Интернет-журнал «Лицей»

О чём мечтают художники

В Петрозаводске  открылись две камерные выставки.

Одна из них, в зале коллегий Министерства культуры РК, посвящена Великому Новгороду, авторы — Нелли Григорьева и Валентин Чекмасов. Вторая в Доме куклы Татьяны Калининой  –  юбилейная экспозиция Татьяны Красовской.

Нелли Григорьева и Валентин Чекмасов
Самые главные ценители – друзья по цеху. Борис Поморцев

Летом прошлого года наши известные художники Нелли Григорьева и Валентин Сергеевич Чекмасов были участниками крупного пленэра в Великом Новгороде, где участвовали более двадцати художников из разных регионов России. После десяти дней непрерывного творчества и общей выставки в новгородском музее работы ждали своего часа в петрозаводских мастерских. И вот графический  и живописный Новгород представлен на суд  зрителей. Правда, в основном это зритель особый, те, кто бывают в Министерстве культуры. К сожалению, никто из специалистов  Министерства культуры не пришел на вернисаж, наверное, некогда было.

В. Чекмасов. Грозовое небо. Десятинный монастырь
Н. Григорьева. Новгородский сюжет

–  Ну, да художники все равно творить не перестанут. Они фанаты своего дела, –  сказал на вернисаже народный художник Валентин Чекмасов. –  Для них лишь бы крыша над головой была да кусок хлеба.

 

Почти так же когда-то писал поэт Велемир Хлебников: «Мне надо мало, краюшку хлеба, да каплю молока. Да это небо, да эти облака!»

 

Художники на вернисаже поделились своими впечатлениями от поездки в древний город. Эти милые дворики, созданные в неожиданном для новгородцев ракурсе, златоглавые   древние  храмы, колокольни, на полотнах живого классика Чекмасова, как его называют,  выглядят монументально, основательно, строго и  торжественно.

 

В графике  Григорьевой, наоборот,  есть ощущение сиюминутной жизни, ее горячего дыхания. Вот только прошел дождь, в луже отразился купол, по дороге  бредет бабушка с двумя козочками. А на переднем плане мольберт, за ним древняя церковь – сама вечность – и чувствуется  добрый и чуткий взгляд художника.

 

Потом за чашкой чая художники размечтались, каждый о своем. О чем же мечтают карельские художники? Куда потратили бы они свой условный миллион, если бы он у них был. Валентин Сергеевич построил бы дом-галерею для своих произведений, с небольшим кафе-холлом, куда приглашал бы гостей на чашку кофе. А Нелли Григорьева, как бывший сотрудник Министерства соцзащиты,  потратила бы его на создание столовой для голодных. И еще она непременно устроила бы творческую дачу для художников на берегу Белого моря.

 

Татьяна Красовская, председатель Карельского отделения Творческого союза художников России, приехала в Карелию много лет назад  с юга. Детство ее прошло в городе Грозном, Карелия стала новым домом, возможно, именно поэтому она с таким воодушевлением пишет карельский пейзаж. В ее юбилейную экспозицию «Краски Севера», представленную в художественной галерее «Дом куклы имени Татьяны Калининой», вошли произведения разных лет. В основном это виды  красивейших мест Карелии. Недаром, один из гостей в книге отзывов написал:  «Очень красивые картины. Сочные краски, сочетание Севера и Юга».

Татьяна Красовская на вернисаже
Т.Красовская. Старый город. Вид на Онежскую губу
Т. Красовская. Кижи

Наряду с пейзажами здесь можно увидеть натюрморт и картины-фантазии.  Но зрителю вроде меня, избалованному и пресыщенному карельским пейзажем,  настоящей изюминкой в экспозиции показались два небольших живописных полотна, посвященных старому Петрозаводску.

 

–  Что-то не припомню, чтобы кто-то из местных художников писал старый дореволюционный Петрозаводск, –  поделилась я своим предположением с Валентином Чекмасовым, и оказалась посрамленной. Выяснилось, что уже целых два года стоят бесхозными в мастерской мэтра  два панорамных произведения старого Петрозаводска, написанных  специально для залов  мэрии.  И  показал эти два пейзажа, на одном из которых сюжет практически тот же, что и у Татьяны Красовской, только выполнены  они в разной художественной манере и в разном размере.  У Татьяны город очень романтичный, у Валентина Сергеевича более реалистический. На другом пейзаже  Чекмасова изображен Александровский (Онежский) завод. Основой для картин послужили известные фотографии, сделанные мастером светописи Сергеем Прокудиным-Горским в начале прошлого века.

В. Чекмасов у своей картины, посвященной дореволюционному Петрозаводску

Так что тема старого Петрозаводска жива и востребована. Эти произведения должны, как мне кажется, находиться в таких местах, как Национальная библиотека, мэрия, да и любое другое помещение вполне могут украсить, напоминая об истории нашего города.

Фото автора

Exit mobile version