В шестидесятые, наверное, не только мы с подругой, но и другие романтичные школьницы Петрозаводска и всего СССР были влюблены в героев фильма Уильяма Уайлера «Римские каникулы». И в исполнителей главных ролей Одри Хепберн и Грегори Пека – особенно. Тогда, в шестидесятые, мы с лучшей подругой Наташей мечтали побывать в Италии, «когда станем взрослыми». И вот мы давно стали взрослыми.
Окончив в Петрозаводске школу с золотой медалью, Наташа уехала в Москву, поступила в технологический институт. До сих пор преподает в Технологическом институте легкой промышленности города Шахты, что на берегах тихого Дона. Кандидат экономических наук, профессионал в области качества европейской организации, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Одна из её основных специальностей, которую и вела много лет в институте, – модельер-конструктор по одежде. Но тонкий вкус у Натальи Павловны не только в одежде, а во всем, за что берется, что читает, о чем рассуждает. Загружена работой, семейными заботами, командировками по стране – до предела.
Поэтому удивляюсь, что у неё остается время, и почему ей его не жалко, чтобы прочесть чуть ли не все новинки любовных романов? Удивляюсь, как можно совмещать любовь к русской и зарубежной классике, в чем мы едины, и эту «книжную мелодраму»? К примеру, Наталья долго уговаривала меня прочесть нашумевший и уже экранизированный роман Элизабет Гилберт о путешествии в Италию «Есть, молиться, любить». Пока не уговорила. А недавно Наталья предложила мне исполнить нашу детскую мечту: устроить свои римские каникулы. Она ее осуществила, что больше всего меня и тронуло. Может быть, поэтому я и загорелась подготовить из её писем об Италии заметки. Получив согласие автора писем, предлагаю заметки Натальи Вороновой в своей редакции интернет-журналу «Лицей».
***
«Италию намечтала себе давно. И когда смотрела фильм «Римские каникулы», восхищаясь лестницей на площади Испании, и когда читала о любви на несуществующем острове Эа у Ричарда Олдингтона, и когда в нашем Шахтинском технологическом институте вела занятия по теме Возрождения, и когда вышивала Венецию, заключив полотно в пяльцы.
И вот, наконец, получила мультивизу, быстро нашла попутчицу из своих коллег, и начала готовиться к путешествию. Помимо удобной обуви (запомнилось из книги Элизабет Гилберт и про правильную обувь и про то, что в Италии можно вкусно поесть), сидела неделю на гречке и кефире, чтобы в Италии наслаждаться пиццей, пастой и другими национальными кушаньями. Как и многие, я знала, что там первое, главное и любимое блюдо – паста. Можно было бы сказать, что это те же макароны по-нашему. Однако, есть разница, большие плюсы в пользу безумно вкусной и упругой итальянской пасты. Словом, мы с моей попутчицей Татьяной ни разу не отказали себе в удовольствии вкусно пообедать и поужинать.
Наше путешествие длилось всего восемь дней. Но именно длилось, потому что получилось настолько насыщенным, что на третий день нам казалось, что мы в Италии уже месяц. С погодой повезло. По прогнозу из восьми дней всего два обещали без дождей. И я успокаивала Татьяну, что в Италии дожди, это не одно и то же, что у нас в России дожди …
И вот мы прилетели в Римини. Красота! Плюс 20, суббота, отмечается какой-то праздник и на пляже великолепный салют. Вот это да! Салютом и чудной погодой встретила нас Италия в октябре! Разместили нас в отеле «Ману», о котором в Интернете были не очень хорошие отзывы. Номер не восхитил, но переночевать предстояло всего одну ночь. На следующий день в 6.45 уезжаем в Вечный город, в Рим. Вечером мы отправились гулять по Римини. На набережной в уличных кафе отдыхали итальянцы, распевали караоке. Они сразу поняли, что мы русские, и приветствовали по-русски: «Добрий ве-е-чер». На что я с удовольствием отвечала: «Буэна сера».
Должна заметить, что перед каждой зарубежной поездкой я заучиваю несколько фраз из словаря туриста. И это меня очень выручает. К примеру, когда мы с приятельницей потеряли обе карты, то благодаря этому моему минимуму необходимых фраз по-итальянски добрались до отеля, нигде не заблудившись.
Рим нас встретил солнцем и теплом, +27. Переезд Римини-Рим долгий, пять часов. Но мы нисколько не заскучали, благодаря обаятельному и толковому сопровождающему нашей группы. Игорь сделал переезды приятными и познавательными. Он показывал нам разные современные и научно-популярные фильмы, ставил замечательную итальянскую музыку, читал стихи об Италии. Кроме того, сумел все так организовать, что мы ни минуты никого не ждали, и никогда не опаздывали. Нас веселила его любимая фраза: «Через одну минуту и 48 секунд мы подъедем….».
И вот мы в Риме, на площади Испании, на макушке знаменитой лестницы, по которой каждый февраль дефилируют манекенщицы на ежегодном показе мод. Нас встретил замечательный гид Евгений (он с нами был дважды, так уж повезло), и мы «маршем гладиаторов» пошли изучать Рим.
Хотя нас тысячу раз предупреждали, что в Италии воруют на первых же минутах, один турист из нашей группы, видимо, не поверил. В итоге с первых минут в Риме лишился банковской карточки. Я же эту неприятность предусмотрела и по экскурсиям ходила в обнимку с маленькой сумкой. По Риму я шла с замиранием сердца, все было узнаваемо. И я вспомнила тебя, как ты рассказывала о Париже, когда оказалась там в первый раз: будто наконец очутилась в знакомом городе, который таким и представляла, начитавшись французских классиков.
Я любовалась Венецианской площадью, большой и красивой, нулевым меридианом, Колизеем. Потом у нас было свободное время, которое мы с удовольствием провели в кафе возле Колизея. Выпили по бокалу вина, всего-то за 2 евро, и съели по замечательному мороженому джетто уже за 4 евро. Замечу, что цены на еду в Италии выше, чем в Испании, где тоже недавно побывала. Если в Испании хороший обед с вином и десертом стоил 10-15 евро, то в Италии 15- 25 евро. Так много говорю о еде потому, что в Италии – это тоже своего рода искусство. Здесь едят, будто поют: с наслаждением, неспешно, искренне считая: когда человек ест, он не стареет. Не случайно все же Элизабет Гилберт назвала свою книгу «Есть, молиться, любить». Ела-то писательница в Италии.
После обеда я не преминула сказать по-итальянски: «Perfekto», что означает «замечательно». Чем заслужила почти влюбленную улыбку хозяина кафе. Нас поселили в уютном отеле «Даниела» в центре Рима. Мы немного отдохнули и отправились гулять по милым улицам и маленьким площадям Вечного города.
На обратном пути, около восьми вечера, набрели на маленький ресторанчик возле отеля, недалеко от площади Маджори. Несколько столиков было вынесено на улицу, прямо на пешеходную часть. Мы поужинали, наслаждаясь тишиной и покоем. Потом все четыре дня в Риме мы ужинали только там.
Перед отъездом в Италию я убеждала себя, что не буду брать много дополнительных экскурсий, так как устану, в голове все перепутается и удовольствия не получу. Но не тут-то было. Мы со спутницей взяли все дополнительные экскурсии. Плюс к обязательным, оплаченным: в Рим, Флоренцию, Венецию и государство Сан-Марино. За эти восемь дней мы побывали в Неаполе, Помпеях, Болонье. Ничуть не жалею, хотя уставала смертельно. Но настолько уютными были отели и удобства в них, что за ночь мы восстанавливали силы и с утра пораньше отправлялись на прогулку по Италии.
Неаполь уже много веков грязноватый, неопрятный город. Но про это забываешь, оказавшись на его набережной, дивной красоты. (Тут даже вспомнилось, что и в нашем с тобой родном Петрозаводске Онежская набережная тоже стала главным украшением города).
А вот Помпеи – город, который меня по-настоящему поразил. Особенно его история. В первом веке нашей эры – такая цивилизация! Помпеи восстанавливали 228 лет. В первом веке там уже были и водопровод, и канализация, и общественные прачечные, и пешеходные переходы, и многое другое из того, что во многих городах появилось не так давно или еще не появилось вовсе. Меня всегда трогает, когда заботятся о человеке. Так вот там заботились! На улицах были колодцы, где можно напиться прохладной воды. Колодцы, в которые в буквальном смысле никто не плевал. Я даже фильм видела об этом городе, но, побывав там, поняла, что сейчас мы у себя дома только говорим, что все для человека. На самом деле все против него. Что-то меня занесло от новых впечатлений. Может быть, я необъективна? Тогда покажите мне того, кто во всем и всегда объективен.
Возвращаемся в Рим. Но перед тем как сесть в автобус в Помпеях, наш экскурсовод приглашает нас в ювелирный салон, где делают геммы. Это обычная практика, когда экскурсоводы приглашают в «прикормленные» магазины. Мы с приятельницей Татьяной, естественно, среди желающих. Ну, ты же знаешь, как я неравнодушна к красивым украшениям, но только к тем, что на мой вкус. Словом, в магазине я делаю дорогую, совершенно ненужную покупку: кольцо со стразами Сваровски. Кольцо нарядное, и первый раз я его надела на работу в день своего рождения, а теперь ношу каждый день. Понимаю, что это не к месту и безвкусица – с деловым нарядом носить это кольцо, но ничего поделать с собой не могу.
Немного отдохнув, вечером отправились в «свой» ресторанчик, где нас встретили тепло, как старых знакомых. Мы пили домашнее вино, отчего еще больше проголодались, попросили приготовить еду побыстрее. Но нам объяснили, что быстрее нельзя, это ведь ресторан, и все готовится при нас. Мы заказали еще вина, и стали ждать. Ожидание стоило того, нам принесли огромную тарелку пасты с каким-то необыкновенным соусом! А ведь мы заказали ещё тирамису и мороженое. Тирамису в этом ресторане подают в креманках. Вкусно так, что пальчики оближешь. За полтора часа съели все!!!
Следующее утро–- экскурсия в Ватикан. Все поездки у нас начинались очень рано, а вот в Ватикан в 9 утра. Мы хорошо выспались, единственное, что огорчало: по прогнозу должен быть дождь. Ох уж эти прогнозы! Так я и протаскалась с зонтиком весь день. Дождя не было, а к середине дня светило солнце, и мы весь день гуляли по Риму.
Ватикан. Я серьезно отношусь к религии, и настроилась очень торжественно. Но Ватикан – это великолепные музеи, где я для себя сделала много открытий. Во-первых, росписи на потолке выглядели как лепнина, во-вторых, мы проходили через зал, где были выставлены картины местностей Италии, это первые географические карты с указанием речек, деревушек, возвышенностей. Жаль, что и по музеям Ватикана мы тоже прошагали «маршем гладиаторов». Но посетителей так много, что, если задержишься, то сразу и потеряешься. И вот, наконец, Сикстинская капелла, где и в настоящее время проходят выборы Папы римского. В этом зале нельзя фотографировать и разговаривать. И это хорошо. Было время все тщательно разглядеть и убедиться, что на самом деле это великое творение итальянцев. Все экскурсоводы зациклились на том, что Микеланджело рисовал в технике 3D, это по ощущениям действительно так, росписи других художников не были так объемны. Картина «Страшного суда» не показалось уж такой «страшной», видимо, потому, что экскурсовод рассказал нам притчу.
На суде господь спрашивает: – Вы кто?
Отвечают: – Мы католики.
Господь – в сторону: – А вы кто?
– Мы православные.
Господь – в сторону: – А вы кто?
– Мы адвентисты .
Господь – в сторону: – А вы кто?
– Мы дети божьи.
Господь взмахнул рукой вверх: – Проходите.
Одним взмахом руки господь распорядился всеми. Посылаю тебе фото билета в музеи Ватикана. На нем центральная часть потолка капеллы.
В конце экскурсии вышли на площадь Святого Петра. Нам показали окна резиденции Папы римского и окно, из которого он обращается к слушателям. В тот день Папа римский работал, это был вторник. Потом через мост Первого века мы вышли из государства Ватикан в центральную часть Рима. Мы, конечно, не сразу направились в гостиницу, а прошлись по Via (улица) Corco, где расположены магазины, как дорогие, так и доступные. Улицу Корсо мы прошли от Площади Венеции до Парламентской площади. Ничего не купили, так как «безразмерный» – это в Италии 48 по-российски. Пока примеряли, потеряли обе карты. Но я уверено сказала моей попутчице, что доведу. Вернулись на Площадь Венеции, затем по улице Императоров, мимо Нулевого меридиана – к Колизею. После Колизея кидалась ко всем туристам с картой и с милой улыбкой с возгласом «per favore» (будьте любезны), запоминала название улицы, по которой нужно идти дальше. Не поверишь, так и дошли, не зная названий улиц, а только направление. В отель доползли полумертвыми от усталости. Не раздеваясь, легли на кровати, И даже не разговаривали. Но вечером снова гуляли.
На следующий день – Флоренция. В автобусе был вай-фай. По прогнозу опять обещали дождь. Но опять его не было. Во Флоренции нас встретила замечательный экскурсовод Катарина – итальянка, прекрасно говорящая на русском. Она провела с нами две экскурсии по городу и по галерее Уффици. Мне казалось, что уж про Флоренцию-то я знаю все. Естественно, ошибалась. Во-первых, о визитной карточке Флоренции – соборе со знаменитым оранжевым куполом Брунеллески. Не думала, что собор такой большой и красивый, как снаружи, так и внутри. Напротив собора базилика с расписанными дверями, которыми восхищался сам Микеланджело. Великолепные скульптуры на площади Синьории. И, наконец, галерея Уффици. Конечно, я читала о картинах, которые там находятся. Но была потрясена картинами Филиппа Липпи, картиной Верроккьо, где ангела слева написал пятнадцатилетний Леонардо, картинами Боттичелли, Караваджо, Тициана. Увидела там и портрет Петра Первого. Он никогда не был во Флоренции, но за его заслуги портрет вывесили в этой знаменитой галерее.
Катарина настолько великолепно провела экскурсию, что мы ее благодарили аплодисментами. Она была растрогана и сказала, что любит русские группы, так как мы «думающие и интересующиеся духовными ценностями», так она выразилась.
После Флоренции мы снова вернулись в Римини, в тот же отель «Ману». Так как я все же подготовилась к общению с итальянцами, Татьяна меня отправила вперед, чтобы я попросила другой, более удобный номер. Все получилось. Мы три ночи провели в другом, более удобном номере. Я убедилась еще раз в том, что можно требовать для себя чего-то более хорошего и ничего неловкого, невежливого в этом нет. А то всю жизнь: «Извините, ничего страшного» и т.д. в этом духе.
Наконец-то в Римини выпал настоящий дождь. (Повеяло нашей с тобой малой родиной, Валя, – Карелией). Мы с Татьяной, как всегда, хотели есть. Взяли зонты, и пошли искать ресторан или пиццерию. Римини – курортный город, в октябре сезон купания уже закончен, да еще дождь, да еще девятый час вечера.
Многие ресторанчики были закрыты, но все же мы нашли сияющий, веселый ресторан, где было много итальянцев с детьми. Приветливые официанты нашли для нас столик, принесли вина. Там мы ели еще одну вкусную пасту. После ресторана зашли в супермаркет, я купила вина, сыр моцареллу, конфеты. Все это здесь намного дешевле, чем в России. Понятное дело – не импортное.
На следующий день мы уезжали в Болонью. Это была дополнительная экскурсия, то есть плата не входила в стоимость тура. Но мы с Татьяной как преподаватели вуза не могли не поехать туда, поскольку помнили, что именно болонский процесс разрушил нашу российскую систему образования переходом на бакалавриат и магистратуру. Болонья – замечательный город с 40 километрами портиков-навесов возле домов, поэтому в дождь там можно обходиться и без зонтов.
Мы, конечно, побывали в одном из зданий Болонского университета. Экскурсию проводила русская выпускница Болонского университета. Кстати, учиться там не так уж дорого: полторы тысячи евро в год и еще примерно 800 евро ежемесячно на проживание. За нашу Катюху, мою внучку, которая учится в Петербурге, мы платим дороже. Болонский университет был образован в XIII веке, чуть позже, чем Сорбонна и Кэмбридж. Главное отличие то, что там изначально учили не теологии, а юридическим наукам, врачеванию, астрологии, и было два факультета, на которых учились юристы и «артисты» («артисты» – это все остальные, в том числе и врачи). В Болонье же мы все убедились в справедливости фразы «не шепчитесь по углам». На одной из маленьких площадей мы встали по диагонали и по углам, и тихо переговаривались: слышно отлично.
Болонья называет себя «толстушкой», там готовятся отличные колбасы. Я съела там огромный бутерброд с настоящей (без сомнительных добавок) вареной колбасой. Можно было бы привезти и угостить родных и коллег, и я непременно бы привезла вареной колбасы, но как всякий натуральный продукт, она бы в пути скоро испортилась.
***
И наконец Венеция. В Венецию мы выехали в 6 утра. Ехать долго. Сопровождающий Игорь показал нам в автобусе три фильма: документальный о том, как обучаются профессии гондольера, и два художественных: «Честная куртизанка» и современный фильм с участием Анжелины Джоли и Джонни Деппа. Съемки фильма с Джоли и Деппом проходили в отеле Gabriela. Отель находится на набережной, куда мы добирались на катере с материка. И от этой же стоянки покидали Венецию.
По набережной через четыре мостика мы добрались до главной площади Сан Марко, где, ко всему прочему, расположен знаменитый дворец Дожей (вождей). Нужно ли говорить, что погода была замечательной, за что нас сердечно благодарила экскурсовод Паоло. Она уроженка и жительница Венеции. Паоло с удовольствием сообщила, что в этом году путешествовала по России и была в Кижах! Восхищалась. Представляешь?! У нас в Кижах! Как все же тесен мир, хоть и велик!
После прогулки по Венеции, посещения собора, нас ждала экскурсия во дворец Дожей (туда мы тоже записались, не жалея на это денег). Но тут я с ужасом поняла, что у меня нет никаких сил, и я сказала Татьяне, что сажусь на лавку возле дворца и не сдвинусь с места. Она меня поддержала, призналась, что у нее тоже нет сил, и она не знала, как мне об этом сказать. Мы просидели на лавке два часа, а потом Игорь отвел нас в ресторан немножко дальше от центра, где мы замечательно пообедали, отдохнули.
В 10 утра мы отправились с туристами другой группы в маленькое государство Сан Марино, что в 30 минутах езды от Римини. Сан-Марино на высоте 700 метров над уровнем моря. Тут уж мы оценили проводника Игоря еще раз. Музыка нас сопровождала итальянская, но уже не тот репертуар, что с любовью был подобран нашим сопровождающим Игорем. На лифте мы добрались в исторический центр Сан Марино, пофотографировались, погуляли, походили по многочисленным магазинчикам. Татьяна предложила мне выбрать подарок к моему предстоящему дню рождения. Я выбрала часы производства Сан-Марино. А в 19 вечера мы вылетали в Ростов-на Дону.
Несколько лет назад я предлагала тебе, Валя, съездить в Италию, сказала, что это будет стоит около 70 тысяч. Рублей. Ты промолчала по понятной причине: суммы этой, неподъемной, у тебя не имелось и не обещалось. Но, знаешь, я истратила намного больше, хотя не купила даже магнитиков для подарков, что делаю всегда. В Сан-Марко у меня не осталось даже денег на обед: последние 10 евро в кошельке нужны были на упаковку багажа, мой чемодан развалился. Я позвонила невестке в Шахты, она выслала мне на карточку полторы тысячи, таким образом я все же пообедала.
В Сан-Марино мы зашли в ресторан, который держали молдаване, и впервые за восемь дней ели там суп. Ну вот и все. Начала с еды и закончила едой свои записки об Италии. Чему ты, конечно, удивишься, помня мою обычную сдержанность и разборчивость в еде. Но Италия меня в этом смысле раскрепостила. Дома я – прежняя. Обнимаю».
Заметки подготовила для публикации Валентина Акуленко
Фото из личного архива Натальи Вороновой