Интернет-журнал «Лицей»

Дорогая Екатерина Сергеевна

Фото из личного архива
Екатерина Карабешкина

Екатерина Карабешкина преподает в школе русский язык и литературу, летом работает инструктором по туризму, ведет блог в «ЖЖ», а недавно стала дипломантом конкурса рассказа «Сестра таланта»!

 

Встретишь на улице – не поверишь, что учительница: стильная шляпка, бордовые сапоги… Екатерина Сергеевна Карабешкина спешит в петрозаводскую школу № 33, где работает уже третий год. Русский язык и литература – какие еще предметы может вести эта хрупкая романтичная девушка с глазами-озерами?

 

В детстве пела в хоре, сочиняла стихи, занималась спортивным ориентированием и фотографией. Студентку Катю можно было встретить на репетициях театра КГПУ «Миракль», в турклубе ПетрГУ «Сампо». Крутит огонь, летом работает инструктором по туризму, недавно вернулась с Камчатки. Ведет «Живой Журнал» и выпускает школьную газету. Сколько же у нее энергии, планов, идей!

 

 

«Для нас вы всегда первая!»

 

Как можно так увлекаться школой в 25 лет? К восьми утра ходить на работу, заспанным  школьникам сотню раз объяснять про «при и пре», а потом красной пастой снова расставлять непослушные гласные по местам. Вдохновенно рассказывать о Гоголе и вскоре читать в сочинениях, что он «во всех своих повестях показывает нам свой красивый язык»…  Наверное, это призвание.

 

Со второго курса педагогического университета Екатерина знала, что будет учительницей. Но ведь знать мало…

 

– Катя, как думаешь, почему немало выпускников вузов приходят работать в школу, а остаются единицы?

– Наверное, потому что ожидания не совпадают с реальностью. Многие молодые люди после практики думают, что дети будут их слушать, дисциплина будет, останется только к урокам готовиться. Но в школе возникает слишком много задач. Нужно не только проводить интересные уроки, решать воспитательные задачи, чему нас учили в университете, но еще и работать с документами, участвовать в конкурсах, мероприятиях: и школьных, и городских.

 

– Ты хотела уйти из школы?

– Да, хотела. В первый год эта мысль меня не покидала. Казалось, что я не соответствую этой должности. Не справлялась с объемом работы, делала ошибки в журнале, дети частенько проверяли на прочность. Приходила домой и читала книгу Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», только после этого садилась готовиться к урокам. Чувство юмора творит чудеса!

 

Все изменилось после участия в конкурсе «Учитель года». Я ощутила колоссальную поддержку от администрации школы, коллег, учеников. Наконец-то поняла, что работать можно: есть куда стремиться, чему учиться. Вернулась после конкурса в школу, а шестиклассник Магомед мне коробку конфет приносит, а на пакете надпись «Не расстраивайтесь, что заняли второе место, для нас вы всегда первая!».  Было приятно!

 

На конкурсе «Учитель года-2012» Е. Карабешкина заняла второе место в номинации «Дебют». Она представляла урок о карельском сказочнике Василии Фирсове. Ребята узнали о жизни писателя из видео, снятого Екатериной, смотрели мультфильм по сказке «Кутырь-Мутырь», нарисованный шестиклассниками мелом на доске, сами рисовали героев этой сказки в распечатанные книжки.  

 

Удивлять всегда!

 

Что тебе нравится в работе, а что бы ты изменила?

– Нравится находить отклик у детей. Нередко прошу их оценить урок, чтобы держать себя в тонусе: не зря ли 45 минут стояла у доски? Хотелось бы поменьше бумажной работы. Евгений Александрович Ямбург на недавнем семинаре так сказал про это: «Вот почему учителя такие раздражительные? Потому что дети мешают им работать с бумагами!» Так и есть.

 

– Расскажи про этот семинар… 

–  Он проходил с 1 по 5 ноября в поселке Лазаревское в Сочи. В семинаре участвовали победители конкурса «Учитель года России», они делились опытом, показывали мастер-классы, проводили творческие мастерские. Рассказывали об инновационных технологиях, о том, как повысить качество образования. Из Карелии было трое участников: директор Центра развития образования Елена Сергеевна Лоцман, победитель конкурса «Учитель года» в номинации «Дебют» Анна Кривобок и я, занявшая второе место.

 

– Какие идеи показались самыми интересными?     

– Интересное выступление было у Евгения Александровича Ямбурга, директора московского Центра образования № 109. Он убеждал: «Учеников всегда нужно удивлять!» Искать нестандартные подходы, чтобы детям запоминалось на всю жизнь. На примере своей школы рассказал о праздниках. Они отметили юбилей школы в цирке! Учителя удивляли: катались на коньках, на лошадях. Мы смотрели видео с этого события, и до сих пор мурашки по коже от восхищения!

 

Понравилось выступление 26-летнего биологаЮрия Кандалова. Онработает в школе седьмой год. Юрий рассказал о своих ежегодных экспедициях с учениками по реке Клязьме во Владимирской области. Он проводит тренинги на сплочение, многое рассказывает о природе и местности. Вся команда сплавляется по реке. Захотелось попробовать такое и в Карелии!

 

А победитель конкурса «Учитель года России-2013» Андрей Сиденко рассказывал об использовании смартфонов на уроках в образовательных целях. Но мне эта тема показалась далекой – далеко не у всех наших детей есть смартфоны.

 

…На телефоне запела Земфира. Екатерина мягко ответила: «Скоро уже приеду, мы на интервью». Кажется, муж привык, что у  Кати в девятом часу вечера дела.

 

– Ты призер конкурса «Учитель года», прошла отборочный тур в конкурсе методических разработок «Мой лучший урок» и скоро поедешь в Москву защищать этот урок, получила приз жюри конкурса короткого рассказа «Сестра таланта». Это просто полоса везения?

– Не знаю. Конкурсы помогают мне посмотреть на всё, что я делаю, под другим углом. Даже до смешного доходит… Как-то читала рассылку на электронной почте, а там информация о конкурсе на лучший социальный проект. И первая мысль: «А не завалялся ли у меня какой-нибудь проект?» (Смеется). Вообще я долго сомневалась, отправлять ли на конкурс «Сестра таланта» свой рассказ «Гоголь ворочался в гробу», написала его давно. Я самокритичный человек, всегда спрашиваю себя: «Это достойно внимания или нет?». Видимо, это помогает и в конкурсах.

 

 

Учитель с гитарой, дети с телефонами

 

– По-твоему, кто такой современный учитель?

– Он умеет работать в разных сферах: общение, наука, работа с документацией… и ему эта работа нравится. Может рассказать детям историю своего края, обсудить нашумевший фильм или книгу. Владеет технологиями, умеет искать информацию в Интернете. Способен найти подход к каждому ребенку.

 

– Как ты используешь Интернет для работы?

– В Интернете можно проводить веб-квесты – это когда учителя на своих сайтах или в сети «Дневник.ру» вкладывают задания, а школьники ищут ответы, пользуясь ресурсами сети. На уроках, например, на русском я разрешаю ученикам пользоваться телефонами, чтобы проверить, как пишется то или иное слово, выяснить значения слов. В Интернете нахожу интересные способы подачи информации, наглядные пособия, скачиваю фильмы, да много чего.

 

А еще проверяю сочинения на плагиат. Бывает, нахожу… Ну не может  школьник в эссе писать: «Сталинград» – это картина, снятая в лучших традициях голливудского фастфуда…и конечно, не самая сильная работа Федора Бондарчука».Могу распечатать оригинал со ссылкой на источник и вложить в тетрадь. Здесь самое интересное – реакция ученика. Открыл тетрадь. Увидел мою распечатку и работу без оценки, подошел после урока, договорились, что он напишет свой текст. Так что обмануть не так-то просто.

 

– А необычные методы на уроках применяешь?

– Да. Мне нравится работать с видеофайлами. На уроках не посмотришь фильмы целиком, но можно поставить кусочек фильма, сравнить его с отрывком из книги. Снимаю видео сама. Например, можно просто погулять по городу, рассказать, где жил и работал наш карельский писатель, как это было с видео для конкурсного урока. Иногда делаю видеообращение к школьникам. Также  составляем с детьми сборник цитат известных писателей. Забавно, если потом я вижу у учеников эти слова в качестве статусов «ВКонтакте».

 

Школьники помладше любят, когда приношу гитару. Как-то у нас был урок по «Алым парусам» Александра Грина. Принесла гитару, распечатала текст песни, думала споем вместе песню «У синего моря, где бушуют бураны…», многие ее знают. В припеве надо хлопать в ладоши. Я играю, пою и вдруг понимаю, что хлопают в ладоши полтора землекопа. Поднимаю глаза – почти все снимают на телефон!

 

Для пятиклашек делала презентации о правилах русского языка. Сама нарисовала смешных персонажей и вставила их в презентацию, в виде комиксов. Детям стало интереснее изучать правила.

 

– Какие у тебя любимые темы уроков?

– Поэзия серебряного века, рассказы Гоголя, Чехова. Дети читают их с интересом, не мучаются. А еще люблю давать сочинения, в них ребята раскрываются. Даже неудобно бывает ставить двойки за грамотность, когда ученик открыл перед тобой душу…

 

– Как ты находишь контакт с детьми? Есть секрет?

– Наверное, в том, я молодая. Дети видят, что я такой же человек, обычный, у которого бывает разное настроение. В друзьях «ВКонтакте» у меня много учеников. Важно быть в курсе жизни детей, понимать их интересы. У нас в школе есть кружок мягкой игрушки. Как-то задержалась на работе, зашла посмотреть. Там занимаются девчонки из моего пятого класса. Для них было так удивительно: учительница интересуется их жизнью!

 

Бывает, на перемене не успеваю даже число написать на доске. Один подойдет, покажет свой рисунок, второй расскажет, что вчера делал. Третий попросит о чем-то…

Екатерина Сергеевна Карабешкина со своими учениками

 На конкурсе «Учитель года-2012»

 Екатерина Карабешкина на уроке о карельском сказочнике Василии Фирсове

 На семинаре  с Евгением Ямбургом и Анной Кривобок

 Екатерина крутит пои и веера с командой «Плетущие огонь»

 На Камчатке, у извергающегося вулкана Толбачик

 

Фото из личного архива Е. Карабешкиной

 

 

 

 

 

Exit mobile version