В Петрозаводске открылись две камерные выставки.
Одна из них, в зале коллегий Министерства культуры РК, посвящена Великому Новгороду, авторы — Нелли Григорьева и Валентин Чекмасов. Вторая в Доме куклы Татьяны Калининой – юбилейная экспозиция Татьяны Красовской.


Летом прошлого года наши известные художники Нелли Григорьева и Валентин Сергеевич Чекмасов были участниками крупного пленэра в Великом Новгороде, где участвовали более двадцати художников из разных регионов России. После десяти дней непрерывного творчества и общей выставки в новгородском музее работы ждали своего часа в петрозаводских мастерских. И вот графический и живописный Новгород представлен на суд зрителей. Правда, в основном это зритель особый, те, кто бывают в Министерстве культуры. К сожалению, никто из специалистов Министерства культуры не пришел на вернисаж, наверное, некогда было.


– Ну, да художники все равно творить не перестанут. Они фанаты своего дела, – сказал на вернисаже народный художник Валентин Чекмасов. – Для них лишь бы крыша над головой была да кусок хлеба.
Почти так же когда-то писал поэт Велемир Хлебников: «Мне надо мало, краюшку хлеба, да каплю молока. Да это небо, да эти облака!»
Художники на вернисаже поделились своими впечатлениями от поездки в древний город. Эти милые дворики, созданные в неожиданном для новгородцев ракурсе, златоглавые древние храмы, колокольни, на полотнах живого классика Чекмасова, как его называют, выглядят монументально, основательно, строго и торжественно.
В графике Григорьевой, наоборот, есть ощущение сиюминутной жизни, ее горячего дыхания. Вот только прошел дождь, в луже отразился купол, по дороге бредет бабушка с двумя козочками. А на переднем плане мольберт, за ним древняя церковь – сама вечность – и чувствуется добрый и чуткий взгляд художника.
Потом за чашкой чая художники размечтались, каждый о своем. О чем же мечтают карельские художники? Куда потратили бы они свой условный миллион, если бы он у них был. Валентин Сергеевич построил бы дом-галерею для своих произведений, с небольшим кафе-холлом, куда приглашал бы гостей на чашку кофе. А Нелли Григорьева, как бывший сотрудник Министерства соцзащиты, потратила бы его на создание столовой для голодных. И еще она непременно устроила бы творческую дачу для художников на берегу Белого моря.
Татьяна Красовская, председатель Карельского отделения Творческого союза художников России, приехала в Карелию много лет назад с юга. Детство ее прошло в городе Грозном, Карелия стала новым домом, возможно, именно поэтому она с таким воодушевлением пишет карельский пейзаж. В ее юбилейную экспозицию «Краски Севера», представленную в художественной галерее «Дом куклы имени Татьяны Калининой», вошли произведения разных лет. В основном это виды красивейших мест Карелии. Недаром, один из гостей в книге отзывов написал: «Очень красивые картины. Сочные краски, сочетание Севера и Юга».



Наряду с пейзажами здесь можно увидеть натюрморт и картины-фантазии. Но зрителю вроде меня, избалованному и пресыщенному карельским пейзажем, настоящей изюминкой в экспозиции показались два небольших живописных полотна, посвященных старому Петрозаводску.
– Что-то не припомню, чтобы кто-то из местных художников писал старый дореволюционный Петрозаводск, – поделилась я своим предположением с Валентином Чекмасовым, и оказалась посрамленной. Выяснилось, что уже целых два года стоят бесхозными в мастерской мэтра два панорамных произведения старого Петрозаводска, написанных специально для залов мэрии. И показал эти два пейзажа, на одном из которых сюжет практически тот же, что и у Татьяны Красовской, только выполнены они в разной художественной манере и в разном размере. У Татьяны город очень романтичный, у Валентина Сергеевича более реалистический. На другом пейзаже Чекмасова изображен Александровский (Онежский) завод. Основой для картин послужили известные фотографии, сделанные мастером светописи Сергеем Прокудиным-Горским в начале прошлого века.

Так что тема старого Петрозаводска жива и востребована. Эти произведения должны, как мне кажется, находиться в таких местах, как Национальная библиотека, мэрия, да и любое другое помещение вполне могут украсить, напоминая об истории нашего города.
Фото автора