Образование, Школа и вуз

«Что вы нам Цискаридзе цитируете?!»

Министр образования Карелии Александр Морозов
Министр образования Карелии Александр Морозов

Председатель профильного комитета парламента Карелии Андрей Рогалевич задал вчера  этот вопрос министру образования Александру Морозову. Выступление чиновника перед депутатами прошло в накаленной как никогда обстановке.

 

Вначале всё было мирно. Перед началом Александр Морозов принимал поздравления с переназначением министром. Указ еще не опубликован, но, видимо, вопрос решенный.

В Заксобрании Карелии. Фото Марии Голубевой

Вопрос в повестке  сформулирован был буднично: «Информация о деятельности Министерства образования Республики Карелия в 2015 году и задачах на 2016 год». Министр Александр Морозов построил свое выступление на количественных показателях, без анализа нынешнего состояния системы образования. Минут через 15, поскольку распечатка с количественными показателями находилась перед глазами депутатов, председатель Комитета по образованию, культуре и делам молодежи ЗС РК Андрей Рогалевич остановил  министра и предложил ответить на вопросы.

Отвечая на вопрос Галины Васильевой о том, как отразилось сокращение бюджета на системе образования республики и чего ожидать в ближайшее время, Александр Морозов заявил: с 2018 года, когда введут федеральные образовательные госстандарты для средней школы, обучение в 10-11 классах в малокомплектных школах станет невозможным.

Министр упомянул, что в министерстве есть инновационный проект об опережающем внедрении стандарта, однако на просьбу Галины Васильевой назвать этот проект конкретного ответа дать не смог.

Депутат Александр Меркушев спросил:

— Может, стандарты ошибочны? Может, их надо менять? Почему мы должны биться головой о стену?

— Даже при советской власти не приходило в голову учить детей в 9-10 классах малокомплектной школы с наполняемостью 1-2 человека, — парировал министр. — Стандарты средней школы нацелены на профилизацию и индивидуализацию обучения, в условиях малокомплектной школы это невозможно.

Галина Васильева
Галина Васильева

— Можно согласиться со сказанным в отношении средней школы, — вступила в дискуссию Галина Васильева. — Но то, что часами  трясутся в автобусах дети  начальной  и основной школы… Может быть, приложить усилия для сохранения таких школ?

После слов Александра Морозова, что в Карелии массовой реорганизации учреждений образования по финансовым причинам не проводится, Галина Васильева заметила:

— Кроме интернатов…

Министр не согласился, сказав, что перемены в Специализированной школе искусств и коррекционных интернатах №21 и 22 (см. нашу публикацию об интернате № 22 для детей с тяжелой патологией речи  «Это преступление, и вы это понимаете!») не связаны с финансовой обеспеченностью. Напротив, в связи с введением федеральных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование коррекционных интернатов не уменьшится. Он уверил, что уже идет набор в первый класс коррекционного интерната №22 для детей с тяжелой патологией речи и что через год для таких детей будет открыт пятый класс, затем последовательно шестой, седьмой и так далее.

— Каждый день всё меняется…- прокомментировала присутствующая на заседании Анна Евтухович, мама воспитанника интерната №22.

Лариса Степанова
Лариса Степанова

Депутат Лариса Степанова поддержала ее.

— Вопрос об интернате № 22 больной. Слушаю вас и не верю! — обратилась она к министру. — Ваши аргументы все время меняются. Сейчас вы начали плыть в своих показаниях. Может, все дело в здании? Скажите родителям честно: вопрос решен!

Но министр уверил, что идет работа с родителями и педагогами и что никаких нормативных решений пока не принято.

Дальнейшие слова министра сомнений не оставили: решение на самом деле уже принято. Детей из интерната № 22 переводят в интернат №21.

Родители воспитанников коррекционных интернатов № 21 и № 22
Родители воспитанников коррекционных интернатов № 21 и № 22

Здание, которое забирают у интерната № 22 и передают центру «Ровесник», находится в центре города. Все просьбы депутатов и присутствующих на заседании родителей отменить решение, министр Морозов отверг. Вопросов возникло еще больше, когда выяснилось, что и центру «Ровесник» осталось недолго существовать. Александр Морозов туманно отвечал на вопросы о дальнейшей судьбе здания, но заверил, что оно останется в системе образования.

Развернувшаяся дискуссия не могла не коснуться  еще одной горячей темы последних месяцев — судьбы Специализированной школы искусств .  После того, как в январе министерство огорошило родителей новостью, что отменяется набор в школу, начались протесты, вплоть до митинга родителей, педагогов и выпускников школы  — см. нашу публикацию   «Министр посоветовал попить водички и успокоиться». Набор в один первый класс вернули, но министр заявил, что в школе впредь будут учиться дети с 5 класса.

Главный аргумент министра против школы — здесь мало детей из районов, потому что якобы педагоги их не ищут, и родители не хотят отправлять малышей в Петрозаводск. А детям Петрозаводска и так есть где учиться музыке и живописи, считает министр, значит начальная школа в СШИ не нужна. На этот раз в подкрепление своей позиции Александр Морозов призвал авторитет Николая Цискаридзе, руководителя Академии русского балета имени Вагановой. Процитировав его слова «мы пришли к тому, что  все талантливые дети живут в Москве и Санкт-Петербурге», министр заявил:

— В Карелии мы пришли к тому, что у нас все таланты сосредоточены в Петрозаводске. Здесь шесть музыкальных школ и школ искусств. Эту ситуацию надо менять, более активно поддерживать талантливых детей в районах.

Андрей Рогалевич
Андрей Рогалевич

— Что вы нам цитируете Цикаридзе?! — не выдержал Андрей Рогалевич. — У вас в «Ровеснике» из 350 детей  всего 28 детей из районов, но карательные меры применяются лишь к Специализированной школе искусств. По какой причине?!

Дальше дискуссия только накалялась. Выступали родители воспитанников обоих интернатов — № 21 и 22, опровергали слова министра: в интернате № 21 собрания родителей не было, по причине объединения с интернатом № 22 сюда  перестали принимать детей со сложной структурой нарушений по 6 виду — теперь  им некуда идти.

Министр все претензии в адрес министерства в в резкой форме отвергал. Верный своей тактике «Разделяй и властвуй!», Александр Морозов вбивал клин между родителями, уверяя, что большинство родителей поддерживают министерство.

Андрей Рогалевич обратил внимание на то, что ни один родитель  не был включен в комиссию по оценке последствий реорганизации  — ни в Медвежьегорске, ни в Муезерском районе, ни в Петрозаводске в ситуации с лицеем №1. На эти слова Александр Морозов отреагировал  своеобразно. Как обычно, когда по существу ответить нечего, министр  перевел стрелки на другую тему. Он буквально закричал депутатам:

— А где были вы, депутаты, когда 45-ю школу сливали с лицеем № 1?! Почему вы не защитили Артемьеву?

История с ликвидацией уникальной  петрозаводской 45-й школы очень печальная, и в свое время «Лицей» подробно освещал ее. Замечательный педагог, директор этой школы Светлана Артемьева ведет в нашем журнале раздел «Педагогика Светланы Артемьевой», рассказывает об опыте своей школы, которую создавала в 80-е с нуля. Правда же состоит в том, что школу закрыли весной 2010 года, а члены комитета по образованию депутатами парламента стали в декабре 2011 года. Как ни пытались они объяснить это министру образования, Александр Морозов распалялся еще больше…

Позже Андрей Рогалевич прокомментировал встречу с министром: — На комитете по образованию и культуре министр образования Морозов с радостью и воодушевлением цитировал Цискаридзе, мол, сокращение набора в первые классы Специализированной школы искусств нашло своё объяснение в его комментариях. Оно оправданно. А мы, мол, чиновники, не можем не прислушиваться к мнению такого человека. И так удивительно-загадочно намекнул на балет. Как я понял, в балете он разбирается лучше. Я не любитель балета. Признаюсь честно, я в этом ничего не понимаю. При этом я понимаю то, о чем говорит президент: «…они (чиновники минобра и науки), уверяю вас, не будут мешать развитию специальных школ, а наоборот, будут помогать, это в стандартах учитывается, так что здесь опасений никаких быть не может». Сокращение набора в первые классы, видимо, это и есть помощь чиновников.

 

«Лицей» продолжит держать руку на пульсе образования Карелии. Следите за нашими публикациями.

Фото Марии Голубевой

  • Светлана Станиславовна

    Большое спасибо интернет — журналу » Лицей «, особенно журналисту и редактору Мешковой Н.Н., вставшей на защиту интересов 45 школы!

    Сейчас хочу заметить, что за все эти годы из госслужащих только министр А.Н.Морозов открыто говорит о том,что сделали с 45 школой. Спасибо.

    Депутаты в комитете по образованию в парламенте РК — люди известные. И до 2011 года депутатствовали почти все. Была возможность прийти в 45 школу и вникнуть в суть вопроса.

    Когда все дружно дружат против одного-это называется заговором…(это я о ситуации поддержки 45 школы обществ. и госуд. структурами управления)

    Да и с 2011 по 2014 год,когда в массовом порядке нарушались права детей из 45 школы,можно было прийти в лицей№1 этим же депутатам и защитить детей,особенно девятиклассников-выпускников 2011-2013г.г . Хотя бы поинтересоваться, как проходит «присоединение». Тем более,что письма родители писали даже в адрес Главы Республики(у меня есть копии-прислали родители).

    Возможность была и защитить ряд руководителей школ и детских садов города. Поэтому я бы не стала становиться на сторону комитетчиков, открещивающихся от 45 школы.

    Госпожа Мирошник запретила мне говорить о 45 школе,как о своей школе:»Это наша школа»,-сказала она. -«Мы учредители и хозяева».

    Вот пока коллективы школ и учреждений образования будут в глазах руководства представляться только как наемные рабочие, лишенные права любить свою работу и свое учреждение,пока с ними не будут советоваться- надо ли(?), если надо,то как лучше организовать процесс оптимизации,чтобы «и волки были сыты и овцы целы», до тех пор все так и будет-одни будут наступать,другие обороняться, в зависимости от положения дел на «фронте». А результат должен быть один-детям и педагогам должно быть комфортнее учиться, чем в ранее созданных условиях, а иначе зачем?

    • Наталья Мешкова

      Удалось-таки господину Морозову перевести разговор на другую тему, по крайней мере на этой площадке. Кстати, он защитил в 2010 году 45-ю школу, ведь работал тогда в Министерстве образования Карелии? Нет, промолчал. Светлана Станиславовна, на заседании комитета 13 апреля присутствовали следующие его члены: А. Рогалевич, Г. Васильева, Л. Степанова, Е. Медведева, А. Васильев, Т. Струкова и к концу подошел А. Гаврилов. Кто из них был депутатом парламента в 2010-м? Никто. Другое дело, что кое-кто из них в ином своем статусе мог выступить тогда в поддержку 45-й школы. Они этого не сделали. А, может, увидев, к чему это привело, потому сейчас поддерживают другие школы? Так скажем же им за это спасибо. Лучше поздно, чем никогда.

      • Ксения

        Согласна с Вами. Прошло уже несколько лет, мы стали другими, чему-то научились, ситуация вокруг нас становится всё абсурднее и жёстче. Так что не надо теперь говорить о том, что раз проворонили 45 школу когда-то, теперь и остальное надо воронить.

        Каждый раз спасибо тем, кто борется за сохранение хорошего образования, хороших условий для обучения.
        Каждый раз — как же не на своём месте этот человек, министр Морозов.

      • Светлана Станиславовна

        По первой строчке ответа на мой комментарий: что же так неуважительно по отношению к мнению читателя? По второй и третьей строчкам: оказал помощь еще тогда, когда все только начиналось -за 1,5 года до известных событий.Жаль только,что я не связала воедино происходящие тогда события — очень верила в порядочность управленцев., хотя уж сколько дегтя мне от них доставалось за годы моей педагогической работы… Говорить о помощи Морозова здесь конкретно не могу по понятным причинам. Насчет комитетчиков я уже высказалась. В их составе была и госпожа Слабунова, которая уничтожала,а не присоединяла 45 школу к лицею. Строить догадки по климату в комитете не буду, констатирую факт. По заключительным строчкам: 45 школу не защитили-это факт -ни в 2010, ни в последующие годы. Чтобы не уводить разговор от планируемого Вами курса,замечу, что отклонения в ненужное русло не произошло,если бы не бы не звучала в статье 45 школа и мягкая защита людей,которые по госуд и обществ.положению в то время имели возможность влиять на чиновников,находясь не в комитете. Радуюсь активной работе депутата Степановой Л.Н.,несколько последних лет проработавшей в коллективе 45 школы. Она со знанием дела и печального опыта защищает реорганизуемые образовательные учреждения. ее деятельность видна на протяжении всего срока ее депутатских полномочий. И еще- раз уже есть небольшие подвижки и меняются условия реструктуризации и реорганизации учреждений, думаю.что это не лавирование министра, а то,что он меняет позицию, в том числе, ощущая влияние комитета, родителей, журналистов на органы,реструктуризирующие учреждения и в частности на нег. Надо продолжать работать, влиять и договариваться. Как спасти народ и выполнить задание чиновников-великая дипломатия и министру этому,конечно, надо учиться. Иначе постигнет та же участь,что и предыдущих министров. Но эта позиция.если выльется в конкретную заботу об учреждения намного лучше,нежели позиция госпожи Мирошник. 8 депутатских комиссий прошла с ней. На каждой она выступала и говорила,что хуже 45 школы в городе нет. После нее выступала я,завуч, родителми с цифрами и фактами.Ни один член депутской комиссии не поднял руку за то,чтобы школу присоединили к лицею. Я поражалась,к ак госпожа Мирошник могла 8 раз подряд,несмотря ни на что говорить одно и тоже без поправки на ситуцию, ни один мускул не дрогнул на ее лице. Но, простите, я увлеклась воспоминаниями.Это ведь архив-45 школа. Это в прошлом. есть дела поважнее.

        • светлана Станиславовна

          Текст улетел-не успела отредактировать.

        • Ксения

          Ну и ну, Морозов-то, оказывается, герой.
          И это не он закрывает школы в Заонежье, не оспаривает перевозку детей в старых автобусах по убитым дорогам и их ожидание старших ребят по три часа, считает нормальным обучение одному предмету школьников трёх разных возрастных групп, уничтожает Школу искусств в Петрозаводске, не он вводит в заблуждение и умолчание родителей детей 22 интерната…