История нашумевшего увольнения директора Деревянкской средней школы Нины Морозовой из первых уст.
Директор
31 декабря 2004 года меня назначили директором Деревянкской средней школы №5 поселка Деревянка Прионежского муниципального района. Это совсем недалеко от Петрозаводска, 32 километра к югу Карелии. Школа на тот момент без аккредитации, без разрешений Госпожнадзора и Роспотребнадзора на ведение образовательной деятельности и еще без много чего. Мой главный плюс, как мне тогда казалось, – я очень хорошо знаю людей, с которыми буду работать уже в новом качестве, знаю родителей и очень хорошо знаю детей, потому что работаю в этой школе, начиная с 1983 года после окончания Петрозаводского педагогического училища №1.
Свой первый день директорства помню очень хорошо: 14 января, начало 3-й четверти, в разгаре зима, в школе холодно – я нарезаю круги от школы к котельной (она у нас своя) и обратно, стараюсь разобраться, кто или что должно заработать, чтобы в классах стало возможно учить и учиться, пытаюсь хоть что-то сделать. Страха не было, было огромное и час от часа растущее чувство ответственности. Это потом всё потихоньку стало налаживаться: заработали топка и истопники – тепло стало постоянным, а не от случая к случаю, педагоги привыкли ходить в туфельках даже в морозы.
Думаю, тогда у нас была хорошая работоспособная команда единомышленников-педагогов и сотрудников, активный родительский комитет. Нам хотелось внести в привычную школьную жизнь что-то новое, необычное, отличающее нас от многих других. Это непросто, нашей школе не повезло с внешним видом: деревянное двухэтажное сооружение – неказистый плод архитектурных фантазий советских времен. Не можем измениться снаружи – будем меняться внутри, решили мы тогда.
Школа проявила инициативы. Заявила и начала работать как экспериментальная площадка по теме «Воспитание жизнеспособной личности сельского школьника» под руководством и в сотрудничестве со специалистами Лаборатории сельской школы КГПА. Мы вошли в Простое Товарищество школ России по личностно-ориентированному обучению, помогли нам в этом коллеги из 37-й гимназии Петрозаводска. Включились в образовательные проекты российского и международного уровня. Оберегали и развивали школьные традиции патриотического воспитания, здоровьесбережения…
У нас появились полезные знакомства и связи с коллегами из школ Петрозаводска, Карелии и России. Участвуя во многих межрайонных, республиканских и российских событиях, смотрели и сравнивали – нам стало необходимо пробовать себя в конкурсах, смотрах, олимпиадах – и детям, и учителям.
Кому как не руководителю поднимать планку, побуждая других стремиться к ней? Вот я и рискнула принять участие во Всероссийском конкурсе «Лучший директор-2010», тем более что нам и мне к тому времени уже было о чем рассказать и что показать.
Мы единственные в Карелии после принятия в 2008 году Решения ГосПожнадзора о закрытии вторых этажей деревянных двухэтажных зданий продолжаем учиться на 2-м этаже на законных основаниях, а это, поверьте, результат нелегкой и долгой (больше года!) борьбы с нашей бюрократией. Мы добились разрешения работать на обоих этажах нашей школы, отстояв свое право в суде, получили бессрочные разрешения контролирующих органов, бессрочную лицензию на ведение образовательной деятельности.
Неожиданно для себя я стала победителем 1 тура и призером этого Всероссийского конкурса. Мне казалось, что этому радовались все, – дети, учителя, родители, коллеги из нашего района и из республики.
Доказательством жизнеспособности нашей школы стало то, что в 2012 году наконец-то сдвинулся с мертвой точки вопрос строительства новой школы, который мы пробивали с первых дней моего директорства. Правда, сейчас учредитель намеревается строить новую школу с новым руководителем.
Это хорошая светлая сторона моего директорства, параллельно с которой была и другая.
Не тот человек
Начиная с 2006 года меня постоянно увольняли. Как говорится, был бы человек, а статья найдется. Причина, мне кажется, была и есть одна, – не тот я человек, которого хотело бы видеть на этом месте руководство: неугодный, потому что несогласный, непокорный, неподдающийся. Какие только способы не применяли для достижения этой цели за эти годы: обвинение в финансовых нарушениях, угрозы, запугивание, откровенные предложения «уволиться по собственному или будет хуже».
Наконец, 29 августа 2012 года на меня было заведено уголовное дело «по факту хищения денежных средств в сумме трех тысяч рублей» (оплата двух штрафов по 290-й статье, а не из зарплаты директора). Первый штраф был наложен Госпожнадзором за то, что эксплуатируется второй этаж (это был эпицентр борьбы за этаж, в которой вскоре мы победили), второй штраф наложил Роспотребнадзор – за то, что в школьных кабинетах нет воды.
Воды у нас там никогда не было и не будет по причине дороговизны и бессмысленности затрат на проведение водопровода в устаревшие помещения. Подобные штрафы и их несправедливость, знаю точно, омрачают в настоящее жизнь практически каждого директора школы.
Кстати сказать, ни одно из предъявленных обвинений в мой адрес по финансовым нарушениям не подтвердилось, а по заведенному уголовному делу мне до сих пор не предъявлено обвинение.
Увольнение
Тем не менее 10 октября 2012 года меня увольняют по 79 статье ТК РФ, за «неправомерно принятое решение, которое повлекло за собой ущерб имуществу».
Получив уведомление об увольнении при личной встрече с работодателем, я сразу же пошла к адвокату. В процесс моей защиты вступили депутаты Законодательного Собрания Карелии. 11 октября состоялась районная сессия Депутатов Прионежского муниципального района, на которую выехали четыре педагога из школы и выступили в мою поддержку. Депутаты района высказались против моего увольнения. «Протестный» сюжет прошел по карельскому телевидению. Казалось, наш учредитель, он же мой работодатель, должен был услышать и отреагировать на мнение законодательной власти и СМИ. Отреагировал, но как?
12 октября меня восстанавливают в должности. С утра звонком приглашают приехать к работодателю восстановиться в должности. В кабинете Главы Администрации мне вручают постановление о восстановлении в должности и тут же второе постановление об увольнении по статье 278 ТК РФ, которая дает право работодателю расторгнуть трудовой договор с руководителем в одностороннем порядке.
Эта норма, прописанная в статье, появилась недавно, но при применении ее положений работодатель по решению Конституционного Суда все равно должен доказать причину увольнения. То есть ни за что ни про что работодатель уволить руководителя все-таки не имеет права. Также нужно знать, что если увольняемый «не виновен в совершении каких-либо противоправных действий», ему обязаны выплатить выходное пособие в размере трех месячных средних заработков (ст. 279 ТК РФ).
Суд
Я снова пошла к адвокату – стали готовить исковое заявление в суд, в котором адвокат описала подробно мое несогласие с причиной увольнения и просьбу восстановить на работе. Мы подали иск в суд Прионежского района. В нескольких словах суть искового заявления следующая: восстановить на работе в должности директора, оплатить вынужденный прогул, выплатить полностью то, что не выплатили (из 12 неиспользованных дней отпуска мне оплатили только 5), возместить моральный ущерб.
Задевали и задевают тот цинизм и та неожиданная активность в поиске негатива – в очернении меня как руководителя, как педагога, как человека, которыми сопровождались увольнение и судебное разбирательство.
15 октября в школу на встречу с коллективом приехала комиссия из четырех человек – глава администрации Прионежского района, начальник управления образования, заместитель начальника управления образования и еще одна девушка, кто она и какую должность занимает, нам не представили. Участники этой группы высказали мне, по-видимому, все накопившееся за годы нашего «сотрудничества». К сожалению, в некоторых выступлениях присутствовала и откровенная ложь в мой адрес. Ощущение: меня попросту облили грязью с головы до ног. Большинство школьных коллег промолчали, выступили только двое.
Первое заседание районного суда было предварительным (22 ноября), потом состоялись еще четыре. Последнее в январе 2013 года. К слушанию привлекались свидетели как одной, так и другой стороны. Ком грязи, замешанной на лжи, нарастал от заседания к заседанию. Оказалось, нужно быть готовым к тому, что кто-то откажется прийти и говорить в вашу защиту, а кого-то специально подготовят, вплоть до того, чтобы дать ложные показания. Видимо, для достижения поставленной цели все средства хороши.
Адвокат, видя происходящее и оценивая тот прессинг, который устроила сторона ответчика, подготовила меня к тому, что решение последнего заседания будет не в нашу пользу.
Много за это время пришлось пережить – от грязи, вранья, откровенной лжи и самого разного рода вымыслов про меня и предательства – до неожиданной поддержки и помощи, самой нечаянной и неожидаемой.
После всего
Я не сломалась, не упала духом. Сейчас работаю в своей школе учителем информатики. Горжусь тем, что многое хорошее, что есть в школе, это и моих рук дело.
Удивляет до разочаровывающего изумления, что в начале моей истории с увольнением большинство коллектива выступило в мою поддержку, а через два месяца некоторые педагоги вдруг круто поменяли свое мнение, объяснили просто: «Мы боялись говорить тогда открыто». Не понимаю, когда люди были собой: когда защищали меня или когда нападали, выливали свои обиды и даже сочиняли, а по-простому, врали там, где положено говорить «правду и только правду»? Ну, да Бог им судья – зла ни на кого не держу. Но имеет ли право педагог быть вот таким – беспринципным?
Так как сразу было понятно, что в первой инстанции мы не выиграем, адвокат принимает решение подавать апелляционную жалобу.
Почему я пошла дальше? Считаю, что если есть уверенность в творящейся несправедливости, в отсутствии правды, то за них, за правду и справедливость, нужно бороться до конца. Иначе они исчезнут из нашей жизни совсем. По-моему, даже если сначала ты проигрываешь, нельзя позволять себе поблажку – сдаться на милость победителя. Тогда проигрывают все.
Несколько советов
В этой истории рано ставить точку, но уже есть такой опыт, который позволяет мне дать несколько советов тем, кто оказался в похожей ситуации или, как говорится, вот-вот…
Не паникуйте и не падайте духом – оглянитесь вокруг, возьмите тайм-аут. Ищите работу, пробуйте себя в чем-то другом. Главное не застывайте, не уходите в себя. Поверьте, если закрываются одни двери, то пусть не сразу, но откроются другие.
Найдите хорошего адвоката, почти как друга (если нужен контакт с таким человеком, обращайтесь).
Не рвите связи с настоящими друзьями. Просите помощи и поддержки, не стесняйтесь – настоящий друг всегда придет на помощь.
Постоянно работайте на результат в будущем – имейте и получайте хорошее базовое образование, проходите профессиональную переподготовку, совершенствуйте профессиональные навыки, самообразовывайтесь. Не почивайте на лаврах, все в жизни пригодится.
Будьте готовы к предательству: многие люди слабы и зависимы. Не держите ни на кого зла и не затаивайте обиду – простите всех, кто вас предал. Поверьте, вы же от этого и выиграете.
Кто-то, может быть, прочитав это, скажет: все равно ведь уволили, стоило ли писать об этом? Стоило, поверьте. Это часть моей жизни, которую так просто не вычеркнешь и не забудешь. Пройдя через этот молох, я приобрела ценный опыт, сделала для себя определенные выводы и, как это ни странно сейчас звучит, готова снова брать жизненные барьеры.
Пусть первая инстанция приняла решение не в мою пользу, это еще не конец истории. Правда все равно будет на стороне правых, я в этом уверена.
С уважением ко всем, кто читает эти строки,
Нина Викторовна Морозова
Фото Марии Голубевой и из архива Зинаиды Ефловой