Эти слова произнесла на «Рябининских чтениях» ведущий научный сотрудник Новосибирского государственного университета, доктор филологических наук Ольга Журавель
Междисциплинарная научная конференция прошла в Петрозаводске с 7 по 11 сентября и собрала гуманитариев не только со всех концов России, но и зарубежных исследователей.
24 года назад, в 1991-м, на острове Кижи собрались около 40 человек – фольклористы, историки, археологи, архитекторы, лингвисты. По инициативе сотрудника музея «Кижи», к большому сожалению, безвременно ушедшей ныне из жизни Регины Калашниковой в тот год прошли первые Рябининские чтения. Время и тогда, да и ныне, очень непростое, в том числе для науки. Достаточно сказать, что и в Европе, а в России тем более, с каждым годом сокращается число научных конференций, в первую очередь по гуманитарным наукам.
Вопреки всему с периодичностью раз в четыре года в музее-заповеднике «Кижи» проходит междисциплинарная научная конференция, собирающая гуманитариев не только со всех концов России, но и исследователей, приезжающих из-за границы, причем число участников растет из года в год. В этом году к началу пленарного заседания 7-й конференции зарегистрировались более 140 участников. Помимо музея-заповедника организаторами конференции стали Институт языка, литературы и истории КарНЦ и ПетрГУ.
Неизменной все эти годы остается тема конференции, поистине необъятная – культура Русского Севера. Название «Рябининские чтения» научный форум носит неслучайно: в Кижской волости жили представители знаменитой династии сказителей Рябининых, на кижском погосте нашел последнее упокоение основатель династии Трофим Григорьевич Рябинин.
– Что собирает ученых на «Рябининские чтения»? – задала вопрос, обращаясь к участникам пленарного заседания, председатель оргкомитета доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Татьяна Иванова. И сама же ответила на него: желание обменяться научными идеями, познакомиться с новыми изданиями, установить контакты, но главное – тема чтений: культура Русского Севера.
Говорить сегодня об ее уникальности то же самое, что доказывать — Волга впадает в Каспийское море. Тем не менее тема эта – культура Русского Севера – настолько многогранна и неисчерпаема, что послужит темой не одного исследования, приведет к новым открытиям.
Выступившая на пленарном заседании ведущий научный сотрудник Новосибирского государственного университета, доктор филологических наук Ольга Журавель отметила: «Русский Север мог бы обойтись без Сибири, но Сибирь без культуры Русского Севера – никогда». Тема доклада новосибирского ученого была «Утопический текст в старообрядческой русской культуре».
Назову только еще один доклад – главного научного сотрудника Института экологических проблем Севера, руководителя НОЦ «Культурное наследие Русского Севера», доктора культурологии Анны Пермиловской из Архангельска, открывшей пленарное заседание: «Храм в контексте русской традиционной культуры: синкретизм материального и духовного». Известно, что Русский Север – уникальный заповедник деревянного зодчества. Архангельский ученый рассказала, как при возведении деревянных храмов соединялись каноны православия, традиции народной культуры.
Интересно, что большинство деревянных храмов, в частности, у нас в Карелии, — приходские церкви, поэтому строились на пожертвования жителей сел и деревень. Причем, заказчики не только жертвовали деньги, но и встречались с мастерами, высказывали свои пожелания, каким бы они хотели видеть именно свои храмы. Они носили не только религиозный, но и социальный характер. Мастера строили храмы, сообразуясь с ними, в силу своего таланта и чувствуя ответственность перед обществом. И почитались они своими согражданами святыми людьми. Кстати, не только легендарный Нестор, но и любой мастер, завершив строительство храма, бросал по традиции топор в воду – реку ли, озеро или море, что должно было означать: второго такого строения не будет.
Знаменитая Преображенская церковь в Кижах, 300-летие которой мы отметили год назад, тоже приходской храм. Года два назад вышла интереснейшая книга научных сотрудников музея Виолы и Бориса Гущиных, в которой они собрали документы, отразившие весь процесс строительства храма, в том числе и сбор средств. На строгом учете была каждая копеечка, сохранились договоры с мастерами, расписки, счета за приобретенные материалы. Интересно, как шел сбор средств на строительство: те, кто побогаче, вносили крупные суммы, кто победнее — соображаясь со своими средствами, а совсем бедные приносили часто кусок холста, корзиночку яиц или другие сельхозпродукты, вырученные от их продажи деньги тоже шли на строительство церкви. Возведение храма было заботой всего общества, как и его сбережение, реставрация.
На заседаниях 8 секций – истории и этнографии, деревянного зодчества, церковного искусства и древнерусской живописи, фольклористики, этномузыки, языкознания, книжности и литературы, актуализации народной культуры прозвучало более 60 докладов. А вот межсекционное заседание, можно сказать, уже по традиции, было посвящено культуре, истории и археологии Заонежья и Кижам. И что интересно, наряду с сообщениями научных сотрудников музея-заповедника, здесь были доклады ученых из других регионов России. Профессора, доктора исторических наук из Нижневартовского филиала Тюменского государственного нефтегазового университета Виктора Мауля заинтересовало Кижское восстание 1769-1771 годов. А темой исследования старшего научного сотрудника Калужского музея изобразительных искусств Василия Пуцко стали традиции в оформлении храмов Кижского погоста.
Завершилась конференция также традиционной поездкой ее участников на остров Кижи. Следует отметить, что к научному форуму был издан сборник, включающий 172 (!) доклада.
Через четыре года ученые должны вновь собраться в Петрозаводске, уже на восьмые «Рябининские чтения». Соберутся ли? Обязаны. Уверена, Рябининские чтения, научная работа, которую ведут сотрудники музея-заповедника, не менее важны для «Кижей», они служат важному делу – сохранению исторической памяти народа. И это гораздо нужнее сегодня, чем рост «поголовья» туристов на острове. Нельзя забывать о престиже и музея-заповедника, и республики.
Фото автора и пресс-службы музея-заповедника «Кижи