Интернет-журнал «Лицей»

«Петрозаводскому зрителю представляем самое лучшее»

На пресс-конференции фестиваля "Золотая маска" в Петрозаводске. 4 сентября. Фото Виталия Голубева
На пресс-конференции фестиваля «Золотая маска» в Петрозаводске. 4 сентября. Фото Виталия Голубева

Осенью в Петрозаводске гостит легендарная «Золотая маска». На сцене Музыкального театра 4 и 5 сентября состоялись два показа спектакля «Слава» Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова — знаменитого БДТ, а 7 октября Санкт-Петербургский Театр балета им. Л. Якобсона представит вечер «Хореографических шедевров Леонида Якобсона».

Сложнейший в техническом смысле спектакль БДТ петрозаводчане увидели благодаря региональной программе «Лучшие спектакли в городах России» российской Национальной премии и фестиваля «Золотая маска». Об этом проекте и о спектакле «Слава» организаторы говорили на пресс-конференции в Музыкальном театре Карелии 4 сентября.

Наталья Шумилова, исполнительный директор фестиваля «Золотая маска», и актер БДТ Геннадий Блинов. Фото Виталия Голубева

Наталья Шумилова, исполнительный директор фестиваля «Золотая маска»: «В Петрозаводск мы везём сложные спектакли»

— В Петрозаводск мы привозим фестивальные спектакли уже 9-й раз с 2010 года. Петрозаводская публика взыскательная и чувствительная, поэтому мы сюда везем сложные спектакли, которые могут быть восприняты неоднозначно, возможно, не поняты кем-то другим, не так считаны. То есть петрозаводскому зрителю представляем самое лучшее. Сегодня и завтра мы показываем спектакль БДТ «Слава», а в октябре привезем «Хореографические шедевры Леонида Якобсона».

В рамках проекта, в начале октября Ольга Ветрова проведет мастер-класс по гриму для профессионалов, специалистов театра, состоится и практический семинар для специалистов по работе с аудиторией в социальных сетях.

В прошлом сезоне, из-за пандемии, спектаклей было выпущено меньше, соответственно и представлено на фестиваль меньше. Но сейчас театры уже практически восстановились, полноценно работают на своих сценах и продолжают использовать новые каналы общения со зрителей – соцсети, мессенджеры.

На 2021 год у нас запланировано 12 проектов, которые уже проходят и еще будут происходить до конца года.

Генеральная программа проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов, Фонда Михаила Прохорова и Сбера. Программу для Карелии поддерживает Министерство культуры РК и компания «Северсталь».

 

Татьяна  Архипова, директор БДТ (справа), и народная артистка России Нина Усатова. Фото Виталия Голубева

Татьяна  Архипова, директор Большого драматического театра: «Пьеса Гусева «Слава» в 30-е годы была мегапопулярна»

— Обожаем приезжать в Петрозаводск. Здесь замечательная профессиональная публика, поэтому для нас этот приезд – настоящий экзамен. Региональная программа «Золотой маски» — дает нам возможность показать региональному зрителю то, что смотрят зрители столиц а зрителю, как бы войти в мировое театральное поле.

Что касается спектакля, который мы привезли… Пьеса Гусева «Слава» была поставлена в БДТ еще в 30-е годы и тогда была мегапопулярна. Три года назад режиссер Константин Богомолов решил ее поставить заново. Произведение несмотря на кажущуюся простоту — многослойное, надеюсь, что зрители всё почувствуют и поймут замысел режиссера.

Кстати, БДТ сейчас закрыт на ремонт, откроется только в ноябре, так что прямо из Петрозаводска поедем на гастроли в Москву, на целых полтора месяца.

 

Нина Усатова, народная артистка России, исполнительница роли Марьи Петровны Мотыльковой в спектакле «Слава»: «Мы показываем кусок истории нашей страны»

— Петрозаводск я помню еще со времени съемок в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…». И знаете, я прошлась вчера по набережной, ваш город очень преобразился.

О самом спектакле мне не хочется говорить, его надо смотреть, зритель сам все поймет. Единственное, что меня очень расстраивает, даже возмущает, когда спрашивают: «Вы что же, Сталина прославляете?». Нет, мы показываем кусок истории нашей страны. Жизнь в то время. Наверное, сейчас уже нет таких людей, того уровня ответственности, совести. Как относиться к старшим, труду, дружить… Сейчас этому в школе не учат. В нашем спектакле много всего конечно, много слоев, но и это тоже есть. Я родилась в середине прошлого века, и у меня в детстве тоже было горячее желание совершить подвиг.

Когда я прочла пьесу «Слава», я даже не представляла, как ее можно поставить. Она же в стихах еще написана! Как это играть? Мы долго искали камертон, чтобы к современному зрителю попасть в сердце, чтобы все было понятно. Когда я работала над монологом матери, внук автора, тоже Виктор Гусев, известный спортивный комментатор, рассказал семейную историю — о звонке из Кремля и реакции и словах бабушки на звонок: «Она выслушала говорящего, ответила, а потом сказала нам: «Как жаль людей!»». И столько в этой одной фразе… Мне эта история очень помогла, я настроилась верно. Мы после аналогичного звонка в пьесе уезжаем на поворотном круге. Так вот, если зрители аплодируют, значит, мы сыграли, а они все поняли правильно – куда мы уезжаем, что может случиться с нами…

У меня в жизни была смелость отказываться от ролей, которые не хотелось через себя пропускать, предлагается много разного, но если находишь оправдание своему герою, значит, можно играть.
Однажды, я приехала в Барнаул, выступала на вечере памяти Шукшина. Одна женщина крикнула через весь зал: «Зачем вы сыграли в «Станице»?» (телевизионный сериал. — В.Н.). А я помню, сколько раз отодвигала эту роль, но потом приняла и, как позже выяснилось, ее специально для меня написали. Да, помню, что сомневалась в начале, а сейчас я думаю – как здорово, что я ее сыграла. Это как Кирилла Лаврова как-то спросили: «Что же это вы – играли Ленина, а теперь играете вора в законе», а он ответил: «И что? Я ведь артист!».

Вот я всё получала роли матерей, так устала, что уже перестала обижаться на эти предложения. И… снова получила роль матери в этом спектакле. И рада, и счастлива.

Хочу добавить несколько слов в защиту Кости Богомолова – он ни слова не выбросил из этой пьесы, ни слова не переставил. Он всего за месяц поставил нашу пьесу. Жаль, что мы так с ним мало поработали. А секрет скорости простой: я как-то отдыхала после репетиции, выхожу — уже вечер, почти ночь. А в зале сидят Богомолов, Лариса Ломакина, художник по костюмам, звуковики, операторы. Идет техническая репетиция, отладка. Это все отработали без нас. И мы потом за два дня вошли в декорации, все встало идеально.


Полина Маликова (Толстун), актриса БДТ. Фото Виталия Голубева
Полина Маликова (Толстун), актриса БДТ: «Мы на первую репетицию пришли в ожидании какой-то жести…»

 

— От Константина Юрьевича Богомолова все ждут провокации, какого-то подвоха… Мы и сами на первую репетицию пришли в ожидании какой-то жести. А спектакль получился кристально чистый. Все на месте в нем. Например, в спектакле используется театральный круг – это уже такой нафталиновый устаревший прием, а здесь, именно в этой пьесе, он оправданно необходим. Текст стихотворный читается очень легко, просто. Поэтому мне хочется, чтобы вы расслабились и просто смотрели.

 

Геннадий Блинов, актер БДТ: «Пьеса абсолютно оптимистическая»

 

— Мы всегда приезжаем на гастроли в ожидании зрительской реакции. Бывают неожиданные реакции — ироничные или, напротив, очень эмоциональные. Меня, например, очень удивили зрители в Таллине. Мы готовы были к восприятию темы в штыки, а они сочувствовали людям, героям спектакля, трагедии, происходящей с ними, обстоятельствам истории, хотя пьеса-то абсолютно оптимистическая.
Поэтому мне очень интересно, как петрозаводский зритель оценит спектакль. У меня лично нет нелюбви ко времени, в котором происходит эта история, но есть любовь к людям, живущим в нем.

 

Любовь Новикова, начальник отдела коммуникаций АО «Карельский окатыш»: «Радостно, что в Карелии есть сцены, готовые принимать спектакли такого уровня сложности»

— Очень приятно быть причастными к грандиозному проекту. И особенно радостно, что у нас в Карелии есть сцены, готовые принимать спектакли такого уровня сложности.

 

На пресс-конференции фестиваля «Золотая маска» в Петрозаводске. Вопрос задает Борис Гущин. Фото Виталия Голубева
Exit mobile version