Владимир Афанасьев (1928 − 1982) родился на станции Лиски (позже Георгиу-Деж) Воронежской области. Учился в Ленинградском художественном училище (1948 − 1951). После его окончания приехал в Петрозаводск. Творческую деятельность начинал как живописец, но позже занялся скульптурой. Уже в 1954 году появляется его «Портрет матери», который явился хорошей заявкой на будущее. Первой выставкой стала историческая выставка произведений молодых художников Советского Союза к седьмому всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве. Там демонстрировалась его работа «Медсестра». В дальнейшем он не пропускал ни одной большой выставки, в том числе и за границей, в городах-побратимах Нойбранденбурге и Варкаусе.
Благодаря заметным успехам в скульптурном портрете и жанровой композиции в 1960 году его приняли в Союз художников СССР. К этому времени он уже создал «Путевого обходчика» (1958), «Мать рыбака» (1959). Позже появились «Перекур» (1963), «Лыжник» (1974), «Партизанка» (1977), «Учитель рисования» (1980), «Геолог» (1981). К 1962 году Афанасьев наряду с известными скульпторами, Лео Ланкиненом, например, считался сложившимся художником, поэтому ему доверили серьёзный заказ − создать образ революционера и государственного деятеля, связанного с Карелией − Петра Фёдоровича Анохина. Работа, начатая совместно с архитекторами В.И. Антохиным и Ю.Ю. Карма, продолжилась шесть лет.
26 сентября 1967 года к 50-летию Октябрьского переворота бюст Анохина, отлитый на ленинградском заводе «Монумент скульптура» и установленный на постамент из серого габбро-диабаза, был открыт в сквере на пересечении улиц Ленина и Анохина. К сведению не знающих или забывших, кто такой Анохин. Это рабочий типографии − позже она будет названа его именем, − совершивший покушение на убийство полицейского Иванова. За это он был осуждён, сидел в тюрьме и отбывал срок на каторге, затем вернулся в Петрозаводск, где занимал высшие государственные и партийные должности в Олонецкой губернии. Был убит под Читой в 1922 году.
Следующей заметной работой Владимира Васильевича стал памятник Петру Первому в Петрозаводске. Не сам, конечно, а его реставрация. (Автор скульптуры Шредер И.Н.). К 1974 году скульптура обветшала, у неё пропали некоторые детали. Афанасьеву доверили воссоздание картуша, на который другие специалисты отлили накладные буквы и цифры, образующие всем известный текст: «Императору Петру Великому. Основателю Петрозаводска. 1703. 1672 − 1872». Кузнецами ОТЗ были воссозданы шпага и шпоры.
В те годы невозможно было прожить на гонорары за творческие работы, поэтому большинство художников (в том числе и Афанасьев) занималось «халтурами», то есть выполняли оформительские работы с идеологическим уклоном, которые централизованно распределял худфонд. С этой организацией сотрудничали и обычные исполнители, и высокоодарённые мастера. Одним из них был живописец Евгений Судаков, ближайший друг Афанасьева.
Владимир Афанасьев прожил недолго и не смог полностью реализовать свой талант. Он был скромным, интеллигентным человеком. В 1998 году по случаю 70-летие со дня его рождения на доме по улице Куйбышева №16, где он жил, была установлена памятная доска.