Продолжаем обсуждение ситуации в Ведлозерской средней школе Пряжинского района, где местные жители выступили против намерения власти закрыть 10 — 11 классы. Тема начата нашей публикацией «Ведлозеро: не разъединять, а объединять усилия».
Из обращения жителей села Ведлозеро к властям республики:
«…Численность населения в Ведлозерском поселении на 01.01.2017 составила 1927 человек, в том числе в Ведлозере – 1115 человек. Рождаемость детей в 2013 г. составила 16 человек, 2014 г. – 24 человека, 2015 г. – 10 человек, 2016 г. – 17 человек, 2017 г. – 13 человек… А теперь подумаем о последствиях для развития села, закрыв 10-11 классы, пришкольный интернат и переведя детский сад в школу? Начнется сокращение штата сотрудников, появится проблема нехватки рабочих мест, невозможность получить среднее образование детям в родной школе, начнется отток молодых семей в другие населенные пункты, в том числе в город, да и в недалеком будущем встанет вопрос о закрытии основной школы (ведь дети из близлежащих деревень будут переведены в Эссойльскую школу), что негативно скажется на жизни села.
Разве в таких условиях к нам приедут молодые специалисты – врачи, учителя, воспитатели и др.? О каком развитии села может идти речь в такой ситуации?».
С высказанным в «Лицее» мнением Зинаиды Ефловой о судьбе старшеклассников сельских школ Карелии полемизирует Наталья Антонова.
Член правления Карельской региональной общественной организации «Центр поддержки коренных народов и общественной дипломатии «Молодая Карелия».
«Возможно, грех на душу беру, но никак не могу согласиться с мнением привлеченного к проблеме со школой в Ведлозере эксперта, кандидата педагогических наук Зинаиды Ефловой. В России закон об образовании предполагает самые различные формы организации образовательной деятельности. Приоритетом является учет потребностей населения, индивидуальные особенности детей и т.п. Уже не говорю о том, что в российской конституции есть право граждан получать воспитание и образование на родном языке.
Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса — они имеют полное право вносить предложения и контролировать учебный процесс. Инклюзивное образование, домашнее обучение, индивидуальное обучение, использование дистанционного обучения — закон просто напичкан вариациями, нам только выбирать и адаптировать под наши реалии.
Во-первых, эксперт озвучивает желательное количество учащихся в старших классах для как бы более успешной социализации старшеклассников и качества их обучения. Но это противоречит выше сказанному. Дело не в количестве, а всё же в качестве! У нас в селе есть прецедент вообще домашнего обучения, и мы не перестаём удивляться развитости детей из этой семьи! Во-вторых, эксперт говорит о том, что сельским ребятам не хватает школьного багажа и «умения учиться и жить самостоятельно», поэтому они часто выпадают с вузовской дистанции. Это даже оскорбляет. Я помню наши выпуски и нас в городе — мы были сильнейшими на курсах, нас ставили в пример. Нам приходилось жить в спортзалах без окон неделями, пока не поселят в комнаты, спать в шапках и сапогах, варить ночами на несколько дней вперед, поскольку вечером вся кухня в общежитии была занята — и мы получали высшее образование! Родителям — ни слова… Мы не были самостоятельными?
Ситуация с сельскими школами — это прежде всего результат внутренней политики в стране. Необходимы разумные решения».
От редакции: 9-10 февраля в Петрозаводске пройдет VI Республиканский день сельской школы. В субботу 10 февраля в Рескоме профсоюза состоится круглый стол (12.00 – 13.30). Ожидается, что будет поднята и ситуация с Ведлозерской школой.