Интернет-журнал «Лицей»

Кижские были

Кижское восстание
Кижское восстание

Не любят кижане варягов и защищаться они умеют. Начинаем знакомство с потомками известных династий, которые выступили в защиту музея-заповедника «Кижи».

После назначения нового директора музея-заповедника «Кижи» люди вышли на улицу, отправили письма во все инстанции, свое несогласие с кадровой политикой Минкульта РФ и министра Мединского выразили специалисты.

Как потомок династии священнослужителей Русановых от себя лично и от потомков других старинных кижских династий хочу выразить глубокую благодарность всем людям, воспринявшим нашу боль за судьбу нашей малой родины как свою. Низкий вам поклон от всех кижан, дорогие мои земляки!

Мне бы хотелось поближе познакомить вас с некоторыми кижанами, которые выступили в защиту музея-заповедника «Кижи». Среди них потомки сказителей Рябининых, известных не только в России, но и за её пределами, потомки мастеровых-краснодеревщиков Ольхиных,  священнослужителей Ржановских, потомственных крестьян Корниловых, Щепиных, Вавилиных, Серовых и ещё многих других, род которых известен с XIV-XV веков.

Борис Иванович Ржановский

Фамилия Ржановских,  потомственных священнослужителей и учителей, известна в Заонежье давно. В мае этого года Борису Ивановичу исполнится 87 лет. Великий труженик, по образованию педагог, Борис Иванович собрал  огромный материал не только о своих предках, но и о событиях далёких лет, связанных с Кижами.

Борис Иванович Ржановский

Дети протоиерея Василия Стефановича Ржановского. Фото начала XX века. Из архива Б.И. Ржановского

Отец Бориса Ржановского, Иван Васильевич Ржановский, окончил в Петрозаводске духовную семинарию. В годы первой мировой войны был призван в армию. На фронте он был тяжело ранен, отправлен в родную Сенную Губу на излечение, а затем получил назначение в комендатуру Вытегры.

Иван и Ольга Ржановские, 20-е годы. Фото из архива Б.И. Ржановского

Мама его была нотариусом. Борис родился в Вытегре 2 мая 1926 года. В 1940 году отец умер, остались они с мамой одни. Борис в 1941 году успешно окончил семилетку, получил свидетельство, а на второй день началась война. А с ней и голод.

Мама умирала от дистрофии. 14-летний Борис начал охотиться. Он брал папино ружьё, уходил в лес и, простояв на морозе в снегу несколько часов, возвращался с двумя-тремя рябчиками. Соседки варили бульон. Так мама была спасена от голодной смерти. Это был первый его мужской поступок, ведь пойти в лес, зимой, в мороз за несколько километров для подростка, который сам еле держался на ногах от голода, было ой как непросто!

После окончания средней школы в 1945 году Борис мечтал поступить в консерваторию. С детства он занимался музыкой, неплохо играл на пианино, хорошо пел. Но по путёвке райкома комсомола ему пришлось поступить в Рижское мореходное училище рыбного хозяйства. После его окончания был направлен на восстановление рыбоконсервного комбината в п. Индигу Архангельской области.

Когда в 1952 году комбинат при непосредственном участии Бориса Ивановича, работавшего главным инженером, восстановили, в Индигу приехал представитель КГБ. Он вызвал Ржановского и, поблагодарив за работу по восстановлению комбината, предложил сменить место жительства и работу.  Дело в том, что в 1949 году маму Бориса Ивановича арестовали за её социальное происхождение (она происходила из княжеского рода, освобождена по амнистии в 1953 году и полностью реабилитирована). Ему было предписано, правда, устно, выбрать работу, не связанную с материальной ответственностью.

Борис Ржановский уехал на родину своих предков в Заонежье, где стал учителем Толвуйской школы. Преподавал первое время пение, труд и гражданскую оборону. С тех пор вся его жизнь связана с педагогикой. Окончив заочно пединститут, работал учителем биологии и химии в Толвуе, Сенной Губе, Петрозаводске. Последние годы был завкабинетом производственного обучения в Институте усовершенствования учителей, передавая свой богатый опыт молодым коллегам.

Борис Иванович всю жизнь не расстаётся с музыкой, много лет пел в капелле у Л. Фулиди. Когда мы, потомки кижских династий, собираемся, он развлекает нас пением романсов и игрой на балалайке.

Однажды Борис Иванович принёс мне свою родословную. Я посмотрела и ахнула — это целая простыня по размерам! Он начал мне рассказывать о каждом своём предке, кто где родился, чем занимался. Дошли мы с ним до отца Захария, священника Кижского прихода во время известного кижского восстания.

Кижское восстание

Я читала в нескольких источниках про кижское восстание. Все авторы пишут об этом событии разное, не нашла двух одинаковых версий. Излагаю это событие со слов Бориса Ржановского.

Причиной кижского бунта стал царский указ о приписных крестьянах. Этот указ предписывал крестьянам прибыть в тогдашнюю Петровскую слободу для работы на оружейном заводе, где не хватало рабочих рук. Ядра и пушки нужны были царю для ведения войны со шведами. Кижские крестьяне, никогда не знавшие крепостного права, не захотели покидать свои семьи и своё хозяйство и отказывались ехать на завод. Когда местные власти узнали, что кижские крестьяне не собираются исполнять царский указ, решено было послать войска для подавления бунта. Прознав об этом, крестьяне решили укрыться от карателей в храме. К слову сказать, храмы никогда не были  ни светской, ни церковной собственностью. Они принадлежали общине, то есть прихожанам. Приход под руководством настоятеля следил за их содержанием: своевременно и сообща производились ремонты на общие деньги и общими силами.

Карательные войска на остров направлялись с двух сторон, чтобы взять мятежников в клещи. С юга, из Петрозаводска, двигался отряд под командованием полковника Ламздорфа, имеющий в арсенале  пушку. Переправившись через озеро, отряд остановился на Большом Клименецком острове. Отсюда и был произведён первый пушечный выстрел. Как только в Кижах услышали выстрел, а по воде звук распространяется на очень большие расстояния, по команде отца Захария на колокольне зазвонили колокола. Солдаты, услышав колокольный звон, наотрез отказались стрелять и идти дальше. Пришлось полковнику возвращаться восвояси. Ведь для православного человека идти воевать с храмом равносильно войне с Богом, это смертный грех.

Второй отряд карателей, обойдя Онежское озеро, продвигался в Кижи с севера. Командовал отрядом гвардии капитан Ржевский (не путать с героем анекдотов поручиком Ржевским, в нашем случае всё было очень серьёзно). Отряд остановился в Толвуе на ночлег. И тут крестьяне пошли на хитрость: они встретили служивых как дорогих гостей, напоили, накормили и спать уложили. А когда солдаты уснули, мужички их разоружили, а у капитана сломали шпагу. Так бесславно закончился этот поход.

Не любят кижане варягов и защищаться они умеют! Да и земля наша намоленная, храмы нам помогали всегда.

Специально для чиновников, не знающих ни географии, ни истории, сообщаю, что деревни Кижи никогда не существовало. Была деревня Кижский погост. Вместе с прилегающими к острову деревнями Серёдкой (родиной сказителя Трофима Рябинина), Воробьями, Корбой, Сычами, Телятниково, Боярщиной, Потаневщиной и ещё многими другими, входящими сегодня в охранную зону музея-заповедника, вся эта местность называлась Кижами, жители любой из деревень считали себя кижанами.

Наш кижанин Борис Иванович Ржановский, стойкий оловянный солдатик, и сегодня остаётся в строю: по-прежнему поёт в хоре, приводит в порядок свой архив. За последние годы он накопил колоссальный материал по истории Заонежья.

Несколько лет тому назад в Кижи приезжал финский лётчик Лаус-Дей Саксель. В декабре 1941 года финская разведка считала, что русские используют церкви как наблюдательные пункты. Сакселю было дано задание уничтожить Кижи. Но когда лётчик пролетел над островом,  так был поражён увиденной красотой кижских церквей, что у него рука не поднялась нажать на гашетку.

Узнав о приезде Сакселя, Борис Иванович тут же собрался и поехал в Кижи, чтобы познакомиться с ним и выразить признательность бывшему врагу, который оказался порядочным человеком, сумевшим оценить прекрасное творение кижских умельцев.

Сегодня в очередной раз над Кижами нависла угроза уничтожения. На сей раз на Кижи покушаются невежественные чиновники, так называемые «слуги народа», живущие на народные деньги, готовые на любую мерзость ради наживы.  У меня просто нет слов, чтобы как-то назвать существ типа мединских, нелидовых и иже с ними, которые оказались хуже врагов.

Но кижане народ стойкий, мы не намерены сдаваться и будем отстаивать свою позицию до конца.

Рис. с сайта kizhi.karelia.ru

 

Exit mobile version