О премьере «Про войну слишком много и громко не надо» в Национальном театре Карелии
«У каждого из нас осколок в груди» — слова из монолога Александры Анискиной, из воспоминаний о ее дедушке. Там еще продолжение было: «Кто-то чувствует его, этот осколок, а кто-то нет». Я чувствую. Мне вчера вспоминались истории моей семьи.
И слова из монолога Алексея Белова про то, что, «если бы дед не спасся, то ничего бы и не было», мне тоже близки.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы…
К. Симонов
В Национальном театре вчера состоялась премьера. «Про войну слишком много и громко не надо» заявлено как концертное представление, не спектакль. Артисты пели песни о войне, рассказывали реальные истории родных, которых коснулась Великая Отечественная война.
Очень простая картинка на сцене, будто черно-белая фотография — артисты в черном: девушки в платьях, которые кроем напоминают платья до- послевоенного времени, мужчины в черных рубашках и брюках.
Практически поминки по ушедшим, дань памяти, рефлексия. Они, наши бабушки и дедушки, говорить о войне не любили, отмахивались: «Вам это не надо знать». И вот на эту запретную тему артисты Национального, внуки и правнуки тех, участников событий, говорили вслух со сцены. И мы были все объединены одной бедой и общими воспоминаниями. Теперь, когда уже мы сами взрослые, когда можем реальный масштаб той беды представить. Только осознать, не прочувствовать, потому что они нас от нее закрыли.
Из инструментов у артистов — сценический круг, свет, стулья, синтезатор и аккордеон, живые голоса. Все.
Думаю, в такой теме существовать на сцене очень трудно, спрятаться не за что. Поэтому все приметы живого концерта были. И хриплые голоса от волнения и ошибки. Как говорит мой муж Сергей Зобнев, если лажают, значит живое исполнение, не фонограмма. К слову, лажали мало. Вот только одно: Вячеслав Поляков, может быть, трубу лучше в записи?
Это было очень личное. Поэтому в зале плакали не стесняясь, а на сцене украдкой смахивали слезы.
Наверное, потом замечательные люди и профессиональные актеры Национального театра наработают броню и плакать будет только зал. Но я благодарна за то, что попала именно в эту атмосферы живой нити, только что собранного концерта. Это было сильно. Эмоционально. В самое сердце.
А ведь всего лишь песни пели…
Спасибо вам за это «достать боль рода и отпустить», за возможность еще раз отгоревать по несбывшимся судьбам. За еще одну возможность осмотреться и оценить свою жизнь как «лучше не бывает».
Особенно благодарю автора идеи и репетитора по вокалу – Ксению Ширякину и режиссера Глеба Германова. Кажется, это дебют? Получилось отлично, поздравляю!
Вокальное прочтение знакомых с детства песен удивляет. Здорово! Подбор исполнителей к песням или наоборот очень точный. Аранжировки, расклад по голосам. Ксения, потрясающе!
Режиссерская работа Глеба Германова филигранная. Ничего лишнего. Получилась программа у которой будет долгая жизнь. И всегда эмоциональная зрительская реакция.