Интернет-журнал «Лицей»

Мыслить системно с первого класса

Как сформировать у детей целостное восприятие учебного материала? Рассмотрим метод интеллект-карт как средство формирования системного мышления.

 

Аннотация

В статье рассматривается эффективный способ изучения и систематизации учебной информации, основанный на технологии интеллект-карт; продемонстрирована возможность применения технологии для формирования общеучебных универсальных учебных действий первоклассников – познавательных, регулятивных, коммуникативных; приведён пример организации учебной деятельности на основе технологии интеллект-карт.

 

В первом классе учебный материал, как правило, преподносится небольшими порциями. Это обусловлено особенностями мышления, внимания и памяти первоклассников. Как при этом добиться, чтобы усваиваемые ребёнком знания не оказались фрагментарными? Как сформировать у детей умение мыслить системно, обобщая, систематизируя и понимая учебный материал? 

Интересным инструментом, позволяющим эффективно решить обозначенные выше проблемы, является технология интеллект-карт, на основании которой мы спроектировали систему уроков в параллели первых классов для изучения темы «Родная страна» (УМК «Перспектива»). Отличительной особенностью предлагаемого нами подхода является изначальная ориентация на целостное восприятие изучаемой темы. Возможно ли это, если материал преподносится порциями?

Обратимся к программе курса «Окружающий мир» для 1 класса, согласно которой на изучение темы «Родная страна» отводится 8 часов учебного времени, это четыре недели. Если идти традиционным путём, то на каждом уроке первоклассники будут последовательно знакомиться с новыми отдельными фрагментами этой темы, всё меньше удерживая в уме изученное ранее. И это понятно, ведь мышление первоклассника преимущественно наглядно-образное. Не очень эффективной оказывается и актуализация знаний, которая позволяет опереться лишь на материал предыдущего урока. Кроме того, она отнимает много времени и не даёт полной информации о готовности всех детей к изучению нового материала. Как правило, при фронтальном опросе руки поднимают наиболее активные дети. В результате к моменту изучения фрагмента темы «Красная книга России» школьники зачастую с трудом вспоминают названия народов, населяющих Россию. Чтобы свести к минимуму обозначенные недостатки, предлагаем на основе технологии интеллект-карт системно подойти к изучению темы, сразу обозначив и графически зафиксировав весь объём изучаемого материала.

Для уроков  в рамках указанной темы у каждого ребёнка должны быть: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, клей, ножницы и один лист бумаги формата А3. Первый урок мы посвящаем обзору темы, цель которого – знакомство с содержанием изучаемого материала, и составление его графической структуры. Обзор включает в себя:

1)      знакомство с содержанием темы, расположенным в конце учебника;

2)      поиск соответствующих параграфов по указанным в содержании страницам;

3)      просмотр картинок с комментированием отдельных из них;

4)      выявление непонятных слов и уточнение их значений;

5)      ответы на вопросы  учителя.

 

В ходе обзора дети получают первичные представления о содержании всей темы, знакомятся с новой информацией о стране, в которой проживают, узнают известные факты, в результате чего ощущают причастность к тому, что написано и изображено в учебнике. Такая деятельность способствует повышению интереса к изучаемой теме (внутренняя мотивация) и, как следствие, к побуждению мыслительной активности.

По завершении обзора переходим к составлению графической структуры изучаемой темы для создания её целостного наглядного образа. Выделяем ключевое понятие – «Россия», о котором будем говорить на протяжении всего времени, отведённого программой, и подбираем к нему соответствующий графический образ. Примером такого образа может быть карта Российской Федерации, расположенная в учебнике на развороте страниц 40-41, с которым дети соглашаются. Затем выдаём каждому ребёнку заранее заготовленные цветные картинки карты России для наклеивания на лист бумаги формата А3. Точно такую же картинку используем в интеллект-карте, которую строим параллельно с детьми либо на ватмане, закреплённом на доске, либо на экране, работая в специальной программе ConceptDraw Mindmap Professional 4.5 Rus с помощью компьютера. Мы строили карту вместе с детьми, постоянно комментируя свои действия. Итак, формируем центральный образ интеллект-карты (рис. 1).

Рис. 1. Центральный образ темы

 

Далее, опираясь на результаты обзора, выявляем основные характеристики, раскрывающие содержание понятия «Россия»,  подводим детей к выводу:

 

1. У России есть отличительные знаки – СИМВОЛЫ, Москва – столица России;

2. В России проживает много народностей – НАРОДЫ;

3. Россия разнообразна условиями жизни – ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ;

4. В различных природных зонах России проживают разные ЖИВОТНЫЕ;

5. В различных природных зонах России растут разные РАСТЕНИЯ;

6. Некоторые животные и растения России находятся на грани исчезновения. Список их – КРАСНАЯ КНИГА;

7. Природа России это богатство, которое нужно беречь и охранять – ОХРАНА  ПРИРОДЫ.

 

Выявленные характеристики, с одной стороны, составляют содержательную основу понятия «Россия», а с другой стороны – структуру интеллект-карты с центральным образом «Россия», построением которой мы и завершаем первый урок. Таким образом, в конце урока дети имеют наглядный образ той темы, которую им предстоит изучить, видят её структуру, последовательность изучения и понимают её логику (рис. 2).

Рис. 2. Структура темы

 

Дальнейшая работа детей очевидна – это последовательное заполнение ветвей соответствующей информацией из учебника, рабочей тетради, других источников и установление объективной связи между элементами этой информации. Так, например, на втором уроке необходимо заполнить ветвь СИМВОЛЫ. Опираясь на материал учебника уже во второй раз (первый раз мы делали это при обзоре темы), другие источники, в ходе беседы выясняем, что символами России являются Гимн, флаг, герб. Обстоятельно комментируем рисунки, читаем и разбираем текст Гимна, под фонограмму поём некоторые строки из него. Затем, добавив три ответвления (по количеству символов) к ветви СИМВОЛЫ, приклеиваем к ним или рисуем от руки соответствующие графические образы, фиксируя, таким образом новую информацию. Флаг России можно нарисовать цветными карандашами, а герб и текст Гимна лучше наклеить, заранее подобрав картинки (рис. 3). Оставшееся время урока посвящаем изучению параграфа «Москва – столица России», подчёркивая, что это тоже символ страны.

 

Рис. 3. Заполнение ветвей конкретной информацией. Работа над темой «Символы России»

 

Аналогично организуется деятельность детей и на последующих уроках, только для каждого из них ребёнок самостоятельно заранее подготавливает материал, с которым ему предстоит работать. Нужно отметить, что такой подход существенно экономит время урока. В первом классе дети ещё не очень быстро и качественно умеют вырезать картинки, поэтому будет лучше, если это сделать дома, не спеша и аккуратно. Например, картинки к третьему уроку для заполнения ветви НАРОДЫ можно вырезать дома из рабочей тетради, или найти в других источниках. Сейчас почти в каждой семье есть компьютер с выходом в Интернет, где можно найти недостающую информацию. Бывает, что кто-то из детей не имеет возможности подготовить материал к уроку (о таких детях учитель всегда знает), поэтому учителю всегда необходимо иметь запасной материал.  Если ребёнок не смог найти подходящую картинку, и у учителя её тоже нет, то можно сделать рисунок цветными карандашами в соответствующем месте интеллект-карты. К концу третьего урока она выглядит примерно так, как изображено на рис. 4.

Рис. 4. Карта с заполненными ветвями по темам «Символы России» и «Народы России»

 

Не следует полагать, что вся работа детей сводится к наклеиванию или рисованию картинок. Это лишь фиксация образов, за которыми стоит вся информация, которая анализируется и обсуждается с детьми на уроке. Роль графического образа в данном случае огромна, особенно для первоклассника, мышление которого наглядно-образное, как мы уже говорили ранее. Адекватный рисунок или картинка побуждают ребёнка к адекватному ассоциированию и, как правило, к лучшему запоминанию и пониманию темы. Очень важно и то, что добавляя в интеллект-карту на последующих уроках новые образы, ребёнок видит и то, что было зафиксировано ранее, вспоминая тем самым предыдущий материал. Более того ребёнок видит направление своей дальнейшей работы, у него включаются процессы предварительного обдумывания, тем самым повышается мыслительная  активность.

Так от урока к уроку постепенно заполняются все ветви. На четвёртом уроке заполняется ветвь ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ, на пятом – ветви ЖИВОТНЫЕ и РАСТЕНИЯ, шестой урок посвящаем ветви КРАСНАЯ КНИГА, аналогично с детальными обсуждениями на седьмом уроке заполняем ветвь ОХРАНА ПРИРОДЫ и говорим о заповедных тропинках. Мы не будем в статье показывать графические результаты каждого урока, думаем, что идея понятна. А вот результаты того, что получается к концу седьмого урока, предлагаем посмотреть на рис. 5.

Рис. 5. Интеллект-карта «Россия» с заполненными ветвями

 

На этом можно было бы поставить точку, ведь содержательная основа темы полностью раскрыта и отображена обобщённым рисунком – интеллект-картой. Но мы ещё не сделали главного, не связали всё в единую систему. Для этого нам и понадобился последний восьмой урок по программе – обобщающий. Таким он был и у нас, но работали мы по-другому. Мы устанавливали связи между отдельными элементами (картинками) интеллект-карты, и делали это на основании вопросов, которые задавали детям. Ответы на вопросы дети сначала давали устно, а затем фиксировали их в интеллект-картах с помощью двухсторонних стрелок (рис. 6). Например, где живут якуты, чукчи? Почему вы так думаете? На каком транспорте они ездят? Можно ли охотиться на зубра? Почему вы так думаете?

Рис. 6. Интеллект-карта с установленными связями

 

На рисунке показаны лишь отдельные связи. Чем больше таких связей ребёнок сможет найти и отобразить самостоятельно, тем лучше он понимает контекст, тем целостнее и  системнее видит тему. По изображённым на карте стрелкам-связям можно восстановить и понять ход рассуждений ребёнка, выявить их логику или отсутствие её. Эта особенность технологии позволяет учителю своевременно обнаружить когнитивные затруднения отдельного ребёнка и оказать ему необходимую помощь.

 

Приводим пример детской работы, выполненной в описанной технологии за время, отведённое программой (рис. 7).

Рис. 7. Пример детской работы

 

В завершение добавим, что используя в дальнейшем интеллект-карту как опору, дети свободно и с удовольствием воспроизводят её содержание.

 

Об авторах:

Бершадская Елена Александровна, к.п.н., доцент ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, г. Москва;

Соколова Ирина Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 1583, г. Москва.

 

Exit mobile version