метод интеллект-карт

Рисуем мысли

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения через интеллект-карты

Светлана Малова на уроке
Светлана Малова на уроке

Можно ли нарисовать мысли? Таким вопросом задались  ученики начальной школы под руководством кандидата педагогических наук Елены Александровны Бершадской, изучающие новые методы работы с информацией.

Интеллект-карта помогает не только увидеть, как люди думают, но и научить делать это более эффективно.

Аннотация

Познакомившись со статьей, читатель узнаето новом способе переработки и предъявлении учебной информации, основанном на методе интеллект-карт, получит представление о возможностях его применения для достижения предметных результатов и формирования универсальных учебных действий. Определит своё отношение к предлагаемому способу организации учебной деятельности, научится моделировать учебный процесс на основе метода интеллект-карт.

 

Сегодня в копилке каждого учителя много приёмов и способов получения информации обратной связи о знаниях, умениях и навыках учеников. Однако все учителя соглашаются с тем фактом, что механизмы восприятия, переработки и сохранения информации человеческим мозгом скрыты от наблюдения, поэтому управлять этими механизмами трудно. Многие проблемы в обучении, особенно у детей младшего школьного возраста, могут быть решены, будь они своевременно обнаружены. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Он отображает мыслительную деятельность графическими средствами в виде интеллект-карт. Деятельность становится наблюдаемой, а значит и управляемой. Более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся в процессе деятельности. Это и общеучебные умения, и умения личностного характера, и коммуникативные умения. Таким образом можно без преувеличения сказать, что метод интеллект-карт это инструмент и обучения, и диагностики обученности. Ни один из известных методов, способов и приёмов, используемых в учебном процессе, не обладает такими уникальными особенностями.

Рисунок 1
Рис. 1. Интеллект-карта «Путешествие»

Чтобы читатель смог получить предварительные представления о методе, проиллюстрируем процесс составления интеллект-карты  на примере представленной работы (рисунок 1). В центре листа бумаги, будущей интеллект-карты, располагается описываемый объект (тема, понятие, предмет и т.п.), представленный в образной форме — это центральный образ (в нашем случае это тема «Путешествие»). Он рождает многочисленным ассоциациям. От центрального образа расходятся ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральный образ это ключевые слова (КТО путешествует, КАК путешествует, КУДА поедет, ЦЕЛЬ путешествия). Они являются содержательной основой интеллект-карты. С каждым ключевым словом могут быть связаны ассоциации, которые на карте отображаются ветками второго уровня. Например, с ключевым словом КАК путешествовать, ассоциируются слова: пешком, по морю, на автомобиле, на самолёте, и т.п., это слова ассоциации второго уровня, каждое из которых располагается на своём ответвлении. С вторичными ассоциациями могут быть связаны ассоциации третьего уровня и т.д. Каждому слову-ассоциации подбирается адекватный графический образ, который обогащает ассоциацию и способствует лучшему запоминанию содержания интеллект-карты. Таким образом смысловая нагрузка карты задаётся ключевыми словами и словами-ассоциациями от них, а структура ключевыми ветками и ответвлениями от них. Чем больше адекватных слов-ассоциаций использовано в карте, тем глубже проработан центральный образ. Чем точнее изображены ключевые ветки и их ответвления, тем структурнее уложился в сознании человека материал[1].

С основами метода интеллект-карт и его применением в учебном процессе можно ознакомиться более подробно на сайте  http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32.

Далее читатель узнает, как мы с ребятами использовали метод интеллект-карт на уроках литературного чтения, работая над произведением А. Милна «Винни-Пух и все, все, все». Нужно отметить, что дети были предварительно ознакомлены с методом и обучены рисовать карты на примере бытовых (не учебных) понятий. Знакомство не заняло много времени двух уроков хватило, чтобы дети поняли суть метода и смогли использовать его на уроках.

При работе с произведением мы планировали решить следующие задачи:

·      выявить структуру произведения;

·      выделить и уточнить существенные и второстепенные характеристики  (признаки) героев или персонажей;

·      установить связь между персонажами и событиями, в которых они принимают участие;

·      установить связь между словесными и образными представлениями персонажей, событий.

Для решения этих задач мы и воспользовались методом интеллект-карт.

Чтобы установить связь между словесными и образными представлениями персонажей и событий, происходящих с ними, мы по мере работы с текстом рисовали сюжетные картинки, изготавливали поделки. При использовании таких средств выразительности у детей активизировались образные представления, развивалось умение воссоздавать образы в соответствии с авторским текстом. Это умение в дальнейшем, при построении интеллект-карт о персонажах оказалось очень важным.  

Рис. 2. Таблица признаков и имен признаков
Рис. 2. Таблица признаков и имен признаков

На основе сюжетных картинок  подготовили презентацию. Она помогла сжато и в то же время целостно представить все истории про Винни-пуха и его друзей,  вспомнить основные события, в которых максимально раскрывался характер персонажей, накопить ассоциации. Озвучивая слайды, дети называли признаки персонажей. Например: кролик серый, хорошо воспитан, аккуратен, живёт в норе, имеет семью, помогает Винни-Пуху выбраться из безвыходного положения. Признаки, названные детьми, записывались, по ним находились имена признаков. Записи оформлялись в виде таблицы (рисунок 2). Кролик серый, длинноухий, косоглазый – это признаки  внешности. Хорошо воспитан, аккуратен – это признаки характера. Так  было выявлено, что о каждом персонаже можно сказать про поступки, семью, дом, друзей, характер и внешность – это ключевые слова, или основные ветви в структуре интеллект-карты.

Рис. 3. Я выделила все признаки, которые характеризуют ослика Иа-Иа
Рис. 3. Я выделила все признаки, которые характеризуют ослика Иа-Иа

Дальнейшая индивидуальная работа с таблицей  (рисунок  3) позволила каждому ребёнку выделить и уточнить существенные и второстепенные характеристики  (признаки) того персонажа, которому  он симпатизировал. Однако не все дети смогли выявить признаки своего персонажа в полном объёме. Об этом стало известно, когда дети объединились в малые группы для дальнейшей работы.

Работа в малых группах (3 — 4 человека) была организована с целью формирования у детей умений взаимоконтроля, коррекции и коммуникации. Дети, объединившись в группы по общему персонажу, должны были нарисовать интеллект-карту о нём. Но прежде они должны были сравнить друг у друга выбранные из таблицы признаки и в случае их несовпадения либо обосновать справедливость своего выбора, либо согласиться с выбором других. Нужно отметить, что дети в группах сумели договориться друг с другом и работа по построению интеллект-карт прошла дружно и оживлённо (рисунки 4-5).

Рис.4. Работа в малых группах на интеллект-картой Кролика
Рис.4. Работа в малых группах на интеллект-картой Кролика
Рис. 5. Работа в малых группах на интеллект-картой об ослике Иа-Иа
Рис. 5. Работа в малых группах на интеллект-картой об ослике Иа-Иа

Каждый член группы был занят: кто-то рисовал ветви, кто-то вписывал на них слова, кто-то подрисовывал к этим словам образы. Потом все дружно разукрашивали карту, «оживляли» её, думали над связями между персонажем и событиями, которые с ним происходили, показывали эти связи стрелками. Например, почему персонаж так поступил – потому что такой характер, почему такой характер – потому что одинок…

Рис.6. Групповая интеллект-карта об ослике Иа-Иа
Рис.6. Групповая интеллект-карта об ослике Иа-Иа
Рис.7. Групповая интеллект-карта о кролике
Рис.7. Групповая интеллект-карта о кролике

Работая над интеллект-картами, ребята «проживали» вместе с любимцем его жизнь –  несли признаки в группу, размахивая руками,  как Сова крыльями; похрюкивая, как Пятачок; подпрыгивая, как Кролик. Мы даже группы называли: совы, ослики, пятачки и т.д. Так, играя, дети незаметно для себя обучались анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать, обобщать информацию. Переводить её из текстового формата в графический, связывать между собой. Кроме этого дети учились сотрудничать: слушать и слышать, помогать и поддерживать, оценивать и корректировать друг друга.

 


[1] Модель применения метода интеллект-карт в образовании // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (178 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2010. – Вып. 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – 2,23 Мб.

 

Об авторе:  Малова Светлана Викторовна, учитель начальных классов Центра Образования №429 Соколиная гора г. Москва

  • Т. Шестова

    Мы с трудом справляемся с объемом информации. Говорят, если бы человек из 19 века попал в нынешний, он бы погиб от переизбытка информации. Научить детей ориентироваться в информационном обществе очень важно. И действительно думать об этом надо еще в начальных классах.