Так стращал год назад министр образования Александр Морозов тех, кто был не согласен с ликвидацией коррекционной школы-интерната №22 для детей с тяжелой патологией речи. Он уверял, что необходима реконструкция здания, что детям там находиться небезопасно. Прошел год, и Министерство образования республики сообщило, что в этом здании открывается детский технопарк. Без всякой реконструкции!
Выступая 16 марта 2016 года на заседании Законодательного собрания Карелии, министр также обещал, что ни дети, ни педагоги 22-го интерната не останутся за бортом, что образовательный процесс не пострадает, несколько раз повторял, что в здании детям грозит опасность, и его поставят на реконструкцию.
Для понимания: речь идет о двух зданиях, составляющих единый комплекс. В одном находилась школа-интернат №22, другое занимал и занимает ресурсный центр «Ровесник», также подведомственный министерству образования. С осени в этих двух зданиях разместится детский технопарк «Сампо», в котором будут обучаться 800 детей
Вот цитаты из выступления министра годичной давности. С одной стороны, он обещает все блага детям и педагогам ликвидированной школы-интерната, с другой, умело нагнетает страсти по поводу зданий:
— Я за свои слова ответственность несу: классы будут переведены в полном составе вместе с учителями и теми специалистами, которые обеспечивают реализацию адаптивных программ.
— Состояние здания. Есть ряд технических заключений, есть существенные вещи, которые произошли во втором блоке и позволяют нам делать вывод как учредителям, что нахождение детей в этом здании небезопасно, поскольку здания строились в одно и то же время из одних и тех же материалов. Ну вот заключение примерно такое: классные помещения, расположенные на втором этаже здания — это второй блок, — следует объявить опасной зоной для проведения учебного процесса по причине аварийного состояния щитового наката.
— С точки зрения образования детей ситуация не ухудшится, она даже улучшится при переводе в другое учреждение.
— Есть еще ряд организационных причин, которые заставляют нас принять это решение. (Имеется в виду решение закрытии школы-интерната №22. Скорее всего уже тогда имелись виды на технопарк в этих зданиях, но министр не хотел раскрывать карты. Тогда бы он лишился убийственного аргумента, что детям здесь грозит опасность. — Ред.)
— Все дети, которые нуждаются в интернате, будут обеспечены местами. Почему вы мне не верите? Давайте 1 сентября съездим и посмотрим.
— Еще раз говорю! Все дети, которые сейчас учатся в 22-м интернате, продолжат обучение по этим же программам в 21-м интернате! Все дети вместе с учителями и специалистами!
— Здание 22-го интерната у нас заведено в постановление правительства РФ в программу реконструкции к 100-летию Карелии. Там в 2018-2020 году будет проведена реконструкция.
— Школа не аварийная! Если бы школа была аварийная, то все дети в течение восьми часов оттуда были бы выведены. Но потенциально угроза того, что с течением времени здание будет небезопасно для детей, есть. именно поэтому здание у нас заведено в программу реконструкции.
— Когда там произойдет ситуация, как в некоторых регионах, никто из вас со мной на скамейку подсудимых не пойдёт! Какая ситуация? Та самая, связанная с безопасностью детей!
Прошлогодние обещания министра комментируют те, кто знает реальное положение дел сегодня.
Анна Евтухович, мама воспитанника бывшей школы-интерната №22, ныне воспитанника школы-интерната №22: «Условия явно ухудшились!»
— Смотришь видео и содрогаешься, вспоминая эту первую встречу министра образования с родителями. Именно на этой встрече мы впервые узнали о планах министра, до этого говорили о ликвидации 22-й школы, а здесь он заявил о присоединении к 21-й школе-интернату. Да и эта встреча состоялась по инициативе родителей, которые обратились за помощью к депутатам Законодательного собрания. Впервые тогда мы узнали и почувствовали на себе, с каким пренебрежением министр разговаривает с людьми и как легко могут врать люди, занимающие такую должность!
Тот, кто хотел убедиться, сколько же на самом деле детей перешло в школу №21, должны знать, что из 48 учащихся 22-й школы в 21-ю школу перешли только 12 детей, в первом классе для детей с тяжелыми нарушениями речи на 1 сентября было 4 человека. Для сравнения: в 22-й школе-интернате всегда набирали два первых класса и один дополнительный. Так что говорить о том, что все нуждающиеся попали в первый класс, не надо. Условия явно ухудшились! У детей было огромное, просторное, уютное здание в центре города, а что сейчас помещение квартирного типа.
Что получили дети из районов Карелии? Минимум, а у некоторых и этого нет. На данный момент многие дети не справляются с программой. Недавно одна мама, чей сын обучался в 22-й школе-интернате в прошлом году, обратилась к администрации школы-интерната №21 с просьбой принять её ребёнка. Ей было отказано.
Сколько реально работает педагогов в 21-й школе из 22-й школы-интерната? Шестеро — четыре педагога и два воспитателя! В школе №22 было 28 педагогов и специалистов.
Когда министр рассуждает о двух зданиях, он, мягко говоря, лукавит, прекрасно зная, что здание «Ровесника» было построено в 1936 году, а здание школы №22 в 1962 году — есть справка из «Недвижимости». И как строитель, по его словам каменщик, Морозов прекрасно знает, чем отличаются эти два здания! У одного, «Ровесника» – деревянные перекрытия, а у другого, у бывшей нашей школы, бетонные! Следуя логике Морозова, ликвидировать он должен был «Ровесник», а не школу №22! А если закрывать школы 1962 года постройки, то это около половины учебных заведений города!
Никогда школа №22 не входила в Программу реконструкции к 100-летию (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 15 апреля 2015 года). Ну а слова про «временная база для коррекционных школ», даже смешно слушать. Все теперь знают, для чего министр образования выгнал детей из школы. Технопарк – это хорошо, но не за счёт особых детей!
Лариса Степанова, депутат Законодательного Собрания РК прошлого созыва, член профильного комитета: «Уже стало нормой для власть имущих не отвечать за свои слова»
— Я изначально была против закрытия 22-го интерната. Считаю данное решение грубейшей ошибкой Минобра. Убеждая в необходимости принятия данного решения, министр образования Морозов чуть ли не клялся, что все учащиеся 22-го интерната полным составом вместе с учителями перейдут в 21-й интернат, что условия содержания детей улучшатся. При этом министр неоднократно указывал на то, что нахождение детей в здании 22-го интерната небезопасно, в связи с чем необходимо срочно проводить ремонт. Прошел год, и мы видим, что обещания свои господин Морозов не выполнил.
Теперь заявлено, что в здании 22-го интерната будет технопарк. А как же безопасность детей? Или реконструкция, о необходимости которой год назад министр говорил, уже проведена?
Конечно, талантливых детей нужно поддерживать, но не за счет же ущемления прав детей с ограниченными возможностями. Крайне некрасивая получилась история с 22-м интернатом.
К сожалению, у нас уже стало нормой для власть имущих не отвечать за свои слова. А ведь за каждым таким решением судьбы людей.
От редакции. Мы убедились, что все обещания, которые год назад публично давал министр образования Карелии Александр Морозов, не имеют ничего общего с реальностью. Из 48 детей школы-интерната № 22 в школе-интернате № 21 учатся только 12, а не все, как заверял министр. Часть детей родители увезли в свои районы, где нет специализированной помощи. Из 28 педагогов и специалистов школы-интерната № 22 в в школе-интернате № 21 работают только шестеро, а не все, как заверял министр. И наконец стало понятно, что вся ликвидация успешного коррекционного учреждения была затеяна для того, чтобы освободить здание под детский технопарк.
Повторим наш вопрос к врио главы Карелии Артуру Парфенчикову: сколько еще будет продолжаться издевательство министра образования Морозова над здравым смыслом, над детьми, родителями и над всеми нами?
Фото Марии Голубевой, Натальи Мешковой