профессии в нем – врачей. Выступая на церемонии награждения победителей конкурса, профессор А.П. Зильбер, один из авторов книги, с гордостью сказал, что курс «Гуманитарная культура в медицине» преподается только в двух университетах мира – Джорджтаунском в США и Петрозаводском в Карелии. Вас заинтересовала такая книга? Меня очень. Кстати, книга издана на средства спонсоров, среди которых и высокопоставленные чиновники. Что, увы, редкость.
Если посмотреть список лауреатов и номинантов конкурса-2017, обращает на себя такой нюанс: большинство изданий вышли в свет на бюджетные деньги — средства министерств и ведомств. Автономное учреждение РК «Издательство «Периодика», созданное в 1991 году, прочно занимает нишу изданий на национальных языках и детской литературы. Нынешний конкурс вновь подтвердил это. В составе издательства еще и пять редакций газеты национальных газет. Среди учредителей всех изданий Законодательное Собрание, Правительство Республики Карелия и ряд профильных министерств.
Однако, средства, выделяемые на поддержку книгоиздательской издательской деятельности из бюджета республики, скудеют из года в год, и это при ежегодном росте типографских расходов, стоимости бумаги. При этом деньги на книгоиздание закладываются в бюджет в последнюю очередь – при внесении в закон о бюджете поправок, спустя несколько месяцев после начала года, когда работа над очередной книгой уже запущена в издательствах. Своих же оборотных средств у них просто нет. Издательская деятельность не привлекает и инвесторов, и не только в Карелии, такая практика во всем мире – как правило, она убыточна.
Согласитесь, назрела необходимость очень серьезного разговора книгоиздателей, чиновников, распространителей, представителей деловых кругов (их обязательно!) о положении дел в книгоиздательской отрасли. А начать разговор можно хотя бы с анализа результатов республиканского конкурса. То, что он нужен, сомнений нет. Но куда мы идем? Разговор нужен, как раньше любили говорить, «со всеми вытекающими из этого последствиями». Иначе, если ситуация будет прогрессировать в обратную сторону, к лихим 90-м, мы будем рапортовать о количестве изданий за счет выпуска справочников для строителей, статистических сборников, буклетов, отчетов ведомств, а книгу года, не дай бог, придется выбирать между исследованием об условиях распространения лишайников на Кольском полуострове и…посевным календарем для дачника.
Полный же список номинантов и победителей конкурса «Книга года 2017» опубликован на сайте Национальной библиотеки, как и виртуальная выставка изданий, обязательные экземпляры которых поступили в Книжную палату, а значит, приняли участие в конкурсе.
А победителей можно поздравить с заслуженным успехом, они доказали: у нас есть профессионалы высокого класса, способные вернуть Карелии несколько поблекшую после 90-х годов славу не только читающего, но и издающего региона. Руководитель одного из крупных предприятий Карелии рассказывал мне еще в советские времена, что, отправляясь в Москву в главк пробивать какой-то вопрос, прихватывал с собой ведро клюквы и книгу издательства «Карелия». Сама возила туда то же самое для родственников и друзей.
Кстати, почему конкурс проходит, объявляются победители, и через месяц-другой о них забывают? Почему бы в книжных магазинах, а они сегодня широко реализуют местные издания, не поместить рядом с ними указатели: «Книга года…» или номинант конкурса «Книга года…». Это же реклама. А пять номинаций конкурса дополнить шестым – «Меценат года»!
Фото Национальной библиотеки РК