Интернет-журнал «Лицей»

Рисуем мысли

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения через интеллект-карты

Светлана Малова на уроке

Можно ли нарисовать мысли? Таким вопросом задались  ученики начальной школы под руководством кандидата педагогических наук Елены Александровны Бершадской, изучающие новые методы работы с информацией.

Интеллект-карта помогает не только увидеть, как люди думают, но и научить делать это более эффективно.

Аннотация

Познакомившись со статьей, читатель узнаето новом способе переработки и предъявлении учебной информации, основанном на методе интеллект-карт, получит представление о возможностях его применения для достижения предметных результатов и формирования универсальных учебных действий. Определит своё отношение к предлагаемому способу организации учебной деятельности, научится моделировать учебный процесс на основе метода интеллект-карт.

 

Сегодня в копилке каждого учителя много приёмов и способов получения информации обратной связи о знаниях, умениях и навыках учеников. Однако все учителя соглашаются с тем фактом, что механизмы восприятия, переработки и сохранения информации человеческим мозгом скрыты от наблюдения, поэтому управлять этими механизмами трудно. Многие проблемы в обучении, особенно у детей младшего школьного возраста, могут быть решены, будь они своевременно обнаружены. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Он отображает мыслительную деятельность графическими средствами в виде интеллект-карт. Деятельность становится наблюдаемой, а значит и управляемой. Более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся в процессе деятельности. Это и общеучебные умения, и умения личностного характера, и коммуникативные умения. Таким образом можно без преувеличения сказать, что метод интеллект-карт это инструмент и обучения, и диагностики обученности. Ни один из известных методов, способов и приёмов, используемых в учебном процессе, не обладает такими уникальными особенностями.

Рис. 1. Интеллект-карта «Путешествие»

Чтобы читатель смог получить предварительные представления о методе, проиллюстрируем процесс составления интеллект-карты  на примере представленной работы (рисунок 1). В центре листа бумаги, будущей интеллект-карты, располагается описываемый объект (тема, понятие, предмет и т.п.), представленный в образной форме — это центральный образ (в нашем случае это тема «Путешествие»). Он рождает многочисленным ассоциациям. От центрального образа расходятся ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральный образ это ключевые слова (КТО путешествует, КАК путешествует, КУДА поедет, ЦЕЛЬ путешествия). Они являются содержательной основой интеллект-карты. С каждым ключевым словом могут быть связаны ассоциации, которые на карте отображаются ветками второго уровня. Например, с ключевым словом КАК путешествовать, ассоциируются слова: пешком, по морю, на автомобиле, на самолёте, и т.п., это слова ассоциации второго уровня, каждое из которых располагается на своём ответвлении. С вторичными ассоциациями могут быть связаны ассоциации третьего уровня и т.д. Каждому слову-ассоциации подбирается адекватный графический образ, который обогащает ассоциацию и способствует лучшему запоминанию содержания интеллект-карты. Таким образом смысловая нагрузка карты задаётся ключевыми словами и словами-ассоциациями от них, а структура ключевыми ветками и ответвлениями от них. Чем больше адекватных слов-ассоциаций использовано в карте, тем глубже проработан центральный образ. Чем точнее изображены ключевые ветки и их ответвления, тем структурнее уложился в сознании человека материал[1].

С основами метода интеллект-карт и его применением в учебном процессе можно ознакомиться более подробно на сайте  http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32.

Далее читатель узнает, как мы с ребятами использовали метод интеллект-карт на уроках литературного чтения, работая над произведением А. Милна «Винни-Пух и все, все, все». Нужно отметить, что дети были предварительно ознакомлены с методом и обучены рисовать карты на примере бытовых (не учебных) понятий. Знакомство не заняло много времени двух уроков хватило, чтобы дети поняли суть метода и смогли использовать его на уроках.

При работе с произведением мы планировали решить следующие задачи:

·      выявить структуру произведения;

·      выделить и уточнить существенные и второстепенные характеристики  (признаки) героев или персонажей;

·      установить связь между персонажами и событиями, в которых они принимают участие;

·      установить связь между словесными и образными представлениями персонажей, событий.

Для решения этих задач мы и воспользовались методом интеллект-карт.

Чтобы установить связь между словесными и образными представлениями персонажей и событий, происходящих с ними, мы по мере работы с текстом рисовали сюжетные картинки, изготавливали поделки. При использовании таких средств выразительности у детей активизировались образные представления, развивалось умение воссоздавать образы в соответствии с авторским текстом. Это умение в дальнейшем, при построении интеллект-карт о персонажах оказалось очень важным.  

Рис. 2. Таблица признаков и имен признаков

На основе сюжетных картинок  подготовили презентацию. Она помогла сжато и в то же время целостно представить все истории про Винни-пуха и его друзей,  вспомнить основные события, в которых максимально раскрывался характер персонажей, накопить ассоциации. Озвучивая слайды, дети называли признаки персонажей. Например: кролик серый, хорошо воспитан, аккуратен, живёт в норе, имеет семью, помогает Винни-Пуху выбраться из безвыходного положения. Признаки, названные детьми, записывались, по ним находились имена признаков. Записи оформлялись в виде таблицы (рисунок 2). Кролик серый, длинноухий, косоглазый – это признаки  внешности. Хорошо воспитан, аккуратен – это признаки характера. Так  было выявлено, что о каждом персонаже можно сказать про поступки, семью, дом, друзей, характер и внешность – это ключевые слова, или основные ветви в структуре интеллект-карты.

Рис. 3. Я выделила все признаки, которые характеризуют ослика Иа-Иа

Дальнейшая индивидуальная работа с таблицей  (рисунок  3) позволила каждому ребёнку выделить и уточнить существенные и второстепенные характеристики  (признаки) того персонажа, которому  он симпатизировал. Однако не все дети смогли выявить признаки своего персонажа в полном объёме. Об этом стало известно, когда дети объединились в малые группы для дальнейшей работы.

Работа в малых группах (3 — 4 человека) была организована с целью формирования у детей умений взаимоконтроля, коррекции и коммуникации. Дети, объединившись в группы по общему персонажу, должны были нарисовать интеллект-карту о нём. Но прежде они должны были сравнить друг у друга выбранные из таблицы признаки и в случае их несовпадения либо обосновать справедливость своего выбора, либо согласиться с выбором других. Нужно отметить, что дети в группах сумели договориться друг с другом и работа по построению интеллект-карт прошла дружно и оживлённо (рисунки 4-5).

Рис.4. Работа в малых группах на интеллект-картой Кролика
Рис. 5. Работа в малых группах на интеллект-картой об ослике Иа-Иа

Каждый член группы был занят: кто-то рисовал ветви, кто-то вписывал на них слова, кто-то подрисовывал к этим словам образы. Потом все дружно разукрашивали карту, «оживляли» её, думали над связями между персонажем и событиями, которые с ним происходили, показывали эти связи стрелками. Например, почему персонаж так поступил – потому что такой характер, почему такой характер – потому что одинок…

Рис.6. Групповая интеллект-карта об ослике Иа-Иа
Рис.7. Групповая интеллект-карта о кролике

Работая над интеллект-картами, ребята «проживали» вместе с любимцем его жизнь –  несли признаки в группу, размахивая руками,  как Сова крыльями; похрюкивая, как Пятачок; подпрыгивая, как Кролик. Мы даже группы называли: совы, ослики, пятачки и т.д. Так, играя, дети незаметно для себя обучались анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать, обобщать информацию. Переводить её из текстового формата в графический, связывать между собой. Кроме этого дети учились сотрудничать: слушать и слышать, помогать и поддерживать, оценивать и корректировать друг друга.

 


[1] Модель применения метода интеллект-карт в образовании // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (178 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2010. – Вып. 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – 2,23 Мб.

 

Об авторе:  Малова Светлана Викторовна, учитель начальных классов Центра Образования №429 Соколиная гора г. Москва

Exit mobile version