Аннотация: В данной статье рассматриваются основные аспекты технологии веб-квестов как сравнительно нового типа проблемных заданий, используемых при обучении иностранным языкам в рамках общей системы непрерывного образования. Кроме того, представлена классификация веб-квестов по Берни Доджу, описаны их структура и функции, а также имеется самостоятельно разработанный веб-квест по теме «Еда», «В ресторане» на четырех языках (русском, английском, немецком и французском).
Как известно, «образование — это право любого человека, открывающее для него новые и дополнительные возможности…»[1]. Нашумевшая Болонская декларация и участие в Болонском процессе предусматривают не только создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее профессиональное образование[2], но и стимулирование активного участия в непрерывном образовании (НО), по праву считающемся характерной чертой современного информационного общества.
Именно НО делает людей более конкурентоспособным на рынке труда, помогает им получать новые необходимые знания, развивать умения и навыки. Одним из наиболее новых, интересных, адаптивных способов их совершенствования является использование в процессе обучения веб-квестов (в переводе с английского web [web] — веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск) [4].
Веб-квест (webquest), разработчиком которого является профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Додж [5], представляет собой некое суперсредство обучения, предполагающее применение креативного подхода, т.е. проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, мониторинг и поиск. С помощью веб-квеста можно с лёгкостью проследить метапредметные результаты, с возможными последующими их коррекцией и развитием, а именно:
— умение четко излагать свою точку зрения, выражать свои мысли;
— корректно участвовать в дискуссии;
— умение искать нужную информацию и отбирать её, критически оценивать;
— способность к учебно-познавательной деятельности;
— способность аналитически оценивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и т. д.
Кроме того, веб-квест может успешно выполнять и профессионально-ориентационную функцию: попробовав себя в какой-либо роли, ученик или студент может определиться с дальнейшим выбором профессии. Поскольку в технологии веб-квестов уже изначально заложен деятельностный подход, вполне понятно, что при выполнении заданий учащиеся не получают никаких готовых ответов, а самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, что помогает
— организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность;
— развивать творческое мышление и навыки решения проблем;
— осуществлять индивидуальный подход к обучаемым;
— тренировать мыслительные способности.
Как известно, веб-квесты могут либо охватывать отдельную проблему, тему, какой-то один учебный предмет, либо быть межпредметными. В этой связи Берни Додж [5] выделяет три основных принципа классификации веб-квестов:
1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные;
2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты;
3. По типу заданий, выполняемых учащимися, веб-квесты могут представлять: пересказ (retelling tasks), компиляционные задачи (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), задачи на самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).
Задания на пересказ (retelling tasks) являются самыми примитивными и представляют собой простейший пример использования Интернета как источника информации. Существует даже мнение о том, что веб-квесты, основанные только на пересказе, нельзя считать веб-квестами [3]. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для веб-квеста при следующих условиях:
— формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, т.е. не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор;
— учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию;
— учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации.
Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и т.д.). Причем творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять индивидуальному самовыражению учащихся.
Говоря о структуре веб-квеста [6, 7], необходимо отметить, что она предполагает следующие элементы:
Введение (Introduction), Заданиe (Task), Выполнение (Process), Оценивание (Evaluation), Заключение (Сonclusion), Использованные материалы (Credits), Комментарии для преподавателя (TeacherPage). Безусловно, данная структура не является чем-то застывшим и используется лишь как основа, которую при необходимости можно варьировать в тех или иных пределах. Любой преподаватель имеет возможность конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников.
Введение (Introduction) – это формулировка темы, описание главных ролей участников, плана работы, сценария всего веб-квеста, либо же его общий обзор.
Заданиe (Task) – это не что иное как четкое, интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата, а именно:
— проблема, или загадка, которую необходимо решить;
— позиция, которую нужно сформулировать и защитить;
— продукт, который нужно создать;
— реферат, который должен быть создан;
— доклад или журналистский отчет;
— творческая работа, презентация, постер и т.д;
Разумеется, любое задание должно быть проблемным, четко формулироваться, иметь познавательную ценность.
Выполнение (Process) — это точное описание основных этапов работы; руководство к действиям; полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, «заготовки» Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.). С методической точки зрения, материал должен отличаться релевантностью и оригинальностью ресурсов; разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличием методической поддержки — вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры необходим адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.
Оценивание (Evaluation) – это не что иное как описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Причем критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в рамках выполняемого задания. Методической оценке подлежат прежде всего адекватность представленных критериев оценки типу веб-квеста, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.
Заключение (Сonclusion) — краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест (здесь должна безусловно прослеживаться взаимосвязь с введением).
Использованные материалы (Credits) — ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Данный раздел вполне можно объединить с разделом Выполнение (Process).
Комментарии/указания для преподавателя (Teacher Page) — такие данные, как:
— происхождение, цели и задачи, значимость веб-квеста;
— возрастная категория задействованных учащихся;
— планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные);
— процесс организации работы над веб-квестом;
— необходимые для проведения работы ресурсы.
A delegation from Germany is going to visit our restaurant.
Dear colleagues, we are asking you to prepare seriously for the guests` arrival.
Remember that the best worker will be awarded with a prize!
With high respect, the chief of the restaurant Vagner.
Roles: the chief-cook, the waiter, the administrator.
A task for the cook: to think of the main dish, to write a receipt and the way of this dish preparing.
Advice: to create a photo-instruction or a presentation, to use photo/videomaterials).
A task for the waiter: to write main clichés and phrases, which are usually used by waiters in the office and while communicating with guests.
Advice: to make up a dialogue or to prepare colorful notes.
A task for the administrator: to learn the gusts` gastronomic preferences, to get acquainted with their traditional kitchen and to present this information to the chief-cook.
Advice: the best variant is a presentation.
Eine Delegation aus Deutschland möchte unser Restaurant besuchen.
Liebe Kollegen, ich bitte Sie, sich auf den Empfang der Gäste sorgfältig vorzubereiten.
Denken Sie daran, dass die beste Mitarbeiterin/ der beste Mitarbeiter eine Auszeichnung erhält.
Mit freundlichen Grüßen
Ihr Leiter/Leiter des Hauses Wagner
Rollengestaltung: eine Chefköchin/ ein Chefkoch, ein Kellner, ein Empfangschef
Aufgabe für die Chefköchin/ den Chefkoch: Sie sollen ein Gericht als Spezialität unseres Hauses erfinden und sein Rezept schreiben, d.h. seine Zubereitungsweise beschreiben.
Unser Tipp: Es wäre wünschenswert, eine Fotoanleitung, eine Power-Point-Präsentation oder Foto- und Videomaterialien zu benutzen.
Aufgabe für die Kellnerin/den Kellner: Sie sollen die wichtigsten Redensarten und Fach- oder Sprachausdrücke schreiben, die für den Sprachverkehr der Kellner mit ihren Gästen typisch sind.
Unser Tipp: es ist wünschenswert, einen Dialog aufzubauen oder farbige Denkzettel zu machen.
Aufgabe für den Empfangschef: Sie sollen sich über die Essgewohnheiten der Gäste aufklären lassen, sich mit ihrer traditionellen Küche bekannt machen und diese Informationen/diese Infos der Chefköchin/ dem Chefkoch zur Verfügung stellen.
Unser Tipp: die beste Darbietungsweise ist eine Präsentation.
Une délégation de l`Allemagne va visiter notre restaurant.
Chers collègues, on vous prie de vous préparer á l`arrivée des hôtes sérieusement.
Notez, que le meilleur employée sera primé!
Avec respect, le chef du restaurant Vagner.
Les roles: un chef-cuisinier, un garçon, un administrateur
Un devoir pour le cuisinier: inventer un plat de la firme, écrire la recette et le mode de la préparation de ce plat.
Un conseil: créer une photo-instruction ou une présentation, user des photo/vidéomatériels.
Un devoir pour un garçon: écrire les clichés et phrases principaux, usés d`habitude par les garçons au travail et en communication avec les hôtes.
Un conseil: composez un dialogue ou préparer les notes coloriées.
Un devoir pour l`administrateur: apprendre les préférances gastronomiques des allemands, faire connaissance de leur cuisine traditionnelle et présenter cette information au chef-cuisinier.
Un conseil: la meilleure variante est la présentation.
В наш ресторан приезжает делегация из Германии.
Уважаемый персонал, просьба серьёзно подготовиться к приезду гостей. Помните, что лучший сотрудник будет удостоен премии!
С уважением, Директор Вагнер.
Роли: шеф-повар, официант, администратор.
Задание для повара: придумать главное блюдо ресторана, написать рецепт и способ приготовления блюда.
Совет: создать фотоинструкции или презентацию, использовать фото/видеоматериалы.
Задание для официанта: написать основные клише и фразы, которые обычно используют официанты на работе и в общении с гостями.
Совет: составить диалог или подготовить красочные памятки.
Задание для администратора: узнать о предпочтениях немцев в еде, ознакомиться с их традиционной кухней и предоставить эту информацию шеф-повару.
Совет: самый оптимальный вариант – презентация.
Возможные критерии оценки:
3 балла — плохо отобранный текст, минимум информации;
4 балла — текст написан понятно, красочно оформлен;
5 баллов — текст написан понятно, красочно оформлен, предоставленная информация интересна читателю, все этапы выполнения веб-квеста тщательно проработаны.
Безусловно, в подобных проблемных заданиях могут использоваться аудио- и видеоматериалы, таблицы, памятки с грамматическими и фонетическими правилами, ссылки на аутентичные статьи, афиши мероприятий, которые интересны ученикам и студентам, Google-тесты, опросники, тематические словарики. Условием же успешного внедрения веб-квестов в процесс изучения иностранных языков как одного из аспектов современной системы непрерывного образования является наличие методического обоснования их создания, чёткого алгоритма интеграции (формулирование задач и установление дедлайнов), необходимого базового языкового уровня для работы с аутентичными ресурсами.
В целом возможность создавать и проводить авторские веб-квесты дает большие преимущества: ведь веб-квест нагляднее, компактнее, удобнее, оперативнее и зачастую интереснее доносит учебную информацию до учеников и студентов. К тому же дистанционное управление учебной деятельностью может значительно облегчить проверку домашних заданий, а, соответственно, и оптимизировать контроль знаний.
Итак, осваивайте новые пространства непрерывного образования и применяйте веб-квесты!
Авторы:
Библиография
- Classification for learning activities: Manual//Eurostat.-N.Y., 2012.
- Dodge B. Creating WebQuests//http://webquest.org/,1999.
- Hopkins T. Understanding Networks for Innovation in Policy and Practice//Networks of Innovation. – OECD, 2012. P.153-161.
- Knowledge Management in Learning Society.- OECD. 2012. P.14.
- [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.citejournal.org/articles/v5i2socialstudies1.pdf, — Загл. с экрана. — Яз. англ.
- Горбунова О.В. Использование технологии веб-квестов в образовательном процессе//http://inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение-квалификации/использование-технологии-веб-квест-в-образовательном-процессе-вариативный-модуль-72-часа/
- О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации//Вестник образования России.- М., 2014.-№ 8.
- [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://idee.ucoz.ru/publ/kvest/idei_sozdanija_kvesta/veb_kvesty/3-1-0-4,- Загл. с экрана. — Яз. рус.
- [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://творческиеработы.рф/webquesthttp://www.kommersant.ru/doc/264469, — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf, — Загл. с экрана. — Яз. рус.
[1] Право на образование (Статья 13), 08/12/99. E/C.12/1999/10, CESCR.
[2] По данным сайта «Статистика российского образования», в 2006 году в вузах насчитывалось 4,1 млн студентов. В 2014 году их стало 6 млн, в том числе в государственных вузах — около 5,1 млн человек. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2644693