Главное, Культура

«Русский Север мог бы обойтись без Сибири, но Сибирь без культуры Русского Севера – никогда»

Участники Рябининских чтений

Эти слова произнесла на «Рябининских чтениях» ведущий научный сотрудник Новосибирского государственного университета, доктор филологических наук Ольга Журавель

Междисциплинарная научная конференция  прошла в Петрозаводске с 7 по 11 сентября  и собрала гуманитариев не только со  всех концов России, но и зарубежных исследователей.

24 года назад, в 1991-м, на острове Кижи собрались около 40 человек – фольклористы, историки, археологи, архитекторы, лингвисты. По инициативе сотрудника музея «Кижи», к большому сожалению, безвременно ушедшей ныне из жизни Регины Калашниковой в тот год прошли первые Рябининские чтения. Время и тогда, да и ныне, очень непростое, в том числе для науки. Достаточно сказать, что и в Европе, а в России тем более, с каждым годом сокращается число научных конференций, в первую очередь по гуманитарным наукам.

Вопреки всему с периодичностью раз в четыре года в музее-заповеднике «Кижи» проходит междисциплинарная научная конференция, собирающая гуманитариев не только со  всех концов России, но и исследователей, приезжающих из-за границы, причем число участников растет из года в год. В этом году к началу пленарного заседания 7-й конференции зарегистрировались более 140 участников. Помимо музея-заповедника организаторами конференции стали Институт языка, литературы и истории КарНЦ и ПетрГУ.

Неизменной все эти годы остается тема конференции, поистине необъятная – культура Русского Севера. Название «Рябининские чтения» научный форум носит неслучайно: в Кижской волости жили представители знаменитой династии сказителей Рябининых, на кижском погосте нашел последнее упокоение основатель династии Трофим Григорьевич Рябинин.

– Что собирает ученых на «Рябининские чтения»? – задала вопрос, обращаясь к участникам пленарного заседания, председатель оргкомитета доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Татьяна Иванова. И сама же ответила на него: желание обменяться научными идеями, познакомиться с новыми изданиями, установить контакты, но главное – тема чтений: культура Русского Севера.

Говорить сегодня об ее уникальности то же самое, что доказывать  — Волга впадает в Каспийское море. Тем не менее тема эта – культура Русского Севера –  настолько многогранна и неисчерпаема, что послужит темой не одного исследования,  приведет к новым открытиям.

Выступившая на пленарном заседании ведущий научный сотрудник Новосибирского государственного университета, доктор филологических наук Ольга Журавель отметила: «Русский Север мог бы обойтись без Сибири, но Сибирь без культуры Русского Севера – никогда». Тема доклада новосибирского ученого была «Утопический текст в старообрядческой русской культуре».

Назову только еще один доклад – главного научного сотрудника Института экологических проблем Севера, руководителя НОЦ «Культурное наследие Русского Севера», доктора культурологии Анны Пермиловской  из Архангельска, открывшей пленарное заседание: «Храм в контексте русской традиционной культуры: синкретизм материального и духовного». Известно, что Русский Север – уникальный заповедник деревянного зодчества. Архангельский ученый рассказала, как при возведении деревянных храмов соединялись каноны православия, традиции народной культуры.

Интересно, что большинство деревянных храмов, в частности, у нас в Карелии, — приходские церкви, поэтому строились на пожертвования жителей сел и деревень. Причем, заказчики не только жертвовали деньги, но и встречались с мастерами, высказывали свои пожелания, каким бы они хотели видеть именно свои храмы. Они носили не только религиозный, но и социальный характер. Мастера строили храмы, сообразуясь с ними, в силу своего таланта и чувствуя ответственность перед обществом. И почитались они своими согражданами святыми людьми. Кстати, не только легендарный Нестор, но и любой мастер, завершив строительство храма, бросал по традиции топор в воду – реку ли, озеро или море, что должно было  означать: второго такого строения не будет.

Знаменитая Преображенская церковь в Кижах, 300-летие которой мы отметили год назад, тоже приходской храм. Года два назад вышла интереснейшая книга научных сотрудников музея Виолы и Бориса Гущиных, в которой они собрали документы, отразившие весь процесс строительства храма, в том числе и сбор средств. На строгом учете была каждая копеечка, сохранились договоры с мастерами, расписки, счета за приобретенные материалы. Интересно, как шел сбор средств на строительство: те, кто побогаче, вносили крупные суммы, кто победнее — соображаясь со своими средствами, а совсем бедные приносили часто кусок холста, корзиночку яиц или другие  сельхозпродукты, вырученные от их продажи деньги тоже шли на строительство церкви. Возведение храма было заботой всего общества, как и его сбережение, реставрация.

На заседаниях 8 секций – истории и этнографии, деревянного зодчества, церковного искусства и древнерусской живописи, фольклористики, этномузыки, языкознания, книжности и литературы, актуализации народной культуры прозвучало более 60 докладов. А вот межсекционное заседание, можно сказать, уже по традиции, было посвящено культуре, истории и археологии Заонежья и Кижам. И что интересно, наряду с сообщениями научных сотрудников музея-заповедника, здесь были доклады ученых из  других регионов России. Профессора, доктора исторических наук из Нижневартовского филиала Тюменского государственного нефтегазового университета Виктора Мауля заинтересовало Кижское восстание 1769-1771 годов. А темой исследования старшего научного сотрудника Калужского музея изобразительных искусств Василия Пуцко стали традиции в оформлении храмов Кижского погоста.

Завершилась конференция также традиционной поездкой ее участников на остров Кижи. Следует отметить, что к научному форуму был издан сборник, включающий 172 (!) доклада.

Через четыре года ученые должны вновь собраться в Петрозаводске, уже на восьмые «Рябининские чтения». Соберутся ли? Обязаны. Уверена, Рябининские чтения, научная работа, которую ведут сотрудники музея-заповедника,  не менее важны для «Кижей», они служат важному делу – сохранению исторической памяти народа. И это гораздо нужнее сегодня, чем рост «поголовья» туристов на острове. Нельзя забывать о престиже и музея-заповедника, и республики.

Трофим Григорьевич Рябинин, основатель знаменитой заонежской династии сказителей. В апреле 2016 году будет отмечаться  215 лет со дня его  рождения
Трофим Григорьевич Рябинин, основатель знаменитой заонежской династии сказителей. В апреле 2016 году будет отмечаться 215 лет со дня его рождения
Могила Трофима Рябинина на Кижском погосте
Могила Трофима Рябинина на Кижском погосте
Эта памятная доска установлена на ограде Кижского погоста
Эта памятная доска установлена на ограде Кижского погоста
Доклад Сергея Мызникова, доктора филологических наук, заведующего отделом Института лингвистических исследования РАН, был посвящен теме «Финно-угорский субстрат в Обонежье и Беломорье». Кстати, в этом году впервые лингвистический доклад был вынесен на пленарное заседание. Справа – председатель оргкомитета чтений, доктор филологических наук Татьяна Иванова (Санкт-Петербург)  и Игорь Мельников, кандидат исторических наук, заместитель директора музея-заповедника «Кижи»
Выступает Виктор Лапин, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). Тема доклада «Поздняя архаика традиционной культуры Русского Севера: метафора или реальность?»

Фото автора и пресс-службы музея-заповедника «Кижи

  • Наталья

    Исправили, спасибо за внимательное чтение.

  • Гость

    На последнем фото — это не Сергей Мызников. Исправьте, пожалуйста.

  • Татьяна

    Что же потомков Рябининых не пригласили в этом году в Кижи вместе с другими потомками кижских династий?