Интернет-журнал «Лицей»

Пьем по утрам остаток темной ночи…


Как научить детей составлению метафор

У кандидата педагогических наук Татьяны Александровны Сидорчук более 30 экспериментальных площадок. Ее методические системы по развитию речи, познавательных способностей, мыслительных умений дают впечатляющие результаты. И, конечно, мы планируем публиковать на страницах журнала ее методические разработки. Начинаем с простого. Этот материал был одним из первых в серии работ по синтезу малых форм.

 

Аннотация

Прочитав эту статью, Вы узнаете три простых алгоритма синтеза метафор, научитесь составлять метафоры, пользуясь этими алгоритмами и сможете научить этому детей, начиная с дошкольного возраста.

 

Красиво говорить не запретишь, а если не умеешь, то можно ли этому научиться?

 

Итак, детский сад, а может быть рекламное бюро, а не все ли равно… Учиться-то надо всем! Давайте попробуем поизобретать метафоры. Правда, многие утверждают, что данное умение только от врожденных способностей. Возьмем и поспорим.

Для приличного спора нужны доказательства. Будем их добывать! Итак, если рассматривать метафору «как перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обеих составляющих» (Советский энциклопедический словарь», М., 1983 г. стр. 794), то для начала надо взять объект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим. Например, дождь — капает (льет или течет) как что? Может быть, капель или водопад. Все зависит от задач говорящего. Детям нравится сравнение со слезами. Получается, «дождь течет как слезы». Красиво? Нет предела совершенству. Возьмем и усилим! Дождь идет откуда? «Из туч… С неба…» Второе мыслительное действие: соединение сравнения с местом происходящего — вот вам первая модель составления метафор. Что же с нашим дождем? А это вообще-то «слезы неба», или «водопад туч», или «капель небосклона».

Давайте потренируемся. Возьмем близлежащие, стоящие, висящие предметы и вместо унылых обозначений типа «…а не повесить ли нам новую люстру?» скажем: «Зажжем-ка «потолочное солнце» (люстра светит как солнце; люстра где находится — под потолком; результат: люстра — это «потолочное солнце»), или вместо обычной фразы: «Достань-ка из холодильника колбасу» сказать: «Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего холода…» (холодильник — ледяной как айсберг; холодильник где находится? В доме. Метафора: «домашний айсберг». Усиление: колбаса тоже холодная и, не называя ее, указать только основное свойство). Благодаря этой модели можно получить и «луговое солнце» (одуванчики), и «тротуарное зеркало» (лужа) — так составляют метафоры дети 6-7 лет. А вот фразы педагогов, освоивших модель: «Я боюсь в дождливую погоду сверкания «небесных глаз» (молния)… Или: «Мне приятно вечером освежать лицо прохладой «утреннего тумана» (крем)».

Понравилось? Тогда продолжим и отработаем еще одну модель составления метафор. Теперь объектом будет «кофе», выделим его основное свойство — «темное» (черное, крепкое, густое или еще какое-то), переведем прилагательное в существительное и сравним с другим предметом, где выявленное свойство ярко выражено, например: «чернота как ночью» или «темнота как во сне». Получаем: «кофе-чернота ночи». А если метафору вставить в текст: «Я пью по утрам «черноту ночи» или «Дай мне утром до капли испить «темноту сна».

И опять тренинг. В ушах у Золушки был «блеск инея» или «сияние звезд» (сережки — блестят — блеск как у чего еще? как у инея; метафора: «блеск инея»). Папа держит в руках «новости дня» (газета — новая — новость — бывает днем; метафора: «газета — новость дня»). Мама повесила на окно «пестроту полянки» (занавеска — пестрая — пестрота как у поляны; метафора: занавеска — это «пестрота полянки»). Вторая модель позволяет детям сказать: глаза — «звезды лица», холодильник — «кухонный айсберг», тюль -«облако окна» или «кружева зимы». Фраза звучит более чем заманчиво: «Пить «желтизну солнца» (апельсиновый сок)» и: «Закусывать «мягкостью поля» (хлеб)».

И совсем весело становится от третьей модели составления метафор. Скорее это даже загадки или дразнилки. Как бы дети это словотворчество ни называли, все же фактически вы ходим на образное сравнение.

Составляем метафору на какой-либо объект, например, фломастер. Необходимо обозначить действия, которые он (или с помощью него) производит (-ся): оставляет след, красит, пишет, теряется и т.п. Теперь позовем на помощь уменьшительно-ласкательный суффикс -лк- и каждое из названных слов превращаем в «дразнильное». Фломастер теперь у нас: «красилка, писалка, терялка, цветооставлялка и др.» Но это не все. Можно собрать целые «дразнильные» загадки или метафоры стихотворного характера. Итак, фломастер у нас:

«Не тыкалка, не кидалка, а цветоразмывалка»;
или лопата:
«Не ломалка, не швырялка, а картофелеубиралка»;
или бантик на голове у Маши:
«Не терялка, не пачкалка, а головоукрашалка»;
апельсин:
«Не брызгалка, не каталка, а витаминодержалка»;
собачка:
«Не кусалка, не рычалка, а весело хвостом вилялка».

Эти и другие метафоры придумали дети 5-7 лет и их воспитатели научно-методического центра развивающего обучения Ульяновска.

Присоединяйтесь!

Об авторе.  Сидорчук Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, ТРИЗ-специалист, лауреат Корчаковской премии, доцент кафедры дошкольного образования ИПК, Ульяновск.

 

Exit mobile version