Метод интеллект-карт как способ достижения предметных результатов в курсе «Литературное чтение»
Связно рассказать о прочитанном, выразить словами свои эмоции и чувства — часто это под силу одному-двум ученикам в классе. Метод интеллект-карт в корне меняет ситуацию, предоставляя каждому ребенку сообразный с его природой способ восприятия, обработки и представления информации.
Аннотация
Познакомившись с этой статьей, читатель узнает о новом способе переработки информации, содержащейся в тексте литературного произведения, получит представление о возможностях его применения для достижения предметных результатов и формирования универсальных учебных действий. Определит своё отношение к предлагаемому способу организации учебной деятельности, получит возможность научиться моделировать учебный процесс на основе метода интеллект-карт.
Чтение ‒ один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» ‒ это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом[1]. Литературное чтение объединяет два основных направления в обучении ‒ приобретение речевых навыков и умений и изучение художественных произведений. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младших школьников, подразумевающей умение воспринимать и перерабатывать информацию, содержащуюся в текстах различного характера. То, как учащиеся анализируют прочитанный текст, характеризуют героев произведения, обсуждают мотивы их поведения, соотнося их с принятыми нормами, осознают смысл прочитанного, формулируют основную мысль текста, и является читательской компетенцией или предметными результатами изучения курса «Литературное чтение».
В методическом аппарате курса выстроена система вопросов и заданий для достижения предметных результатов. В основном это разнообразные виды работы с текстом: ответы на вопросы по содержанию текста; воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике; подробный и выборочный пересказ прочитанного; установление последовательности действия в произведении; самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами); установление взаимосвязи смысловых частей текста и т.п. Каждое из перечисленных действий, как правило, выполняется отдельно от других. Опыт показывает, что многие виды работ с текстом можно объединить, если воспользоваться методом интеллект-карт. На его основе, используя графические средства, учащиеся анализируют прочитанный текст, характеризуют героев по их описанию, поступкам, обсуждают мотивы их поведения, осознают смысл прочитанного, устанавливают смысловые взаимосвязи практически одновременно. Благодаря графическим средствам метода интеллект-карт деятельность учащихся становится наблюдаемой и, следовательно, управляемой, т.е. своевременно корректируемой учителем.
С основами метода и его применением в учебном процессе можно ознакомиться более подробно на сайте[2] и в статье «Рисуем мысли»[3].
Опишем, как с помощью метода интеллект-карт учащиеся достигали предметных результатов при изучении произведения В. Бианки «Мышонок Пик» (УМК «Школа России», 3-й класс, раздел «Люби живое»). Основным приёмам (законам) построения интеллект-карт дети были обучены заранее. Эти приёмы несложные, они легко запоминаются и воспроизводятся. Обучение не заняло много времени – двух уроков, цветных мелков учителю, цветных карандашей и двух листов бумаги формата А4 каждому ребёнку хватило, чтобы усвоить суть метода.
Предметными результатами изучения произведения являются следующие умения учащихся:
· формулирование основной мысли произведения;
· составление простого и сложного плана текста;
· самостоятельное нахождение ключевых слов;
· самостоятельное формулирование характеристик героя (внешний вид, черты характера и поступки, мысли героя);
· воссоздание образов в соответствии с авторским текстом;
· воссоздание ситуаций, в которых характер героя раскрывается с наибольшей полнотой;
· формулирование личного отношения к прочитанному, к герою;
· понимание и определение личных эмоций.
Проанализируем отдельные интеллект-карты учащихся на предмет отображения в них перечисленных умений (рисунок 1).
В середине листа бумаги ребёнок изображает главного героя произведения – мышонка Пика, который является центральным элементом интеллект-карты (именно с этого элемента и начинается её построение). Далее ребёнок составляет план текста, используя графические средства. На рисунке этот план представлен в виде чёткой разветвлённой структуры карты, построенной на пяти ключевых словах: внешний вид, характер, приключения, домик, пища. По ним ребёнок раскрывает и персонаж, и содержание произведения. Достаточно подробно описывает портрет героя, выбирая из текста нужные слова и размещая их на ветке внешний вид. Характеризует мышонка по его действиям и поступкам в той или иной ситуации, заполняя ветку характер. Рассказывает о приключениях, в которых характер мышонка раскрывается с наибольшей полнотой. Работая с текстом, выбирает ключевые слова для заполнения веток домик и пища. Так постепенно ребёнок наполняет структуру карты ключевым содержанием, используя для этого не только слова, но и рисунки (гнёздышко, чайка, змея, розовый язычок, молоко, мёд). Такой способ повествования даёт возможность ребёнку глубже проанализировать авторский текст, осознать смысл прочитанного. Графика даёт возможность продемонстрировать важное умение – устанавливать смысловые взаимосвязи частей текста, которые ребёнок изображает пунктирными стрелками на рисунке. Например, ребёнок понимает и показывает, что характер главного героя проявляется в том, как он преодолевает опасности в приключениях, ищет себе пищу и укрытие. Что облик мышонка – маленький, худенький, порезанное ушко – это результат скитаний и отсутствие полноценного питания, и т.д. Ещё одна возможность графики, которая позволяет ученику отобразить личные эмоции – это использование цвета в оформлении интеллект-карты. Если для этого ребёнок выбирает яркие сочные цвета (в большинстве случаев это так), рисует карту аккуратно и с любовью, то можно судить о его положительном эмоциональном настрое.
Так, рисуя интеллект-карту, ребёнок демонстрирует не только вышеуказанные умения, но и познавательные универсальные действия: анализ, сравнение, классификация, синтез, систематизация, обобщение, установление связей.
Важно отметить, что интеллект-карта является хорошей опорой ребёнку при воспроизведении авторского текста, воссоздании сюжетных ситуаций и образов. Опыт использования интеллект-карт в данном аспекте показывает, что, имея такую опору, ребёнок с удовольствием подробно и связно раскрывает содержание текста даже если в его карте почти нет ключевых слов, а только рисунки (рисунок 2) или слова сокращены до двух-трёх букв (рисунок 3). Таким образом можно с уверенностью сказать, что составлние ребёнком рассказа с опорой на интеллект-карту способствует развитию монологической речи.
В заключение добавим, что способ переработки информации, основанный на методе интеллект-карт позволяет достигать предметных результатов и в других областях, например, в курсе «Окружающий мир».
Об авторах: Бершадская Елена Александровна, к.п.н., доцент кафедры развития образования АПК и ППРО;
Лахова Любовь Алексеевна, ЦО 429 «Соколиная гора» г. Москва, учитель начальных классов высшей категории.