Интернет-журнал «Лицей»

«Вот когда мы это сделаем, вопросы пропадут»

Рустам Кадиров (слева) с товарищем на защите проекта по восстановлению вывески в Соломенном
Рустам Кадиров (справа) с товарищем на защите проекта по восстановлению вывески «Почта» в Соломенном

В Петрозаводске есть молодые активисты, восстанавливающие советские неоновые вывески. Романтики XXI века? Анастасия Болдырева решила выяснить, кто они, есть ли у них поддержка и главное — зачем им это нужно.

Роман Молодцев: «Я не склонен недооценивать людей»

Рома Молодцев (справа) с товарищем

Сначала встретились с Ромой Молодцевым, организатором восстановления вывески «Магазин» на улице Дзержинского.  Его группа Вконтакте: https://vk.com/ptzneonsigns.

— Привет, расскажи о себе…

— Я Рома!

— Чем ты занимаешься? Какое у тебя образование? Худграф?

— Неоконченное высшее. Филология.

— О, я тоже филолог. Почему-то думала, что ты строитель или художник…

— Это долгая история, я не находил себе места, не знал, как себя применить… Если честно, в 2019 году я пропустил момент хайпа с вывеской на Дзержинского и подошел к этому делу, не обладая организаторскими навыками, сейчас с этим получше.

Демонтаж вывески «Магазин» на ул. Дзержинского
Эскиз вывески «Магазин»

Изначально затея была такая: отресторить (восстановить. — авт.) выставку магазина и повесить ее обратно. Потом это превратилось в головную боль, проводил один раз голосование среди жильцов, чтобы они приняли вывеску в собственность дома. Это один из путей того, как восстановить вывеску… Но я провел голосование в июле, это было неудачное время. Сейчас ищу другие способы.

В какой-то момент я понял, что так дело оставлять нельзя: новостей нет, решил обратить внимание людей, какие еще вывески в Петрозаводске есть, начал с осени того года постить (размещать в соцсетях. — авт.): «Смотрите, один неон тут, другой неон там…» Все это безумно круто, красиво. Затем в феврале я поехал фотографировать вывеску на территории Станкостроительного завода, в карантинные времена там бегал, видел ее, прихожу, а ее нет. Понял, что если ничего не делать, то все старые вывески просто выкинут.

— А откуда вообще появился интерес к вывескам? Ты учился на филфаке, гулял по городу, увидел вывеску…

— Да нет, я еще школьником ее увидел, подумал: «О, прикольная висит». Было такое, что гулял по городу и любовался: ой, какая избушка, какой домик. Можно сказать, в какой-то момент я решил изучать город, изучил в какой-то степени, хотя не скажу, что я краевед.

— В Припяти восстановили вывеску ДК «Энергетик». А в других городах видел что-то подобное?

— Я увидел пример  успешного восстановления вывески в Сыктывкаре. Иногда предприниматели берутся за восстановление старых вывесок, но чтоб краудфандингом (народный сбор средств — авт.) — нет.

— Расскажи про историю с вывеской магазина. Сложно было общаться с жильцами?

— Да, была смешная история. Мы с подругой обходили квартиры жильцов в доме на Дзержинского, рассказывали, что собираемся сделать. Староста дома ответила, что это не наследие, не история, нужно выкинуть,  мол, «демонтировали и слава богу». Я ответил: «Так это я демонтировал». Мне сказали: «Спасибо, что демонтировал. Все, до свидания».

— Может быть, жильцы боятся, что им придется платить. Кто будет оплачивать электричество?

— Магазин «Папирус».

—  А с другими городскими вывесками, наверное, это невозможно?

— Священный грааль — это вывеска Дома быта, а так вообще хотя бы на Дзержинского закончить.

— Сколько стоит восстановить вывеску?

— По старым ценам 80 тысяч. Это только лампы с трансформаторами. Без учета монтажа, покраски. Мне удалось договориться, что ремонт металлоконструкции будет бесплатным.

— А у нас в городе все лампы в удручающем состоянии?

— Да, в 90-е случилась смута, за вывесками перестали следить. Например, на Дзержинского был щиток над вывеской для защиты от снега и льда. В какой-то момент этого щитка не стало и вышло так, что все лампы были разбиты. Вообще неоновые лампы, если их не разбивать, могут прослужить сотню лет.

— Сейчас есть сбор средств?

— Да, есть общий фонд в комьюнити в Вконтакте.

— В Петрозаводске было много вывесок?

— Да, расскажу про некоторые. Нам разрешили делать что угодно с вывеской «Миру-мир», которая висела на территории Авторемзавода. Мы посмотрели, что с ней можно сделать. (в момент, когда брала интервью, Роман показывал мне: «Мы сняли целого голубя, поедем смотреть, какого он был цвета»). Кстати, сейчас на Автовокзале капремонт, незадолго до этого я позвонил узнать, что будет с вывеской. Мне сказали, что собираются восстанавливать.

Вывеска «Миру мир». Снятые лампы

— Видела, что ты восстанавливаешь вывеску «иксов» (бар в центре города, существовал в нулевые — авт.), отремонтировал вывеску магазина «Цветы»…

— Да, не так давно мне пришлось выкупать вывеску «Иксов», я слышал, что это был культовый клуб в нулевые. А по поводу «Цветов»… Шел городу, увидел уродливую вывеску, смотрю, а на ней лампы. Лампы не были защищены от снега, в какой-то момент слишком мощно счистили снег с крыши, пара ламп разбилась. Зашел внутрь магазина, узнать, есть ли у владельцев магазина планы на эти лампы. Мне повезло, сказали, если новый арендатор даст добро, лампы можно забрать. И мы с товарищем приехали и сняли лампы. Сейчас они висят в «Лонгарте» (кофейня — авт.). Я в какой-то момент решил перестать ограничиваться тематикой советского неона и расширить тему до неона в Петрозаводске вообще.

Снятые вывески «Иксов»
Вывеска «Цветы» в Лонгарте

— А что тебя в этом процессе больше всего привлекает?

— Советская эстетика, хотя иногда удивляюсь, как все было халтурно cделано, плюс использование газосветных трубок в качестве материала для создания рекламы. Вывеска магазина успела создать магию вокруг участка улицы Дзержинского.

Забыл сказать: мне эта тема с вывесками кажется привлекательной для туристов. Те вывески, что есть, надо привести в чувство. Самое страшное, что с ними случилось, — это 90-е, их просто перестали включать.

— И предприятия разорились…

— Это да. В идеале я хочу сделать выставку петрозаводских неонов в каком-нибудь публичном пространстве. Я вдохновляюсь примером варшавского музея неонов. В Варшаве этих советских вывесок много. У нас с этим чуть похуже, но историю можно сделать. Плюс только у нас в городе есть вывески с переводом на финский язык.

— Кто твоя аудитория?

— Самая разная. Это могут быть и пожилые люди, которые  увидят то, что не горело 30 лет и возрадуются. Вот когда мы были на Авторемзаводе, нас на крышу провожал мужчина, который сам эту вывеску в последний раз включал 30 лет назад. Я уже чувствую ответственность перед этим человеком. Плюс аудитория людей, которые любят делать инстаграмные фоточки. Могут быть люди, которые интересуются советской эстетикой. Или те, которым просто нравится неон.

— Тебе на кажется, что будет диссонанс какой-то с современностью — советские вывески в современном городе?

— Нет, будет такая же история. Вывеску хочу повесить туда, где она и была.

— А у тебя нет страха, что ты повесишь вывески в тех районах и местах, где их мало кто увидит, например, на территории Станкостроительного завода?

— Кто сказал, что я собираюсь там вешать вывеску? Вот это как раз о том, что я собираюсь сделать Музей неона.

— То есть ты не боишься, что ту же вывеску в Соломенном, ремонт которой стоит кучу денег, могут сломать на следующий день?

— Я не склонен недооценивать людей. Я спросил у ребят, которые в Сыктывкаре восстановили вывеску два года назад, мол, как дела, они ответили, что все отлично.

Слышал, будто в Соломенном живут какие-то гопники, которые могут кидать камни. Я видел — там все лампы целые, кроме нижних, которые могут быть разбиты по разным причинам. И они были целые все 30 лет, что вывеска не работала, и когда был Советский Союз. Мне кажется, люди не будут ломать то, что работает.

 

Рустам Кадиров:  «У меня есть любовь к Соломенному и истории»

Рустам Кадиров (стоит)

Рустам — организатор восстановления вывески «Почта» в Соломенном. Его группа Вконтакте: https://vk.com/pochta_solomennoe.

— Расскажи о себе…

— Я Рустам, в Соломенном живу всю жизнь. Окончил ПетрГУ, прикладную математику и информатику, сейчас программист-фрилансер.

— Как появилась любовь к вывескам?

— Общей любви к вывескам, как у Ромы Молодцева, у меня нет, у меня есть любовь к Соломенному и истории. Эти два фактора наложились друг на друга и захотелось реставрировать табличку, которая всю мою сознательную жизнь висит ржавая и никому не нужная.

Почта в Соломенном
Почта в Соломенном. Эскиз, как будет выглядеть вывеска


— Почему ее нужно восстановить?

— У нас с Сергеем Ильиным (товарищ Рустама по общественной деятельности) есть большая задумка — восстановить исторический архитектурный центр в Соломенном в стиле 50-х-60-х годов. 

ДК и детский садик выкуплены частниками и приведены к тому состоянию. Осталось здание почты, где есть вывеска, и Главная площадь. Да-да, в Петрозаводске есть Главная площадь и она в Соломенном!

 — Общался с коллегами из других городов? Вообще реально восстановить? Какие могут возникнуть сложности?

— Ни с кем особо не общался. Реальность восстановления очевидна, вопрос лишь в ресурсах, а также степени исторической достоверности, к которой мы хотим вернуться. Нам можно помочь финансово в группе «ТОС Соломенное».

— Как местные жители относятся к вашей инициативе? Есть ли те, кто против и наоборот?

— В целом положительно. Против пока только одна семья, которая беспокоится, что вывеска будет светить им в окно и мешать спать детям. Но применим все технические возможности, чтобы такого не произошло. Да и в целом, вывеска там висела и раньше, поэтому маловероятно, что она будет кому-то мешать. Значительная часть людей просто относится с непониманием, зачем нам всё это нужно. Вот когда мы это сделаем, то вопросы пропадут.

— Если вы вывеску восстановите, кто будет платить за содержание, электричество?

— Сначала хотели передать весь объект на город, и готовы были его принять, но потом неожиданно написал представитель по связям с общественностью из Почты России, причём не местной, а федеральной. Сказал, что проект крутой, и они хотят помочь, а затем взять всё на баланс. Сейчас мы проходим этап согласования по сметам и техническим решениям. К тому же к работе с самого начала активно подключился Сергей Иванович Серёгин с фондом «Город на Онего». Они уже давно восстанавливают арт-объекты в Петрозаводске. Сейчас они готовы взять на себя покраску и металлообработку. Мы занимаемся в основном оргвопросами и общими работами, типа монтажа и демонтажа. Почта России оплатит освещение и будет его обслуживать, а город, как мы понимаем, готов оформить вывеску как арт-объект.

— Нет опасения, что в реалиях Соломенного вывеска будет слишком выделяться и ее сломают через неделю?

— Мы в прошлом году в рамках программы комфортной городской среды сделали освещение в парке, а под Новый год администрация вешала снежинки — ничего не сломали. Опасение, конечно, есть, но всё-таки Соломенное уже не то, что раньше. Основные хулиганы выросли и им уже не до этого, а нынешняя молодёжь не такая деструктивная. Среди них полно тех, кто рад, что в Соломенном появляется много нового.

Фото предоставлены Анастасией Болдыревой

Exit mobile version