Афиша Петрозаводска, Дом актёра

«Золотая маска» показала в Петрозаводске лучшее из золотого запаса

"Хореографические шедевры Леонида Якобсона". Фото: www.yacobsonballet.ru
«Хореографические шедевры Леонида Якобсона». Фото: www.yacobsonballet.ru

Фестиваль «Золотая маска» в Петрозаводске» – часть большой программы «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии». Именно благодаря этой программе петрозаводчане смогли увидеть спектакль «Слава» БДТ (Санкт-Петербург). И вот новый подарок — спектакль «Хореографические шедевры Леонида Якобсона».


По словам исполнительного директора фестиваля Натальи Шумиловой, взыскательному карельскому зрителю они по традиции показывают лучшее из своего «золотого запаса», а Театр балета имени Леонида Якобсона не впервые попадает в число фаворитов Маски.

Для якобсоновцев это знаковая программа, связанная с именем основателя легендарной труппы. Особое место в ней занимают уникальные номера из «Хореографических миниатюр» Леонида Якобсона, с которых начинался театр. По словам художественного руководителя театра, заслуженного артиста России Андриана Фадеева работа над сохранением драгоценного наследия Мастера – это задача артистов и педагогов труппы. Особенно ценно то, что в роли педагогов выступают те самые артисты, с которыми работал над постановкой этих номеров сам Леонид Якобсон.

Пресс-подход. Фото Виктории Никитиной
Пресс-подход. Фото Виктории Никитиной

На пресс-подходе Андриан Фадеев и артисты Елена Чернова, Денис Климук и Андрей Сорокин говорили о том, что хореограф Леонид Якобсон намного опередил свое время. Его приемы, необыкновенный пластический стиль смотрятся совершенно органично в современном танце XXI века.

Путь в труппу у всех разный. Кто-то, как Елена, выбрал для себя этот театр домом сразу после хореографического училища, кто-то, как Денис, «побродил по театрам», чтобы быть готовым к предложению якобсоновцев, но все артисты назвали театр своим домом, семьей. И затем на сцене стало понятно почему. В таком искусстве, как балет, в принципе невозможно творить без доверия и единения партнеров, а на таком высочайшем техническом уровне и подавно.

Я не хореограф, и мне сложно профессионально описать то, что происходило на сцене Музыкального театра. Попробую вместо невнятных восторженных междометий сформулировать те отличительные черты, которые видны даже невооруженным глазом.

Самое первое и главное – необычайная мягкость движений артистов, ровная, плавная, естественная «животная грация», которой мы любуемся разве что у кошачьих. Это завораживает! Ни одного резкого движения, тяжелого прыжка, все легко и мягко.

Леонид Якобсон использовал национальные традиционные танцевальные элементы в постановке, и это сразу придает танцу эмоцию корней. Так, в «Деревенском Дон Жуане» (муз. Ю. Зарицкого) видим чуть лубочный тип разудалого русского парня, эдакого первого парня на деревне, уверенного в своей неотразимости. А в сценке «Влюбленные» (муз. С. Кагана) – совершенно отчетливо перед нами юная парочка из еврейского местечка.

«Свадебный кортеж» на музыку Дмитрия Шостаковича – это целый фильм по картинам Марка Шагала. Отдельное браво мастеру по костюмам — очень стильный номер.

Необычайная мягкость движений и живые эмоции были и в классической части программы, плюс невероятные поддержки, па. Кружевное плетение балерин в Pas de quatre, потрясающая серия шпагатов в Pas de trios и неожиданно мудрое, даже философское, но легкости небесной, прочтение любовных переплетений в «Полете Тальони». Словом, ах!

Спасибо фестивалю «Золотая маска» и Музыкальному театру за потрясающую возможность увидеть самое прекрасное из театральной палитры здесь, у себя дома!