Наша очередная цель — научить детей использовать свои пять чувств для решения различных задач.
Город Пяти Чувств
Чтобы попасть в Город Пяти Чувств, надо пройти через Ворота Завязанных Глаз. Выбираем ребенка-проводника, завязываем ему глаза. Я достаю из сумки колокольчик или дудочку, флакончик духов, открытые баночки с сахаром и солью одинакового помола. По звуку, запаху, на ощупь, на вкус проводник должен определить, что за предметы ему предлагаются. Дети объясняют, какое чувство помогло им определить предмет.
Делаем вывод. У человека имеется пять чувств — пять органов чувств и, соответственно, пять способов что-либо обнаружить.
Пять чувств — пять улиц в городе.
Улица «Зрение»Упражнение 3.1.— Посмотрим на предмет и опишем, каким мы его видим (не только форму, цвет, размер, вещество, но и другие признаки, например, рельеф, прозрачность). Организуем соревнование: какая команда (например, какой ряд учеников), глядя на предмет, составит самую длинную загадку? Число признаков считаем фишками или другим способом. Самую длинную загадку поселим в самый большой домик. |
Упражнение 3.1.
— Посмотрим на предмет и опишем, каким мы его видим (не только форму, цвет, размер, вещество, но и другие признаки, например, рельеф, прозрачность).
Организуем соревнование: какая команда (например, какой ряд учеников), глядя на предмет, составит самую длинную загадку? Число признаков считаем фишками или другим способом. Самую длинную загадку поселим в самый большой домик.
Улица «Слух»— Живущие здесь предметы можно отгадать по звучанию. Но сейчас на улице тишина, все звуки попрятались. Что же нам делать? Чтобы услышать загадочный предмет, надо чтобы он звучал. А загадки, испугавшись нас, все смолкли… Решаем затаиться и помолчать. Может быть, загадки подумают, что мы ушли, и зазвучат снова? Упражнение 3.3.— Давайте закроем глаза, будем сидеть тихо-тихо и послушаем, какой звук появится и с какой стороны… Услышали: слева – свист, справа – шуршание, с середины комнаты – стук. — Значит, в домике слева ряда живут предметы, умеющие свистеть. Те, кто сидят слева, отгадайте обитателей домика. Аналогичное задание сидящим справа и в центре. |
Упражнение 3.4.
— У меня в руках детское ведерко. Оно умеет грохотать, поэтому было поселено в один домик с танками, пушками и пулеметами. Ведерко просит подыскать ему другую квартиру. Вопрос: что можно сделать с ведерком, чтобы оно научилось издавать более мирные звуки?
Решаем налить в ведерко воду. Теперь оно будет булькать и сможет жить вместе с ручейком и водопроводным краном.
Здесь же изучаем природу звука. Наблюдаем, как звучат дрожащие предметы, как дрожит наше горло, когда мы произносим звук, моделируем человечками (с помощью самих детей) колебания в твердой, жидкой, газообразной среде. Делаем выводы о том, где звук распространяется лучше и где хуже. Для закрепления темы играем со спичечным телефоном. Опыты, которые можно предложить детям, описаны в книжке Сикорука «Физика для малышей»[1].
Улица «Осязание»Какими бывают предметы на ощупь? Острыми, тупыми, гладкими, твердыми, мягкими, теплыми, холодными, скользкими, шероховатыми, сплошными, дырявыми… Упражнение 3.5.На столе картонный домик со снятой крышкой. Предлагаю желающим пощупать жильцов домика. Первый ученик получает задание: найти гладкий предмет, назвать его, достать и показать всем. Нащупал гладкий предмет — получаешь очко. Следующее задание — найти мягкий предмет и т.д. Для старших детей усложним задачу: нащупать предмет, отличающийся двумя признаками (например, мягкий и шероховатый), затем — тремя признаками и т.д. |
Улица «Обоняние»Заселяем домик предметами, которые приятно пахнут. Пытаемся отличить по запаху разные сорта духов и одеколона, моделируем человечками, как пахнут духи. |
Улица «Вкус»Заселяем кислый, сладкий, пресный, соленый домики. Пытаемся отличить на вкус ягоды брусники от клюквы. Задания могут быть самыми разными, важно только действительно включить, нагрузить все пять чувств, показать детям их необходимость. |
И снова Центральная площадь
Как и в предыдущем городе, народ здесь веселится, играет и загадывает друг другу разные загадки. Пройти на площадь можно только с каким-нибудь объектом или его копией – рисунком или фотографией. Раздаем детям предметы или картинки с их изображением, стараемся, чтобы предметы не повторялись. Отдельный запас предметов держим при себе – для собственных загадок.
Играем в игры.
1) «Мои друзья»
— Мои друзья те, кто имеет сладкий вкус. Бегите ко мне, мои друзья (подбегают дети, у которых картинки с изображениями торта, конфеты, арбуза, банана и т.п.).
— Мои друзья те, кто по размеру больше мышки.
— … кто имеет приятный запах.
— … кто издает громкие звуки.
— … кто имеет красный цвет и жидких человечков в своем составе.
2) «Теремок»
— Я – барабан. Я живу в теремке и зову вас в гости. Но пущу к себе я не всякого, а только того, кто докажет, что чем-то на меня похож.
— Тук-тук, я ворона. Пусти меня к себе жить.
— Чем ты на меня похожа?
— Я тоже громкий звук издаю… И т.п.
3) «Витрина да-нет».
Размещаем все рисунки на доске. Это наш товар, мы покупаем его с помощью вопросов. Купить можно только то, что загадал «продавец», отгадав «товар». Чем больше вопросов придется задать, тем «товар» дороже. После каждого вопроса лишние предметы убираются с «витрины».
Загадан стакан.
— Это сделано руками человека?
— Да (с витрины убираются все природные объекты).
— Его носят в сумке?
— Нет (убираются очки, помада, кошелек…)
— Он стеклянный?
— Да… – И т.п.
Здесь же продолжаем загадывать загадки по табличкам, только теперь кроме известных раньше признаков (форма, цвет…), появляются новые. Возможные вопросы: как звучит? Какой на ощупь? Чем пахнет? Какой на вкус? Правила игры те же, что и в предыдущей теме.
Объект (элемент) |
Имена признаков (вопросы) |
Значения признаков (ответы) |
Яблоко | ? | Шарообразное |
? | Гладкое | |
? | кисло-сладкое |
Мне задали три вопроса про яблоко. На первый я ответила «шарообразное», на второй – «гладкое», на третий – «кисло-сладкое». Какие вопросы мне задали? (Какой оно формы? Какое по рельефу? Какое на вкус?)
Здесь пора выяснить, что вопросы в таких табличках могут занимать различные места. Например, так:
Объект |
Вопросы |
Ответы |
Яблоко | по форме | ? |
? | Гладкое | |
на вкус | ? |
Или так:
Объект |
Вопросы |
Ответы |
? | ? | Шарообразное |
по рельефу | ? | |
? | кисло-сладкое | |
? | красное, желтое или зеленое |
С младшими школьниками можно уже на этом этапе начать решение задач на обнаружение. Скажем, на улице «Вкус» ищем способ обнаружить выпадение пломбы из зуба. (Ответ – под пломбу предварительно закладывается вещество с сильным вкусом, например сахарин).
При решении таких задач детям дается опора – 5 способов обнаружить – и небольшой алгоритм из наводящих вопросов.
Промежуточные итоги
Город Пяти Чувств поможет значительно расширить спектр признаков, которые используются для изучения и описания (а значит – и для загадывания) объектов окружающего мира. Для работы с этими признаками дети «включат» вся анализаторы. Это важно – очень часто в обучении мы опираемся, в основном, на зрительные образы и опора, а многие малыши – кинестетики, воспринимающие мир «на ощупь». В помощь взрослым в приложении дается таблица, в которой сопоставлены признаки и анализаторы.
На этом этапе обратим внимание взрослых на варианты заданий, которые получали дети в ходе путешествия.
- Задания–загадки на основе описательных табличек. Дети и отгадывают их, и составляют самостоятельно.
- Задания, требующие определения признаков предмета, объединения предметов по общим признакам.
- Задания, требующие изменения признака.
-
Игровые задания, в которых требуется собрать объекты по признаку, узнать объект по набору признаков, узнать объект с помощью вопросов, сужая поисковое поле.
- Задания, в которых необходимо придумать способ обнаружения объекта по какому-либо признаку.
[1] Сикорук Л.Л. Физика для малышей. — М.: Педагогика, 1983. — 173 с.