Интернет-журнал «Лицей»

Масштабная реорганизация сельских школ Карелии шокирует специалистов

В одной из лучших сельских школ Карелии. Фото Марии Голубевой
В одной из лучших сельских школ Карелии. Фото Марии Голубевой

Ученый Галина Янюшкина и учитель Виктория Стафейкова прокомментировали новость о готовящейся оптимизации сельских школ Карелии

Несмотря на праздники и каникулы в социальных сетях началось и продолжается обсуждение предложений Министерства образования Карелии, действующего по поручению Правительства республики, о масштабной реорганизации муниципальных образовательных учреждений в сельской местности Карелии — см. нашу публикацию «В образовании Карелии грядут кардинальные перемены».

Приходят отклики и в Ассоциацию сельских школ Республики Карелия от учёных из Красноярска, Орла, Ярославля и Карелии, от директоров и педагогов сельских школ нашей республики. Все они небезразличны к происходящему и планируемому, насыщены сильными эмоциями. Главное, что объединяет авторов, это возмущение массовостью и скоропалительностью реструктуризации без учёта мнения тех, кого она касается непосредственно, – самих жителей сельских территорий.

Предлагаем познакомиться с мнениями двух специалистов – учёного и учителя.

«Я ли сумасшедший, что вижу то, чего другие не видят, или сумасшедшие те, которые производят то, что я вижу?»

Галина Янюшкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ:

Сельская школа — важнейший очаг интеллектуальной, духовной и культурной жизни села. Сохранение школы в селе — единственное условие сохранения самого села.

Современная малокомплектная школа открыта социуму, ее педагоги в большинстве своем, как показало наше исследование, хотят и умеют работать, владеют актуальными технологиями, методами и средствами обучения, понимают необходимость учета индивидуальных образовательных потребностей школьников, готовы к профессиональному саморазвитию. Им требуется помощь, поддержка, поэтому очень актуальным представляется взаимодействие учителей МКШ и преподавателей вуза.

В образовании Карелии грядут кардинальные перемены благодаря чиновникам. В ответ же на кардинальные перемены приходят размышления Льва Николаевича Толстого: «Я ли сумасшедший, что вижу то, чего другие не видят, или сумасшедшие те, которые производят то, что я вижу?». Но чиновники делают то, что нас так удивляет и ужасает, с такой спокойной уверенностью в том, что не только так надо, но что это очень важное и полезное дело, что трудно было бы признать этих людей сумасшедшими.

Себя же сумасшедшими мы не признаем, потому, что осознаем ясность своих мыслей. И потому мы постоянно находимся в постоянном недоумении.

Ведение ФГОС основного образования, обоснованного на принципах усиления государственно-общественного заказа к современной школе, обуславливает необходимость подготовки педагогов новой формации. Необходима разработка содержания многопрофильной подготовки учителей малокомплектной школы, ориентированного на сохранение села, культуры, языка. Для малокомплектных сельских школ нашей республики нужны учителя начальных классов широкого профиля, способные вести два-три профилирующих предмета гуманитарного или естественнонаучного циклов в средней школе, а также воспитательную работу в социуме.

 

С чем это связано? На этот вопрос должны ответить чиновники

Виктория Стафейкова, учитель начальных классов Толвуйской средней общеобразовательной школы Медвежьегорского муниципального района Карелии, победитель республиканского этапа, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года» 2018 года:

Очень трудно размышлять об этом. С одной стороны, дети будут расти вдали от семьи, но с другой стороны, родители иногда сами начинают искать для ребёнка лучшие условия: с 5 класса отдают в кадетский корпус, у нас есть такие примеры, а некоторые приходят сами и просят взять ребёнка в интернат, потому что работают вахтой. На моих глазах в соседних посёлках были в своё время закрыты две школы, но там было безвыходное положение. В одной из них было 3 ученика, и школа осталась без учителей, никто не ехал работать: нет никаких удобств и связи. В другой уроки музыки, физики и истории вёл один специалист, а на уроках физкультуры присутствовали учащиеся 1-9 классов, остальные учителя были приезжие из соседних посёлков. Я не помню, чтобы родители сопротивлялись. Наверное, понимали, что качественное образование в таких условиях не получить. А районная администрация до последнего боролась за эти школы.

Поэтому во фразе «Сохранить нельзя разрушить», ставя запятую, надо подходить индивидуально к школе, попавшей в чёрный список. При любой возможности попытаться сохранить учебное заведение, а если уже невозможно, то хотя бы присоединить, будет подразделением, но и здесь есть свои подводные камни.

В этой ситуации шокирует массовая реорганизация. С чем это связано? На этот вопрос должны ответить чиновники. Но одно ясно: взамен на свои действия они должны обеспечить детям хорошие условия.

 

Exit mobile version