Дом актёра, Культура

Времена не выбирают, в них живут…

Сцена из спектакля «Слава». Фото Виталия Голубева
Сцена из спектакля «Слава» на сцене Музыкального театра Карелии. Фото Виталия Голубева

О спектакле «Слава» БДТ им. Г. Товстоногова, показанном в Петрозаводске по программе фестиваля «Золотая маска»

Никто из нас еще не знает, как будет оценено потомками время, в котором мы живем сейчас. Наверное, в том далеком «потом» вытащат из нашей жизни какие-то отдельные моменты, факты подстроят под определенную теорию или трендовое на тот момент течение. Ведь «большое видится на расстоянье». И если кто-то из нас станет свидетелем этих безжалостных манипуляций, возможно, мы будем говорить: «Вы ничего не знаете о нас и о нашем времени».  Так же порой говорили, горько обижаясь на нас, наши бабушки, дедушки, родители.


Меж тем мы многое уже знаем о сумрачных, тревожных 30-х, и это знание вызывает одновременно страх и радость, что те времена прошли. Но прошли ли? Оно так прочно в нашей крови, что отзывается готовностью к тревоге за жизни близких и свою при любом инфоповоде.

Однако, были в том времени и любовь, и дружба, и все остальное человеческое, что происходит всегда, в любые времена. Вот именно это в первую очередь и показали нам прекрасные артисты знаменитого БДТ в спектакле Константина Богомолова «Слава». Без эпатажа, выходок и даже без акцентов. Пьеса, которая написана Виктором Гусевым  в стихах, сыграна слово в слово, без всякого пафоса.

А ведь пьеса написана в 1936 году. Думаю, в той самой первой постановке «Славы» в БДТ как раз звонкого пафоса, героического настроя было много, не могло не быть. А здесь всё тихо, жизненно, легко, актеры не декламируют стихи, а разворачивают сюжет, характер времени, особенности людей тех лет. Жертвенность, стремление к подвигу, чистые чувства — вот что было тогда в тренде. Наверное, поэтому можно ностальгировать в наши расчетливые инфантильные времена. Пожалуй, именно про те времена можно было сказать горькое: «Живи ярко, умирай молодым». Старым тогда можно было быть только пережитку, чему-то утратившему смысл.

Так, главного героя, молодого Василия  Мотылькова, который только впервые серьезно влюбился и собирается создать семью, играет откровенно немолодой народный артист России Валерий Дегтярев. Равно не молод  и его друг по сюжету — горячий, отчаянно мечтающий о триумфе Николай Маяк (засл. артист России Анатолий Петров).  В старых советских фильмах, оптимистичных и зовущих к подвигу, расклад на главных героев был таким же. Молодых людей играли совсем не молодые. Парадокс этот подчеркивал, что детская горячность неуместна, пуста, а герои, которые сделали революцию, изменили страну, всё еще молоды и бонусом к их прекрасной молодости теперь еще и опыт борьбы за лучшую жизнь. В принципе, логично, ведь героям 30-х почти двадцать лет было не до любви.  Сначала – дело, борьба.

Поэтому юный почтальон Володя Студенцов, которого блестяще играет Геннадий Блинов, выглядит таким несерьезным, он еще не возмужал, не дорос до героев, и его чувства тоже недостойны серьезного восприятия, ему будто еще нельзя любить.

Поэтому героическим плотным фоном встают три брата Мотыльковых, в буквальном смысле «одинаковых с лица», —  строители будущего. Они работают в разных концах большой страны, и это надежные хорошие ребята. Им некогда, они вершат серьезные дела, играет их один актер – Виктор Княжев.

Роль старшего поколения выполняют мудрый, уставший, глубоко партийный работник Тарас Петрович Очерет (Василий Реутов) и его антипод – эмоциональный актёр проверенной старой школы Владимир Николаевич Медведев (засл. артист России Дмитрий Воробьев).

Сцена из спектакля «Слава». Фото Виталия Голубева
Сцена из спектакля «Слава». Фото Виталия Голубева

Женщины в пьесе – отдельная  тема. Здесь Мать – Родина, основа всего, душа, источник сил и аэродром для своих уставших крылатых героических детей. Лучшего выбора Константин Богомолов и не мог сделать: народная артистка России Нина Усатова сыграла всё это, но была совершенно живой, милой,  простой, а не плакатной матерью. Она сдержанна, не скажет лишнего, не обременит своих детей, не отвлечет их от героической жизни, но отнюдь не холодна. О таких мамах мечтают взрослые дети, которые знают, как хорошо выдохнуть свои заботы в теплое мамино плечо.

Профессор Черных (нар. артистка России Елена Попова) – наш советский доктор, женщина в мужской профессии, которой пришлось вести себя категорически бесполо, чтобы заслужить авторитет в своем деле, уважение.

Елена Медведева (Александра Куликова), тоже воплощение женской реализации, равноправия с мужчинами – летчица. Женщина — вдохновительница мужчин. Сильная подруга. Она яркая, красивая девушка, в платье, а не в летчицком комбинезоне, и она несется сквозь грозы и тучи не просто к любимому, к тому, кто теперь достоин ее любви. Гордая, честная, порывистая, бескомпромиссная.

Прекрасная сестра героя, объект обожания почтальона Наташа Мотылькова воплощает мечту всех девочек мира: она стремится в актрисы, и у нее это получается. Играет ее красавица Полина Маликова (Толстун). Она же – воплощение еще одной девочкиной мечты о белом халате – медсестра.

Роли Пионерки и жены одного из братьев Мотыльковых играет Алена Кучкова. Такое смысловое точное попадание: пионерка из дагестанского села со взрослыми глазами и вчерашняя пионерка — юная скромная серьезная жена одного из героических братьев Мотыльковых. Разные образы, которые  подчеркиваются только переодеванием актрисы.

А вот репортер (Егор Медведев) стоит отдельно от всей этой славной компании мужчин и женщин. Он появляется только тогда, когда случилось нечто героическое. Настаивает беспардонно на присутствии в доме, участии в семейном обеде…  У репортера нет имени, и ему разрешается не только вести хронику событий (герои принадлежат не себе, а стране! Это ли не оправдание бесцеремонности современной желтой прессы), но и вести себя странно. Например, издавать условный звук дверного звонка.

Кстати, благодаря присутствию репортера в финальной сцене проявляется еще одна важная линия сюжета: любой может стать героем, если партия скажет «надо!». Самый простой, обычный соседский парень, невзрачный и ничем не выдающийся, может расцветить свою жизнь подвигом и стать маяком, если выживет, конечно, для миллионов таких, как он.

Потрясающе тонко стилистически упакован спектакль. Не зря имя художника по костюмам, художника-постановщика Ларисы Ломакиной упоминалось артистами на пресс-конференции в плотной связке с именем режиссера Константина Богомолова. Благодаря её потрясающей работе в спектакле полное соответствие эпохе не только в костюмах героев, скупых точных деталях интерьера, но и в типажах людей. Никакой пошлости, всё настоящее.

Пьеса с хэппи-эндом. Да, герой осознанно принес себя в жертву, но его спасли, и он выжил и счастлив. И в Кремль позвали, наверное, за наградами. Вот только то самое наше знание о том времени включает тихий такой подлый страх «под ложечкой». Страх за них, потому что уютная картина домашнего большого радостного стола сменяется благодаря театральному поворотному кругу бетонной стеной. Мрачной, зловещей, расстрельной стеной.

Финал оказывается подвешенным. Что будет с героями? Из героев так легко было шагнуть во враги народа. И если не репрессии, так война их искалечит, раздавит, перемелет  судьбы.

В который раз горжусь нашим зрителем. У меня было  ощущение, что зал откликался на действие как струны Эоловой арфы – чутко, мудро, легко. Получилось взаимодействие, симбиоз актеров и зрителей.  Аплодировали артистам стоя. Абсолютно заслуженно, сыграли они великолепно! Получился в самом высоком смысле этого слова патриотический спектакль. О людях, которые жили, себя не жалея, о нашей многострадальной родине.

Теперь не отпускает ощущение, что где-то на галерке сидел маг эпатажа и провокаций, гениальный Константин Юрьевич Богомолов, грустно улыбался и разглядывал нас. Таких разных, потомков тех Человеков, в нашем времени существующих в той же, но такой другой стране.

Фото Виталия Голубева
Фото Виталия Голубева
Фото Виталия Голубева
Фото Виталия Голубева