Что может быть для писателя дороже читательского отзыва? На нашу почту поступил отклик на новую книгу Александра Бушковского.
Как автор я стала получать приглашения на книжные ярмарки. Много лет подряд я, как говорится, варилась в собственном соку. Переполняют эмоции или желание рассказать что-то взрослым, а особенно детям, сажусь за компьютер или хватаю любую, попавшуюся под руку, тетрадь и пишу. Так появились две мои книжки для детей. Их издание привело к тому, что мне на электронную почту стали поступать сообщения о событиях литературного мира родной Карелии. И вот я на ярмарке в Национальной библиотеке Карелии.
Организация первой в моей жизни ярмарки мне не понравилась. Проходила она на втором этаже библиотеки в угловом помещении читального зала, за закрытой дверью. Соответственно посетителей было мало. Мне кажется, такое событие должно проходить в многолюдном месте, где даже случайные люди могут заинтересоваться. Например, в будний день в фойе городской администрации. Сколько людей там проходит? Я думаю, главной целью ярмарки является привлечение внимания к новым книгам.
Надо сказать, что у меня как в былые советские времена есть очередь – книги, которые я хочу причитать, терпеливо стоят или лежат в очереди, на тумбочке, на столе в кабинете, на полках. До «Радуйся!» очередь дошла, и она вызвала у меня столько эмоций, что решила о ней поговорить с вами. Есть читатели-профессионалы, которые могут разобрать книги по косточкам, а я простой читатель-дилетант, но хочу поделиться впечатлениями.
Книга вышла в издательстве Verso в 2013 году. Само название − «Радуйся!» привлекло внимание. Особенно впечатлил восклицательный знак. Он как призыв, как приказ, как установка. Забываем мы о том, что надо радоваться. Суетимся, нервничаем по пустякам, не можем остановиться и жалуемся, жалуемся… Александр нам напомнил, что мы, как сказано в известном фильме, «избранники мироздания», так радуйтесь! Уже в названии чувствуется мужская воля, воля человека, который принял решение и за нас тоже. Только мы, женщины, наверное, знаем как важно, чтобы рядом был человек, который может принимать решения. Насколько надёжно и спокойно с ним. Мужественность подчёркивает и оформление обложки, чёрно-белое, не рассчитанное на привлечение взгляда ярким пятном. Соответственно и от содержания ожидаешь такого же мужского начала, и оно тебя не обманывает.
Относится ли книга к жанру военной прозы? И да, и нет. О войне написано немало, особенно, Великой Отечественной. Там было трудно, но понятно, где враг, кого и что защищать. С фашизмом боролись всей страной. Солдаты на фронтах, а мирные жители в тылу, испытывая лишения, делали всё для победы. С чеченской войной сложнее. Она локальная, следовательно, основная масса граждан страны жила мирной благополучной жизнью. Война же коснулась нескольких десятков тысяч человек и их семей.
Если сравнивать книгу «Радуйся!» с такими яркими представителями военной прозы как Вячеслав Миронов «Я был на этой войне. Чечня, год 1995» или Владислав Шурыгин «Письма мёртвого капитана», рассказ «Допрос», в книгах которых натурализм описания зверств и смертей приводит в ужас, можно ли отнести книгу А. Бушковского к этому же жанру? Думаю, да, потому что она о войне. То, что война описана в ней небольшими, но точными штрихами является её достоинством. Можно смело рекомендовать её и взрослым, и подросткам. Ведь в ней автор касается многих актуальных проблем . Это отношение к войне, долгу, дружбе, вере, трудности адаптации в мирной жизни, поиску смысла этой жизни – в повести «Праздник лишних орлов», в рассказах «Юрчик», «Спецназ». Это отношение к армии и отношения в армии в рассказе «Дикие гуси». Это национальный вопрос в повести и рассказе «Страшные русские». Темой войны и её последствий пронизана вся первая часть книги, которая называется «Фигура первая. «Война» и включает в себя повесть и одиннадцать рассказов. Эта часть книги, конечно, военная проза.
Вторая же часть поднимает социальные проблемы, не менее актуальные, но не относящиеся к теме войны. Фигура вторая – «Детство. Север. Деревня». В ней рассказы, которые представляют собой настолько цельную «фигуру», что невозможно упустить ни один. Хотите понимать сыновей-подростков, отцов, друзей, себя наконец – эти рассказы для вас. Автор представляет взаимоотношения отцы-дети с разных позиций. Глазами подростка Гришки в рассказе «Странники в ночи», через воспоминания Вовки в рассказе «Такие и не такие»:
«Мальчишки однажды становятся мужчинами или думают, что уже стали ими, и это делает их захватчиками и врагами. Они враждуют не только с окружающим миром, но и сами с собой … пацаны состязаются в смелости, силе и жестокости… они завидуют не тому, кто лучше учится, а тому, у кого мопед быстрее всех ездит… они боятся не жалоб завуча родителям и даже не строгой женщины в форме капитана из детской комнаты милиции, а презрительного смеха ровесников и невнимания сверстниц».
Вот так. Не открытие? Согласна. Но когда это рассказано таким живым языком как у Александра Бушковского и так реально, трудно оторваться от чтения. Разве не рисует автор в рассказе «Нирвана» такой художественной деталью:– «… я зашагал за ним по тропе, стянутой корнями-венами, перешагивая через выпирающие суставы валунов…». Представили лесную тропу?
А как не понять мальчишек из рассказов «Белая гора» и «ЛХВР», у которых не хватило сил и упорства вырваться из своей неблагополучной обстановки и кардинально изменить жизнь? И насколько легче найти своё место в жизни мальчишке, у которого такой отец, как в рассказах «За яблоками», «Снова за яблоками» и «Сказка на ночь».
Автор использует в книге различные приёмы композиции. Это и прямое повествование в рассказах «Зверинец», «Снова за яблоками», «Такие и не такие», «Странники в ночи». Композиция обратного времени в рассказе «Белая гора». Ретроспектива в повести и рассказах «ЛВХР» и «За яблоками», где повествование идёт в двух временных планах: в настоящем и прошлом, которые разделены где годами, где днями. При этом мы воспринимаем книгу как неделимое целое.
Александр Бушковский в этой книге зачастую не рассказывает нам какой-нибудь факт, а передаёт дух факта. У него отсутствуют суждения и оценки поведения и характера героя. Автор приглашает нас почувствовать, уловить смысл, высказанный в подтексте. Приглашает нас думать. Вот и получается, что книга эта для мальчишек и девчонок, чтобы понять себя, отцов, дедов; для женщин, чтобы понимать мужа, отца, сына, брата; для мужчин, чтобы понять себя и своих близких.
Фото Ирины Ларионовой