Учитель

Был бы человек, а статья найдется

Нина Морозова во втором ряду, шестая справа
Педколлектив школы. 2010 год

История нашумевшего увольнения директора Деревянкской средней школы Нины Морозовой из первых уст.

 

Проработав неполных восемь лет директором небольшой, чуть более 150 человек, школы и в одночасье уволенная по желанию работодателя, сегодня я решила немного поразмышлять на известную у нас тему: кто виноват? как это случилось? и что делать? Может быть, мои рассуждения, мой опыт и выводы будут полезны таким же друзьям по несчастью, как я, – руководителям муниципальных учреждений. Знаю, что по Карелии немало тех, с кем поступили так же, или почти так же, тех, с кем могут так поступить.

 

Директор

31 декабря 2004 года меня назначили директором Деревянкской средней школы №5 поселка Деревянка Прионежского муниципального района. Это совсем недалеко от Петрозаводска, 32 километра к югу Карелии. Школа на тот момент без аккредитации, без разрешений Госпожнадзора и Роспотребнадзора на ведение образовательной деятельности и еще без много чего. Мой главный плюс, как мне тогда казалось, – я очень хорошо знаю людей, с которыми буду работать уже в новом качестве, знаю родителей и очень хорошо знаю детей, потому что работаю в этой школе, начиная с 1983 года после окончания Петрозаводского педагогического училища №1.

Свой первый день директорства помню очень хорошо: 14 января, начало 3-й четверти, в разгаре зима, в школе холодно – я нарезаю круги от школы к котельной (она у нас своя) и обратно, стараюсь разобраться, кто или что должно заработать, чтобы в классах стало возможно учить и учиться, пытаюсь хоть что-то сделать. Страха не было, было огромное и час от часа растущее чувство ответственности. Это потом всё потихоньку стало налаживаться: заработали топка и истопники – тепло стало постоянным, а не от случая к случаю, педагоги привыкли ходить в туфельках даже в морозы.

Думаю, тогда у нас была хорошая работоспособная команда единомышленников-педагогов и сотрудников, активный родительский комитет. Нам хотелось внести в привычную школьную жизнь что-то новое, необычное, отличающее нас от многих других. Это непросто, нашей школе не повезло с внешним видом: деревянное двухэтажное сооружение – неказистый плод архитектурных фантазий советских времен. Не можем измениться снаружи – будем меняться внутри, решили мы тогда.

Школа проявила инициативы. Заявила и начала работать как экспериментальная площадка по теме «Воспитание жизнеспособной личности сельского школьника» под руководством и в сотрудничестве со специалистами Лаборатории сельской школы КГПА. Мы вошли в Простое Товарищество школ России по личностно-ориентированному обучению, помогли нам в этом коллеги из 37-й гимназии  Петрозаводска. Включились в образовательные проекты российского и международного уровня. Оберегали и развивали школьные традиции патриотического воспитания, здоровьесбережения…

У нас появились полезные знакомства и связи с коллегами из школ Петрозаводска, Карелии и России. Участвуя во многих межрайонных, республиканских и российских событиях, смотрели и сравнивали – нам стало необходимо пробовать себя в конкурсах, смотрах, олимпиадах – и детям, и учителям.

Кому как не руководителю поднимать планку, побуждая других стремиться к ней? Вот я и рискнула принять участие во Всероссийском конкурсе «Лучший директор-2010», тем более что нам и мне к тому времени уже было о чем рассказать и что показать.

Мы единственные в Карелии после принятия в 2008 году Решения ГосПожнадзора о закрытии вторых этажей деревянных двухэтажных зданий продолжаем учиться на 2-м этаже на законных основаниях, а это, поверьте, результат нелегкой и долгой (больше года!) борьбы с нашей бюрократией. Мы добились разрешения работать на обоих этажах нашей школы, отстояв свое право в суде, получили бессрочные разрешения контролирующих органов, бессрочную лицензию на ведение образовательной деятельности.

Неожиданно для себя я стала победителем 1 тура и призером этого Всероссийского конкурса. Мне казалось, что этому радовались все, – дети, учителя, родители, коллеги из нашего района и из республики.

Доказательством жизнеспособности нашей школы стало то, что в 2012 году наконец-то сдвинулся с мертвой точки вопрос строительства новой школы, который мы пробивали с первых дней моего директорства. Правда, сейчас учредитель намеревается строить новую школу с новым руководителем.

Это хорошая светлая сторона моего директорства, параллельно с которой была и другая.

 

Не тот человек

 

Начиная с 2006 года меня постоянно увольняли. Как говорится, был бы человек, а статья найдется. Причина, мне кажется, была и есть одна, – не тот я человек, которого хотело бы видеть на этом месте руководство: неугодный, потому что несогласный, непокорный, неподдающийся. Какие только способы не применяли для достижения этой цели за эти годы: обвинение в финансовых нарушениях, угрозы, запугивание, откровенные предложения «уволиться по собственному или будет хуже».

Наконец, 29 августа 2012 года на меня было заведено уголовное дело «по факту хищения денежных средств в сумме трех тысяч рублей» (оплата двух штрафов по 290-й статье, а не из зарплаты директора). Первый штраф был наложен Госпожнадзором за то, что эксплуатируется второй этаж (это был эпицентр борьбы за этаж, в которой вскоре мы победили), второй штраф наложил  Роспотребнадзор – за то, что в школьных кабинетах нет воды.

Воды у нас там никогда не было и не будет по причине дороговизны и бессмысленности затрат на проведение водопровода в устаревшие помещения. Подобные штрафы и их несправедливость, знаю точно, омрачают в настоящее жизнь практически каждого директора школы.

Кстати сказать, ни одно из предъявленных обвинений в мой адрес по финансовым нарушениям не подтвердилось, а по заведенному уголовному делу мне до сих пор не предъявлено обвинение.

 

Увольнение

 

Тем не менее 10 октября 2012 года меня увольняют по 79 статье ТК РФ, за «неправомерно принятое решение, которое повлекло за собой ущерб имуществу».

Получив уведомление об увольнении при личной встрече с работодателем, я сразу же пошла к адвокату. В процесс моей защиты вступили депутаты Законодательного Собрания Карелии. 11 октября состоялась районная сессия Депутатов Прионежского муниципального района, на которую выехали четыре педагога из школы и выступили в мою поддержку. Депутаты района высказались против моего увольнения. «Протестный» сюжет прошел по карельскому телевидению. Казалось, наш учредитель, он же мой работодатель, должен был услышать и отреагировать на мнение законодательной власти и СМИ. Отреагировал, но как?

12 октября меня восстанавливают в должности. С утра звонком приглашают приехать к работодателю восстановиться в должности. В кабинете Главы Администрации мне вручают постановление о восстановлении в должности и тут же второе постановление об увольнении по статье 278 ТК РФ, которая дает право работодателю расторгнуть трудовой договор с руководителем в одностороннем порядке.

Эта норма, прописанная в статье, появилась недавно, но при применении ее положений работодатель по решению Конституционного Суда все равно должен доказать причину увольнения. То есть ни за что ни про что работодатель уволить руководителя все-таки не имеет права. Также нужно знать, что если увольняемый «не виновен в совершении каких-либо противоправных действий», ему обязаны выплатить выходное пособие в размере трех месячных средних заработков (ст. 279 ТК РФ).

 

Суд

 

Я снова пошла к адвокату – стали готовить исковое заявление в суд, в котором адвокат описала подробно мое несогласие с причиной увольнения и просьбу восстановить на работе. Мы подали иск в суд Прионежского района. В нескольких словах суть искового заявления следующая: восстановить на работе в должности директора, оплатить вынужденный прогул, выплатить полностью то, что не выплатили (из 12 неиспользованных дней отпуска мне оплатили только 5), возместить моральный ущерб.

Задевали и задевают тот цинизм и та неожиданная активность в поиске негатива – в очернении меня как руководителя, как педагога, как человека, которыми сопровождались увольнение и судебное разбирательство.

15 октября в школу на встречу с коллективом приехала комиссия из четырех человек – глава администрации  Прионежского района, начальник управления образования, заместитель начальника управления образования и еще одна девушка, кто она и какую должность занимает, нам не представили. Участники этой группы высказали мне, по-видимому, все накопившееся за годы нашего «сотрудничества». К сожалению, в некоторых выступлениях присутствовала и откровенная ложь в мой адрес. Ощущение: меня попросту облили грязью с головы до ног. Большинство школьных коллег промолчали, выступили только двое.

Первое заседание районного суда было предварительным (22 ноября), потом состоялись еще четыре. Последнее в январе 2013 года. К слушанию привлекались свидетели как одной, так и другой стороны. Ком грязи, замешанной на лжи, нарастал от заседания к заседанию. Оказалось, нужно быть готовым к тому, что кто-то откажется прийти и говорить в вашу защиту, а кого-то специально подготовят, вплоть до того, чтобы дать ложные показания. Видимо, для достижения поставленной цели все средства хороши.

Адвокат, видя происходящее и оценивая тот прессинг, который устроила сторона ответчика, подготовила меня к тому, что решение последнего заседания будет не в нашу пользу.

Много за это время пришлось пережить – от грязи, вранья, откровенной лжи и самого разного рода вымыслов про меня и предательства – до неожиданной поддержки и помощи, самой нечаянной и неожидаемой.

 

После всего

 

Я не сломалась, не упала духом. Сейчас работаю в своей школе учителем информатики. Горжусь тем, что многое хорошее, что есть в школе, это и моих рук дело.

Удивляет до разочаровывающего изумления, что в начале моей истории с увольнением большинство коллектива выступило в мою поддержку, а через два месяца некоторые педагоги вдруг круто поменяли свое мнение, объяснили просто: «Мы боялись говорить тогда открыто». Не понимаю, когда люди были собой: когда защищали меня или когда нападали, выливали свои обиды и даже сочиняли, а по-простому, врали там, где положено говорить «правду и только правду»? Ну, да Бог им судья – зла ни на кого не держу. Но имеет ли право педагог быть вот таким – беспринципным?

Так как сразу было понятно, что в первой инстанции мы не выиграем, адвокат принимает решение подавать апелляционную жалобу.

Почему я пошла дальше? Считаю, что если есть уверенность в творящейся несправедливости, в отсутствии правды, то за них, за правду и справедливость, нужно бороться до конца. Иначе они исчезнут из нашей жизни совсем. По-моему, даже если сначала ты проигрываешь, нельзя позволять себе поблажку – сдаться на милость победителя. Тогда проигрывают все.

 

Несколько советов

 

В этой истории рано ставить точку, но уже есть такой опыт, который позволяет мне дать несколько советов тем, кто оказался в похожей ситуации или, как говорится, вот-вот…

 

Не паникуйте и не падайте духом – оглянитесь вокруг, возьмите тайм-аут. Ищите работу, пробуйте себя в чем-то другом. Главное не застывайте, не уходите в себя. Поверьте, если закрываются одни двери, то пусть не сразу, но откроются другие.

 

Найдите хорошего адвоката, почти как друга (если нужен контакт с таким человеком, обращайтесь).

 

Не рвите связи с настоящими друзьями. Просите помощи и поддержки, не стесняйтесь – настоящий друг всегда придет на помощь.

 

Постоянно работайте на результат в будущем – имейте и получайте хорошее базовое образование, проходите профессиональную переподготовку, совершенствуйте профессиональные навыки, самообразовывайтесь. Не почивайте на лаврах, все в жизни пригодится.

 

Будьте готовы к предательству: многие люди слабы и зависимы. Не держите ни на кого зла и не затаивайте обиду – простите всех, кто вас предал. Поверьте, вы же от этого и выиграете.

 

Кто-то, может быть, прочитав это, скажет: все равно ведь уволили, стоило ли писать об этом? Стоило, поверьте. Это часть моей жизни, которую так просто не вычеркнешь  и не забудешь. Пройдя через этот молох, я приобрела ценный опыт, сделала для себя определенные выводы и, как это ни странно сейчас звучит, готова снова брать жизненные барьеры.

Пусть первая инстанция приняла решение не в мою пользу, это еще не конец истории. Правда все равно будет на стороне правых, я в этом уверена.

 

С уважением ко всем, кто читает эти строки,

Нина Викторовна Морозова

morina@onego.ru

 

Фото Марии Голубевой и из архива Зинаиды Ефловой

 

  • Владимир Малегин

    Предыдущий комментарий подтверждает стиль и уровень некоторых чиновников. Что же Вы прячетесь под псевдонимом «Мария». Если говорите правду, говорите открыто, честно! Назовите в какой сельской школе (деревянной) разрешен учебный процесс на втором этаже?

  • мария

    Все что вы знаете об этом директоре, она придумала о себе, а на самом деле вы о ней ничего не знаете. Коллектив выразил недоверие никудышному директору, значит на то есть основания.

  • Владимир Малегин

    Очень хорошо, что Следственный комитет РФ по РК уведомил, что уголовное дело прекращено ввиду отсутствия состава преступления. Теперь я предлагаю коллег прокомментировать свое видение ситуации: отсутствует состав преступления, но директора школы, которая через суд добилась разрешения работать на втором этаже(единственная в республике),получила бессрочное разрешение контролирующих органов,бессрочную лицензию на образовательную деятельность(чего не было,когда она принимала школу, увольняют по статье 278 ТК РФ. И делается это вопреки решению Конституционного суда, так как работодатель(Глава Администрации Прионежского района) не доказал причину увольнения!
    После обсуждения можно вернуться к моральной стороне решения работодателя. Нужно поставить решительный заслон сговору чиновников, которые идут на все,чтобы убирать неудобных педагогов. Считаю, что таких творческих, преданных своему делу,порядочных личностей как Н. Морозова, работодатель должен хранить как зеницу ока, так как в конечном счете они делают дело. И прекрасные практические результаты этой работы тому доказательство.

    Согласен с Ниной Викторовной: в этой истории рано ставить точку…

  • Петриляйнен Н.В.

    Нина Викторовна,восхищаюсь Вами.Поверьте, жизнь все расставит на свои места. Здоровья Вам, сил для борьбы с «ветряными мельницами».Вы счастливый, свободный человек. Да хранит Вас господь.

  • Морозова Нина Викторовна

    В четверг, 31 января на мой домашний адрес пришло письмо из МВД по РК из Следственного комитета РФ по РК следующего содержания:
    «настоящим уведомляем Вас что уголовное дело в отношении Вас прекращено по п.2 ч.1 ст 24 УК РФ (отсутствие состава преступления)

  • Ефлова З.Б.

    Так уж случилось, что письмо Нины Викторовны попало на страницы Лицея во время разгара страстей вокруг другого события — мирового культурного масштаба — сохранения Кижей — гордости Карелии, России, человечества. Возможно, поэтому история обыкновенного школьного директора не вызывает пока активной реакции общественности. Возможно…
    Однако, заметьте, обе истории смыкаются на одном — на Личности конкретного человека. Один, не уступающий и настаивающий на своем потому, что не привык считаться с обществом и рассчитывает,видимо, на поддержку «своих» — «власть имущих». Другая, не сдающаяся, потому что верит в справедливость, в порядочность и совестливость общества, потому что хочет предупредить и уберечь своих коллег.
    Нина Викторовна, зная Вас,Ваше отношение к делу, Ваш вклад в выживание, сохранение и развитие Деревянкской школы, считаю, что Вы поступаете правильно. Сил Вам моральных, психических, физических и прочих, понимания и поддержки от Значимых для Вас людей!
    Вы сейчас торите путь, который, к сожалению, проходили и другие руководители образования (и директора, и начальники отделов…), но если Вы по нему не пойдете дальше, то таких «путешественников», бредущих в одиночестве под гнетом свершенной несправедливости, подгоняемых хлыстом беззакония, станет еще больше.

  • Вл. Малегин

    В школе на ст. Деревянка мне приходилось бывать не однажды. Давно знаком с Ниной Викторовной Морозовой, но никогда не мог подумать, что эта скромная, интеллигентная женщина обладает такой силой духа, мудростью, волей, терпением! Она всегда приглашала в свой кабинет, рассказывала о школьных делах, благодарила за поддержку, которую мы в меру своих сил оказывали.

    Фойе любой школы — это лицо руководителя. Не скрою, порой бывает скучно, когда только висит расписание уроков, два флага, России и Карелии и два портрета, Президента и губернатора. Когда попадаешь в школу Н. Морозовой, чувствуешь, что здесь жизнь бьет ключом. Видно, что здесь оберегают и развивают школьные традиции, патриотическое воспитание. Висит не только расписание кружков и спортивных секций, но и расписание работы музеев и театров в Петрозаводске в выходные дни. Кругом цветы, интересная информация, стенные газеты, стихи… Директор кропотливым, ежедневным трудом, впитывая все новое, создала работоспособную команду единомышленников, которая участвовала в различных проектах, в том числе и международного уровня, где учились не только дети, но учителя.

    Нина Викторовна одна из немногих приняла участие во Всесоюзном конкурсе «Лучший директор 2010 г.» и даже стала призером первого тура. Быть директором школы, особенно сельской – тяжелый крест. Чего стоит одна борьба с многочисленной армией чиновников разного уровня, которые порой не входят в положение директора. Особой заслугой Нины Викторовны считаю – право пользоваться вторым этажом школы. Я был в шоке, когда увидел, что в соседнем поселке Пай прокуратура запретила учебу на втором этаже. Поэтому директору пришлось организовывать занятие в две смены, это усложнялось тем, что некоторые учителя были приезжими. Возмутительно! Вместо того, чтобы своей властью заставить нерадивых чиновников-управленцев помогать школе, прокуратура оставляет директора один на один со всеми проблемами! Эту психологию и практику надо срочно менять. Проще всего вынести решение и сидеть сложа руки.

    Безусловно, Нина Викторовна педагог-новатор, человек неудобный, имеющий свое мнение, но она человек искренний, преданный своему делу. И поэтому очень печально, что Глава Администрации Прионежского района не нашла мудрости в данном случае. Инициирование уголовных дел по факту «хищения денежных средств» при оплате штрафов показывает, до какой низости могут дойти чиновники, для которых все средства хороши при достижении цели. При этом здравые доводы никто не слышит. Таким унижениям можно подвергнуть практически каждого директора. Это недопустимая практика, нужно что-то менять. Главная задача директора школы организовать образовательный процесс, все остальные — чиновники, общественные организации, родители — должны помогать и способствовать этому.

    Считаю, что предъявлять обвинения по ст.79 ТК РФ к педагогу, который проработал в этой школе тридцать лет и в корне изменил ее к лучшему, просто кощунство!

    Как раз в это же время мне самому пришлось столкнуться с руководством образования Прионежского района. Я передал для показа в школах района передвижную фотовыставку (многолетний проект специально для сельских школ). И когда через неделю увидел в кабинете информационно-аналитического отдела пылящуюся коробку с фотографиями, задал логичный вопрос: «Почему не в школах?» Последовал обескураживающий ответ: «Забирайте ее назад, у нас с вами не заключен договор!» Поддержки у руководителя отдела образования я не нашел. Я представил, как эти чиновники ведут себя с подчиненными, если с независимой общественной организацией они позволяют так поступать!

    Ну и конечно то,что произошло в кабинете высокого чиновника 12 октября 2012 года, когда педагогу-новатору с тридцатилетним стажем, безупречной репутацией вручают документ о восстановлении на работе и тут же увольняют по совершенно формальному праву, но все равно с нарушениями – это уже вопиющий случай, требующий спокойного разбирательства, анализа и принятия соответствующих мер. Чиновники считают, что им все можно, но теряются и очень боятся, когда такой произвол становится гласным. В дальнейшем предлагаю, чтобы вопрос об увольнении любого директора школы рассматривался на коллегии министерства образования РК, с присутствием всех заинтересованных лиц. Понятно, что министру И.Б.Кувшиновой, вышедшей из сельских учителей, профессионалу, человеку, который может слушать и слышит, в силу чрезвычайной загруженности не всегда удается уследить за всем. Но где же был профсоюз учителей, все те, кто долго сотрудничал с этой школой? Много ли у нас таких проверенных, преданных своему делу педагогов-новаторов, у которых на первом месте школа и лишь на втором личная судьба?

    Считаю директоров школ людьми государственной важности. Они формируют мировоззрение наших детей, а от этого зависит наше будущее. Обидно за коллектив школы, который боялся говорить открыто. Отмолчаться не удастся никому!

    Считаю что, Нина Викторовна Морозова сегодня являет собой классический пример того, как достойно нужно вести себя человеку, попавшему в трудное положение в наше непростое время.

    Вл.Малегин КРОО»Карельское образование»

  • Инна

    Вы молодец, настоящий учитель! Жаль тех коллег, кто просто струсил.

  • Жанна

    Вы-большая умница и молодец! Смелый, порядочный и честный человек. Пройдет немного времени и все встанет на свои места. Спасибо Вам.