Реформы

Учительство ждут перемены

 
{hsimage|В сельской школе. Фото Ирины Ларионовой ||||} Далекая от оптимизма оценка уровня образования в Карелии дана на октябрьской коллегии Министерства образования республики.
 
Средний балл ЕГЭ по математике в Карелии ниже общероссийского, а по русскому языку  лишь немногим выше. До 60% выпускников сельских школ не осваивают госстандарт по химии, физике, биологии, истории, английскому языку
Вслед за повышением зарплаты учителям неизбежно встал вопрос о повышении их профессионального уровня. О формировании системы непрерывного педагогического образования в Карелии  шла речь на октябрьской  коллегии Министерства образования РК, которая прошла в ИПК.
В своем выступлении министр Ирина Кувшинова сделала акцент на формировании конкретных предложений системного характера. Подготовка и переподготовка учительских кадров не отвечает задачам модернизации всей системы образования, сказала она. Министр выделила несколько  ключевых проблем.

Первая проблема. Педагогические кадры не готовы к развитию новых навыков,  способностей и компетентностей своих учеников.

— В России стандарты подготовки педагогов носят негибкий и консервативный характер и не предусматривают достаточного объема практических занятий в реальном учебном процессе по сравнению со многими другими странами, — сказала Ирина Кувшинова. —  Не случайно наиболее распространенным среди учителей объяснением проблем конкретных учащихся является «недостаток способностей ученика», а не слабость методов обучения.
Вторая проблема — связь результата обучения и уровня профессионализма учителя.   
 
{hsimage|На коллегии. Фото Минобразования РК ||||} Статистика тревожная. Если по русскому языку средний балл ЕГЭ по Карели превышает общероссийский (хотя всего на 0,1), то по математике он существенно ниже: 46,1 в Карелии против 47,5 в России. Столь нерадостную картину эксперты объясняют недостаточным уровнем подготовки наших учителей: качество системы образования не может  быть выше качества работающих в ней учителей.
 
Из других предметов наиболее низкие результаты у выпускников по физике и истории. До 60% выпускников сельских школ не осваивают федеральный  компонент государственного образовательного стандарта по химии, физике, биологии, истории, английскому языку.
Главная причина, по оценке министра, кроется в том, что каждый пятый педагог республики не прошел планового повышения квалификации, причем в Кемском районе этот процент почти в 2 раза выше – 38%.  А в Муезерском районе ситуация названа критической: почти 2/3 педагогических и руководящих работников на протяжении  последних  трех лет не повышали свою квалификацию, в Лоухском и Медвежьегорском районах – 25%.
— Если соотнести данную информацию с результатами ЕГЭ, — сказала Ирина Кувшинова, — то по рейтингу среднего тестового балла основных предметов муниципальных систем образования Муезерский район занимает 17 место из 18, Лоухский – 16, Кемский – 15 и Медвежьегорский – 11 место.
Новую модель профессионального педагогического образования предложено построить на следующих принципах: опережающем характере педагогических знаний, технологий и методик, непрерывности, практикоориентированном характере обучения, повышения квалификации, стажировки и аттестации будущих и действующих педагогов и ориентации на результат.
В новой системе непрерывного педагогического образования предусмотрен переход на кредитно-модульный принцип, что означает для учителя возможность выбора места, где он хочет повысить квалификацию —  и это необязательно Карелия. Предусмотрена педагогическая интернатура, за которую на недавних Фрадковских чтениях выступили молодые учителя. Обсуждается также открытие магистратуры по подготовке менеджеров образования.
Обо всем в заметке невозможно рассказать, но очевидно одно: предлагаемые в  непрерывном педагогическом образовании изменения носят революционный характер.
Ректор Карельской государственной педакадемии Сергей Гриппа поддержал резюмирующую часть выступления министра, но призвал продолжить исследование системы непрерывного образования. Ректор ИПК Людмила Ковру привела такой факт: в Карелии создано уже 90 педагогических сетевых сообществ.
{hsimage|Мария Миккоева. Фото Натальи Мешковой ||||} Директор сегежской школы №6  Мария Миккоева в своем эмоциональном выступлении призналась, что больше всего ее беспокоят молодые учителя, высшее образование у них, по ее мнению, условное. Больше всего им не хватает знания  методики, возрастной психологии, опыта работы с особыми детьми. Она считает , что первый год работы в школе может быть только стажировочным.
Обсудить столь важную тему как непрерывное педагогическое образование всесторонне не получилось из-за дефицита времени. Член коллегии Наталья Рузанова предложила учесть это и предлагать к рассмотрению на коллегии меньше вопросов. По моему субъективному впечатлению, для членов коллегии и приглашенных неожиданным оказался уровень откровенности, с которой Ирина Кувшинова говорила о проблемах  качества карельского образования и подготовки учителей.
Материалы к коллегии здесь
 
 
  • gardenia

    Поддержу Людмилу.
    Про цинизм.
    Ни к чему не обязывающие словесные заявления о важности профессии учителя и полная бездеятельность в улучшении жизни учителя демонстрируют чиновничий цинизм и абсолютную незаинтересованность в образовании и воспитании детей.
    Про ценности.
    Дети — самое ценное, что есть у любого народа, потому что они — его будущее. Учитель, как человек, который каждый день фактически влияет на формирование этого будущего (это так, как бы пафосно оно ни звучало), не должен иметь такую унизительную зарплату (если, конечно, государство заинтересовано в своем будущем). Иначе быстро наступает выгорание. И не только от интеллектуального, физического и психического напряжения, которые являются спутниками учительской профессии, но и от перманентного безденежья и материальной неустроенности. Какой оптимизм? Какое творчество?
    Про престижность профессии.
    Можно сколь угодно долго рассуждать с трибун и заклинать публику о престижности профессии учителя. Не «катит». Престижная профессия так не оплачивается. Это известно даже пятиклассникам. А тем более — выпускникам школ, многие из которых рассматривают педвуз как «запасной аэродром» на случай абитуриентской неудачи. А то, что педвузы берут практически всех, кто принес им документы, и при этом все равно испытывают недобор студентов, тоже ни для кого не секрет. Отсюда и низкий уровень подготовки учителей:студенты педвузов изначально не ориентированы на работу в школе; за время учебы мотивация также не возникает, увы.
    Про чувства.
    Очень грустно и тоскливо от этого всего. При слове «школа» горечь наполняет душу. Пишу об этом с болью.
    Про перспективы.
    «Пока в государстве не будут чувствовать себя благополучно учитель, священник и врач, до тех пор государство обречено»(с).

  • Людмила

    У нас как всегда перепутали причины и следствия.Начинать нужно с изменения отношения государства к профессии учителя.А потом реформировать педагогическое образование в ВУЗах. Не думаю, что вузовские преподаватели так быстро перестроились. Их тоже нужно переучивать и повышать их квалификацию.Институты повышения квалификации тоже нуждаются в серьезном обновлении кадров.
    Результаты, которые мы имеем свидетельствуют о глубоком кризисе всей системы образования и ее составляющих.