ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Страна Загадок

Страна Загадок+. Глава 4

Город Похожестей и Непохожестей
Город Похожестей и Непохожестей

Как развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления?

Город Похожестей и Непохожестей

В Городе Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет — каждому найдется место.

Чтобы попасть в город, требуется пропуск.

Упражнение 4.1.

— У меня в руках меховая шапка. На что она похожа?

Возможные ответы: на котенка, крокодила, сугроб снега, медвежью берлогу. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, допустим, именно на крокодила: «С какой стороны надо смотреть, чтобы крокодила увидеть? А где у него хвост? Под водой? А что он сейчас делает? И т.д.»

Когда каждый ряд учеников получил свой пропуск, заходим в город. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.

Упражнение 4.2.

На доске — опора. Составим по ней загадку.

На что похоже?   

 

Чем отличается?

На балерину НО Неживой
На зонтик От дождя не укроет
На гриб Несъедобный

Пример — загадка о маленьком настольном волчке: «Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?».

Внимание!

Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.

В другом домике предметы поступают иначе – они рассказывают, чем именно (какими признаками) похож на них герой загадки.

Упражнение 4.3.

На доске — новая опора.

Какой? (Что делает?)  

 

Что такое же?   

Светит А НЕ Лампа
Тает Снег
Капает Дождь

Пример — загадка о свечке. Разделив каждую пару слов связкой «а не», получим загадку: «Светит, а не лампа; тает, а не снег; капает, а не дождь».

Какие формы работы можно предложить? Как и прежде, составляем загадки коллективно для одного отгадывающего (но можно и для группы). Здесь мы не используем составление загадок в уме, т.к. эти загадки предполагают кропотливую работу над словом. Лучше разбить детей на группы и организовать между ними соревнование. Для индивидуальной работы нужно дать детям бланки. На одной стороне пишем загадку, на другой – ответ.