Интернет-журнал «Лицей»

Наш киноклуб: “Дирижер”

Кадр из фильма "Дирижер"
Кадр из фильма «Дирижер»
Новый фильм Павла Лунгина «Дирижер» в отличие от «Острова» встречен сдержанно, но незамеченным как «Ветка сирени» не остался. По словам критика, в «Дирижере» есть пространство для воображения, что дает основание для самых разных трактовок. Что же хотел сказать режиссер?

Одних поразила музыка — в  «Дирижере» звучит оратория «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона (Алфеева), других сюжет, третьих сдержанная работа актеров. В главной роли литовский актер Владас Багдонас, известный по спектаклям Някрошюса.

По словам режиссера, «Дирижер»адресован тем, «кто не хочет вливаться в цивилизацию грохочущего оптимизма». На мой взгляд, фильм — продолжение темы покаяния, которая присутствовала в «Острове» и «Царе». Эти ленты были успешны в прокате, хотя для российского кино они совсем не форматны.

Сегодня  не очень-то популярна тема героя нашего времени. Герой фильма  — «человек, который меняет что-то в этой жизни, который грешит и может покаяться, переломить себя и стать иным». Дирижер в исполнении  Владаса Багдонаса становится иным. После фильма меняемся и мы, в душе начинается работа, которая не прекращается долгое время. Можно не соглашаться, спорить, оценивать, а забыть фильм не получается.

Леонид Прокофьев, актер, шоумен, маркетолог, Петрозаводск:  «Эмоционально захватила только музыка»

— «Дирижёр» — это фильм, который обязательно надо посмотреть, чтобы иметь собственное мнение. Самая сильная сторона фильма — музыка. Убери её и фильм потеряет 85% составляющей его успеха. Главный герой — типаж: стопроцентное попадание, но его линия по сюжету не до конца меня убедила. Это проблема режиссёра. Может, при монтаже не доглядели.

Роли второго плана приятно поразили. Крепкие актёрские работы, внятные истории каждого. При этом радостно видеть на экране не просто знакомые лица, но и актёра С. Барковского. В фильме — администратор оркестра. С ним мне  удалось поработать на одной сцене в Питере.

Кино для меня в большей степени оказалось познавательным, эмоционально захватила только музыка.


Михаил Григорьев, актер театра «Ленком», Москва: «Постарайтесь сегодня простить всех»

— Дорогие, постарайтесь сегодня простить всех: ближних и дальних, знакомых и родных. И если не можете поговорить с ними, простите их в сердце своём. Нелюбовь — она разрушает наш мир, выжигает наши сердца, клонит душу к земле и не даёт поднять глаз из грязи. Нелюбовь убивает нас самих и тех, кого бы мы могли любить. Посему объявим ей войну! Встав на сторону Добра, Милости, Прощения и Всепобеждающей Любви! Бог нам в помощь! Христос Воскресе!

Анна Бойцева, журналист, Петербург: «Я снова поверила в российское кино»

— «Дирижер» — фильм, вызвавший во мне почти переизбыток эмоций, покрывший тело мурашками, заставивший прочувствовать суть понятия «катарсис». Захватывает и покоряет буквально с первого и до последнего кадра качественная режиссерская и операторская работа.

Смею утверждать — представленная Павлом Лунгиным картина имеет все права стать учебником по современной кинематографии. Во всяком случае, я снова поверила в российское кино…

Да, немногие из нас любят мертвецов. Но гораздо страшнее то, что многие из нас не любят живых. Мир давно изменился. А может, всегда был таким. В нем все смешалось и все возможно. Божественное слово вкладывается в уста неправедных людей, а святые места оказываются подходящими для проявления неоправданной жестокости.

Человек, привыкший держать все под контролем, легко теряет контроль над самим собой, понимая, как много он потерял, безвозвратно, навсегда. А все так просто… «Так и мы с тобой не поняли друг друга…», — пишет в предсмертной записке главному герою его сын. И великий дирижер, неприступный, неизменно с каменным лицом и таким же, казалось бы, сердцем вынужден поверить в его обещание больше так не делать, а именно — больше не умирать.

Одна из главных ролей в фильме принадлежит музыке. Оратория «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона делает еще ярче картину, отразившую сложную природу человеческих взаимоотношений, заставляющую заново переосмыслить свои жизненные установки.

Николай Подосокорский, кандидат филологических наук, Великий Новгород: «Сын умер, чтобы его отец ожил»

— «Дирижер» — это фильм о Христе во гробе и об отце, который обрекает своего сына на смерть. Сын главного героя, отвергнутый отцом и запутавшийся в долгах, вешается. Еще один сын в картине превращен своим отцом в террориста-смертника и послан в людное место, чтобы унести вместе с собой десятки чужих жизней.

Эти смерти уравновешиваются смертью Христа, посланного своим Отцом на мученическую смерть ради спасения жизней рода человеческого. Страх дирижера перед мертвецами — это страх, который испытывают герои романа Достоевского «Идиот» при взгляде на «Христа во гробе» Гольбейна.

А что если Христос не воскрес? Что если все заканчивается со смертью физического тела? Лунгин показывает, что смерть не только не прекращает жизнь, но, наоборот, разрушает стены ада. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» — этот радостный итог страстей Христовых коснулся и черствого сердца главного героя.

Смерть Саши также оказалась не бессмысленной: он умер, чтобы его отец ожил. От финала картины остается твердое ощущение, что сын-художник получил-таки ответное послание от отца-музыканта со словами: «И я тебя очень люблю. И ты меня прости, что я умер. Я так больше не буду».

Константин Андреев, педагог Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, руководитель разновозрастного отряда «Аванпост»: «Раскаяние — величайшее осознание себя и других«

— Фильмы, которые связаны с евангельскими темами, трудно анализировать, сопоставлять, прослеживать параллели. Оно и не нужно, нужно чувствовать. И ощущения в фильме «Дирижер» приходят, на мой взгляд, не из сюжета. Ощущения приходят из музыки. Из музыки, которая берет все из самых емких духовных глав Евангелия от Матфея.

После просмотра осталось много того, что можно было бы обозначить словом «спорно», что диктует необходимость задуматься. Крепкая семья возможна лишь при компромиссах и разности мнений. Друзья — это не те люди, с которыми пьёшь, куришь, расслабляешься. Раскаяние — величайшее осознание себя и других. Жизнь мимолетна. Рядом с тобой люди, которых надо любить и чье мнение надо уважать. Есть люди, которым надо помогать осознавать себя… Мало ли тем для размышлений?
Мне кажется, если событие, поступок, спектакль, фильм, стихотворение заставляет задуматься — это уже не мало. А если побудит к действиям? К действиям, основанным на гуманистических принципах, на восприятии другого как самого себя.
Exit mobile version