Председатель профильного комитета парламента Карелии Андрей Рогалевич задал вчера этот вопрос министру образования Александру Морозову. Выступление чиновника перед депутатами прошло в накаленной как никогда обстановке.
Вначале всё было мирно. Перед началом Александр Морозов принимал поздравления с переназначением министром. Указ еще не опубликован, но, видимо, вопрос решенный.
Вопрос в повестке сформулирован был буднично: «Информация о деятельности Министерства образования Республики Карелия в 2015 году и задачах на 2016 год». Министр Александр Морозов построил свое выступление на количественных показателях, без анализа нынешнего состояния системы образования. Минут через 15, поскольку распечатка с количественными показателями находилась перед глазами депутатов, председатель Комитета по образованию, культуре и делам молодежи ЗС РК Андрей Рогалевич остановил министра и предложил ответить на вопросы.
Отвечая на вопрос Галины Васильевой о том, как отразилось сокращение бюджета на системе образования республики и чего ожидать в ближайшее время, Александр Морозов заявил: с 2018 года, когда введут федеральные образовательные госстандарты для средней школы, обучение в 10-11 классах в малокомплектных школах станет невозможным.
Министр упомянул, что в министерстве есть инновационный проект об опережающем внедрении стандарта, однако на просьбу Галины Васильевой назвать этот проект конкретного ответа дать не смог.
Депутат Александр Меркушев спросил:
— Может, стандарты ошибочны? Может, их надо менять? Почему мы должны биться головой о стену?
— Даже при советской власти не приходило в голову учить детей в 9-10 классах малокомплектной школы с наполняемостью 1-2 человека, — парировал министр. — Стандарты средней школы нацелены на профилизацию и индивидуализацию обучения, в условиях малокомплектной школы это невозможно.
— Можно согласиться со сказанным в отношении средней школы, — вступила в дискуссию Галина Васильева. — Но то, что часами трясутся в автобусах дети начальной и основной школы… Может быть, приложить усилия для сохранения таких школ?
После слов Александра Морозова, что в Карелии массовой реорганизации учреждений образования по финансовым причинам не проводится, Галина Васильева заметила:
— Кроме интернатов…
Министр не согласился, сказав, что перемены в Специализированной школе искусств и коррекционных интернатах №21 и 22 (см. нашу публикацию об интернате № 22 для детей с тяжелой патологией речи «Это преступление, и вы это понимаете!») не связаны с финансовой обеспеченностью. Напротив, в связи с введением федеральных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование коррекционных интернатов не уменьшится. Он уверил, что уже идет набор в первый класс коррекционного интерната №22 для детей с тяжелой патологией речи и что через год для таких детей будет открыт пятый класс, затем последовательно шестой, седьмой и так далее.
— Каждый день всё меняется…- прокомментировала присутствующая на заседании Анна Евтухович, мама воспитанника интерната №22.
Депутат Лариса Степанова поддержала ее.
— Вопрос об интернате № 22 больной. Слушаю вас и не верю! — обратилась она к министру. — Ваши аргументы все время меняются. Сейчас вы начали плыть в своих показаниях. Может, все дело в здании? Скажите родителям честно: вопрос решен!
Но министр уверил, что идет работа с родителями и педагогами и что никаких нормативных решений пока не принято.
Дальнейшие слова министра сомнений не оставили: решение на самом деле уже принято. Детей из интерната № 22 переводят в интернат №21.
Здание, которое забирают у интерната № 22 и передают центру «Ровесник», находится в центре города. Все просьбы депутатов и присутствующих на заседании родителей отменить решение, министр Морозов отверг. Вопросов возникло еще больше, когда выяснилось, что и центру «Ровесник» осталось недолго существовать. Александр Морозов туманно отвечал на вопросы о дальнейшей судьбе здания, но заверил, что оно останется в системе образования.
Развернувшаяся дискуссия не могла не коснуться еще одной горячей темы последних месяцев — судьбы Специализированной школы искусств . После того, как в январе министерство огорошило родителей новостью, что отменяется набор в школу, начались протесты, вплоть до митинга родителей, педагогов и выпускников школы — см. нашу публикацию «Министр посоветовал попить водички и успокоиться». Набор в один первый класс вернули, но министр заявил, что в школе впредь будут учиться дети с 5 класса.
Главный аргумент министра против школы — здесь мало детей из районов, потому что якобы педагоги их не ищут, и родители не хотят отправлять малышей в Петрозаводск. А детям Петрозаводска и так есть где учиться музыке и живописи, считает министр, значит начальная школа в СШИ не нужна. На этот раз в подкрепление своей позиции Александр Морозов призвал авторитет Николая Цискаридзе, руководителя Академии русского балета имени Вагановой. Процитировав его слова «мы пришли к тому, что все талантливые дети живут в Москве и Санкт-Петербурге», министр заявил:
— В Карелии мы пришли к тому, что у нас все таланты сосредоточены в Петрозаводске. Здесь шесть музыкальных школ и школ искусств. Эту ситуацию надо менять, более активно поддерживать талантливых детей в районах.
— Что вы нам цитируете Цикаридзе?! — не выдержал Андрей Рогалевич. — У вас в «Ровеснике» из 350 детей всего 28 детей из районов, но карательные меры применяются лишь к Специализированной школе искусств. По какой причине?!
Дальше дискуссия только накалялась. Выступали родители воспитанников обоих интернатов — № 21 и 22, опровергали слова министра: в интернате № 21 собрания родителей не было, по причине объединения с интернатом № 22 сюда перестали принимать детей со сложной структурой нарушений по 6 виду — теперь им некуда идти.
Министр все претензии в адрес министерства в в резкой форме отвергал. Верный своей тактике «Разделяй и властвуй!», Александр Морозов вбивал клин между родителями, уверяя, что большинство родителей поддерживают министерство.
Андрей Рогалевич обратил внимание на то, что ни один родитель не был включен в комиссию по оценке последствий реорганизации — ни в Медвежьегорске, ни в Муезерском районе, ни в Петрозаводске в ситуации с лицеем №1. На эти слова Александр Морозов отреагировал своеобразно. Как обычно, когда по существу ответить нечего, министр перевел стрелки на другую тему. Он буквально закричал депутатам:
— А где были вы, депутаты, когда 45-ю школу сливали с лицеем № 1?! Почему вы не защитили Артемьеву?
История с ликвидацией уникальной петрозаводской 45-й школы очень печальная, и в свое время «Лицей» подробно освещал ее. Замечательный педагог, директор этой школы Светлана Артемьева ведет в нашем журнале раздел «Педагогика Светланы Артемьевой», рассказывает об опыте своей школы, которую создавала в 80-е с нуля. Правда же состоит в том, что школу закрыли весной 2010 года, а члены комитета по образованию депутатами парламента стали в декабре 2011 года. Как ни пытались они объяснить это министру образования, Александр Морозов распалялся еще больше…
Позже Андрей Рогалевич прокомментировал встречу с министром: — На комитете по образованию и культуре министр образования Морозов с радостью и воодушевлением цитировал Цискаридзе, мол, сокращение набора в первые классы Специализированной школы искусств нашло своё объяснение в его комментариях. Оно оправданно. А мы, мол, чиновники, не можем не прислушиваться к мнению такого человека. И так удивительно-загадочно намекнул на балет. Как я понял, в балете он разбирается лучше. Я не любитель балета. Признаюсь честно, я в этом ничего не понимаю. При этом я понимаю то, о чем говорит президент: «…они (чиновники минобра и науки), уверяю вас, не будут мешать развитию специальных школ, а наоборот, будут помогать, это в стандартах учитывается, так что здесь опасений никаких быть не может». Сокращение набора в первые классы, видимо, это и есть помощь чиновников.
«Лицей» продолжит держать руку на пульсе образования Карелии. Следите за нашими публикациями.
Фото Марии Голубевой