Интернет-журнал «Лицей»

Не резать по живому

3На базе школ Петрозаводска может появиться несколько инновационных площадок.  Директора школ надеются, что руководство будет поступать осторожно. 

Сегодня, 2 октября, Карельский институт развития образования начал прием заявок на признание образовательных организаций региональными инновационными площадками. В преддверии этого начальник управления образования Елена Герасимова рассказала о планах по созданию таковых в Петрозаводске. В поле зрения экспертов оказались более десятка школ города, некоторым из которых согласно проекту предстоит объединиться в совершенно новые структуры.

 

1. Объединение школ на Перевалке и Ключевой

Елена Герасимова

Как рассказала Елена Герасимова на заседании коллегии в администрации города, в первой половине этого года был проведен кластерный анализ муниципальной системы образования. Результаты его оказались неутешительными: четверть школ остались в последнем, самом слабом, кластере, результаты ЕГЭ ухудшаются и ко всему прочему растет разница в предоставлении качества услуг школ-лидеров первого кластера и школ-аутсайдеров третьего.  Словом, требуются кардинальные перемены.

По данным чиновников, самая сложная ситуация сложилась на Перевалке и Ключевой. Это многонаселенные районы, в которых по примерным подсчетам живет около 14 тысяч детей от 3 до 17 лет. Школы №33 и 39 уже работают в две смены, наполняемость классов превысила санитарные нормы. В школе №11 напротив проблемы с наполняемостью первых и десятых классов. Между тем результаты ГИА и ЕГЭ у некоторых из этих школ вселяют оптимизм, будучи выше средних по городу.

Какой вариант предлагается для того, чтобы привести в порядок системы образования этих районов? Объединить школы №3, 33 и 39 на Ключевой в образовательный центр «Содействие», а школы №11 и 48 на Перевалке – в образовательный центр «РОСТА» (Развитие, Образование, Сотрудничество, Творчество, Активность). При этом реструктуризировать их так, что на уровне 3-й и 11-й школ будет вестись обучение с 1 по 6 классы, а в 33-й, 39-й и 48-й – с 7 по 11 классы.

По мнению разработчиков проекта, плюсов у такой модели много. Это поможет объединить учителей-предметников в школах в альянсы,  откорректировать работу каждого педагога. Улучшится психологическая среда, в частности, в школах для 1 – 6 классов, специалисты здесь будут работать, имея специальную подготовку для данной возрастной группы.

— В школах старшей группы технологии, приемы, содержание, методы работы будут влиять на задачи и цели, которые ставит сегодня ФГОС, и на то качество услуг, которое ожидают петрозаводчане, — подчеркнула Елена Герасимова.

 

2. Кластер финно-угорской школы

Если слова «реструктуризация» и «объединения» по традиции вселяют ужас в сердца горожан, то здесь все кажется вполне привычным.

Предлагается придать статус финно-угорских детским садам – центру развития ребенка «Детский сад 107», детским садам №20, №56. Почему именно им? По словам Елены Герасимовой, в них уже реализовывался соответствующий проект, и среда, созданная в этих детсадах, гармонично вписывается в непрерывное этнокультурное образование. Еще одной частью этого кластера должен стать ПетрГУ, точнее, его направления, связанные с карельским, вепсским, финским языками и литературой.

Кстати, Министерство образования Карелии, а также Институт развития образования уже поддержали идею создания этого кластера.

 

3. Физико-математический кластер

Создание этого кластера связано результатами школьников на ЕГЭ и олимпиадах по математике и физике. Как пояснила руководитель, в большинстве случаев учителю приходится вести предмет сразу в нескольких параллелях, при этом готовить детей к экзаменам и олимпиадам.

– Человеческий ресурс очень ограничен, поэтому, как правило, профессиональные педагоги сильно растрачивают свой потенциал, – делает вывод Елена Герасимова.

Исправить эту ситуацию призван физматкластер. Его задача – четко и грамотно распределить между школами этот ресурс, так как есть педагоги, которые, к примеру, могут хорошо готовить ребят к олимпиадам, ЕГЭ и пр. При этом, заметила Елена Герасимова, подобный опыт в Петрозаводске есть: «У меня, как у учителя физики первого лицея, занимались ученики из Университетского, Державинского лицеев…»

 

4. Школа неформального образования

На базе средней общеобразовательной школы №8 планируется организовать школу неформального образования: предполагается полномасштабное насыщение второй части деятельности школы благодаря ресурсам ДТДЮ, Дома творчества №2, детских спортивных школ – всех организаций дополнительного образования.

«Очень важно пробудить ученика школы… и опыт, который он будет получать во второй половине дня, безусловно, начнет отражаться на ребенке и в первой половине», – считают разработчики проекта.

 

5. Школа проектной и исследовательской культуры

Этот проект предложили школе №9 имени И.С. Фрадкова. Начальник управления обратила внимание на то, что проектно-исследовательская деятельность – это обязательный вид деятельности для школы по ФГОС.

– Но когда вся система, все пространство начинает работать над одной идеей, возникает прецедент методически содержательный – создания тех образцов образовательной практики, которых ещё нет в природе, – пояснила чиновник. – Будут возникать сопроводительные методические материалы, публикации, наработки педагогов, которые будут нам говорить, какого результата должен достигать ученик, к примеру, коррекционного 5-го класса…

Таким образом, выпускник девятой школы должен будет уметь развернуть проект в любой сфере деятельности.

 

6. Школа эффективного взросления

По сути, на базе школы №36 предлагается создать школу тьюторского сопровождения: в ней может появиться родитель-тьютор, классный руководитель-тьютор, возможно,  должность тьютора в штатном расписании.  Подразумевается, что возникнут новые взаимоотношениям между родителями, учениками и преподавателями. По идее, в такой школе выпускник должен четко осознавать, каких целей в жизни он хочет достичь.

– Обычно мы предлагаем нашим ученикам те или иные возможности в Петрозаводске.  В школе тьюторского сопровождения происходит иначе: сначала ребенок должен понять, чего он сам хочет, и прийти в город, где есть эти возможности. Городская среда – то место, где он может приложить свои силы и энергию. Наверное, это тот ключ, который поможет нам прежде всего пополнить мощными кадровыми ресурсами нашу инфраструктуру города.

 

«Не резать по живому…»

Помимо прочего, начальник управления в рамках доклада рассказала об образовательном центре «Эврика», детском саде №5, который должен будет стать региональной инновационной площадкой для внедрения ФГОС дошкольного образования, и эксперименте четырех школ:  Петровская, №3, Университетский и первый лицеи готовятся перейти к Федеральному образовательному государственному стандарту 3-й ступени.

О рисках много не говорили, хотя в презентации Елены Герасимовой они значились как преграды для реализации проектов: разговоры вместо дел, страх, конкуренция внутри системы и т.д. Чиновник заметила: «Инновации могут как поглотить, разрушить систему, так и дать ей мощный взрывной скачок к развитию».

На коллегии присутствовали и директора школ, реакция многих – вполне предсказуема.

– Я надеюсь, что наше руководство будет поступать осторожно, взвешенно, ориентируясь на результат, не резать по живому, как у нас часто бывает, – прокомментировала Надежда Пекарчик, директор Университетского лицея.  – А мысли очень хорошие, если они дадут именно инновационный результат. Если же от перестановки слагаемых сумма не изменится, то не надо и копья ломать.

Конечно, пока эти мысли – только проект, но проект уже разработанный, представленный муниципальным и республиканским властям. Теперь его ждут обсуждения в профессиональной и общественной среде. Прием заявок от школ на признание их инновационными площадками завершается 22 октября.

Фото автора

 

 

Exit mobile version