«Я и дыротык, и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?»
В этом городе мы сможем научить детей видеть функции предметов — главные и второстепенные, явные и скрытые.
Названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например, расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по этому же принципу названия другим вещам — выйдут загадки. Что такое затемнялки? (шторы.) Освещалка? (лампочка.) И т. п.
Упражнение 7.1
Загадаем описанным способом: зеркало, телевизор, молоток, ложку.
Жители следующего домика более разговорчивые. Они готовы поведать обо всех делах, на какие только способны. Вот что сообщает один из них: «Я и дыротык, и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?» (карандаш)
Упражнение 7.2
— Придумайте самую длинную загадку о кирпиче, называя всевозможные применения этого предмета.
Упражнение 7.3
— Обратная задача. В домике живут все предметы, с помощью которых можно рисовать. Кто живет в домике? (Не только фломастеры, краски, ручки, мел, но и палочка с песком, и растительные красители, и кофейная гуща и др.)
Упражнение 7.4
Нужно загадать известного героя сказки или мультфильма и, не говоря ни слова, одними только жестами, действиями, помочь товарищам отгадать загадку.
Пример — ученик кладет одноклассника на стул, делает вид, что «строгает» его, потом «вытягивает» ему длинный нос. Ясно: он изображает папу Карло.
Упражнение 7.5
Игра наоборот. Один ребенок показывает какое-либо действие, другой — противоположное. Затем все решают, как одному человеку делать одновременно оба действия. Так возникает новая загадка.
Пример. Показываю действие — вязание. Дети жестами распускают изделие. Далее решаем: как и распускать и вязать в одно и то же время. (Вместо клубка ниток для вязания шапки использовать старую кофту, распуская ее по ходу дела.)